an image
Поиск
Это интересно

Вопрос:

В моей коллекции есть марка с надписью «Саво-Verde», на ней вопроизведены два портрета, под которыми напечатаны слова «Vicente Dias» и «Goncalo de Cintra». В какой стране выпущена эта марка и что означают надписи на ней?

Эксперт:

Эта марка Португальской колонии—островов Зеленого Мыса, находящихся к западу от африканского континента. Вышла в 1952 году. Висенте Диас (Vicente Dias) и Гонзало де Синтра (Gongajo de Cintra)— португальские мореплаватели XV века. Готический шрифт, которым сделаны надписи, был широко распространен в пятнадцатом веке во многих странах Европы. Очевидно, художник выбрал этот шрифт для того, чтобы подчеркнуть, в какое время жили мореплаватели.

Анонс

Виды зубцовки

Что значит линейная, рамочная, гребенчатая зубцовки?

Для перфорирования почтовых марок применяются машины различных систем, поэтому существуют три вида зубцовок: рамочная, гребенчатая и линейная.

При рамочной зубцовке прокалываются все четыре стороны марки, как бы заключая ее в рамку из отверстий. Края марочного листа со всех четырех сторон остаются не проколотыми.

При гребенчатой зубцовке пробиваются три стороны марки. Это происходит потому что иглы в машине расположены в виде гребенки. Затем листы перфорируются еще раз.

При этом замыкается зубцовка четвертой стороны предыдущего ряда. Характерный признак гребенчатой зубцовки — наличие проколов на одном или двух противоположных краях марочного листа. Кроме того, у основания гребенки всегда имеется по одному дополнительному проколу (рис. 3). Если же ширина марочного листа меньше размера гребенки, то одна или обе боковые стороны оказываются пробитыми до конца.

Отличительный признак отдельных марок с рамочной и гребенчатой зубцовками — правильная форма всех четырех угловых проколов (рис. 4). Отличить рамочную перфорацию от гребенчатой можно только по угловой марке с полями.

Самый старый вид зубцовки - линейная. Марочный лист пробивается Марочный лист пробивается ряд за рядом, сначала в одном направлении (вертикальном), а затем в горизонтальном. При таком способе перфорирования пробиваются и поля.

Марки с линейной зубцовкой отличаются неправильной формой угловых зубцов.

Что такое зубцемер и как им пользоваться?

Зубцовку можно определить, подсчитав сколько зубцов приходится на 2 см. края марки. Но это довольно утомительная работа Поэтому пользуются специальной филателистической линейкой — зубцемером.

На стандартных зубцемерах изображаются в виде шкалы двухсантиметровых отрезков образцы различных зубцовок от 7 до 16½. Зубцемеры изготовляются из плотной бумаги или фотопленки. На прозрачном зубцемере обычно делают две шкалы: горизонтальной определяют зубцовку при накладывании марки, вертикальная предназначена для марок, наклеенных в альбом.

При определении зубцовки одну из сторон марки прикладывают к разным отрезкам зубцемера до полного совпадения зубцов марки с зубцами соответствующего отрезка. Определение зубцовки следует всегда начинать с верхнего горизонтального края марки, и далее — по движению часовой стрелки — правый, нижний и левый края.

Что такое офсет?

Современный способ офсетной печати известен с начала столетия, но для изготовления марок его стали широко применять всего лет 20 назад. Он основан на том, что краска с печатной формы /3/ передается на обтянутый резиной офсетный цилиндр /4/ и уже с него на бумагу /6/.

Формы для офсетной печати — плоские, печатающие и пробельные элементы практически лежат в одной плоскости. Оригинал марки фотографируется через растр (черные линии, нанесенные на прозрачную пластину) на диапозитив. С него изображение копируют на специально обработанную цинковую пластину, покрытую светочувствительным слоем. После химической обработки на пластине образуются печатающие элементы и пробелы между ними. В процессе работы на печатающие элементы накатывают краску, а пробельные смачивают водой.

Продолжение ...

Анонс

Что такое специальный почтовый штемпель?

С филателистической терминологией у нас еще далеко не все ясно. Многое требует разъяснений. Эта статья — одна из попыток изложить мнение автора лишь по одному из наиболее ему знакомым вопросов: какие почтовые штемпеля следует относить к группе специальных?

Это диктуется тем обстоятельством, что довольно часто в публичных выступлениях, в печати и на выставках к специальным штемпелям или, как их теперь не совсем удачно называют — штемпелям спецгашения, — не всегда правильно относят такие штемпеля, которые к этой группе не имеют никакого отношения.

Какой же характерной чертой должен обладать специальный почтовый штемпель? По этому поводу среди филателистов существует немало различных толкований в спорных мнений. Единого же взгляда до сих пор не выработано. Одни считают, что всякий почтовый штемпель, отличающийся от обычного (календарного) своей формой, текстом или даже цветом оттиска, уже — специальный. Другие с этим не согласны и придерживаются иной точки зрения. Они сравнивают спецштемпель по аналогии с коммеморативной почтовой маркой, а обычный почтовый календарный штемпель — с так называемой стандартной маркой, считая, что коммеморативная почтовая марка так же, как и спецштемпель, призвана отметить какое-то специальное событие, а стандартная марка и простой календарный штемпель предназначены для повседневного функционирования.

Хотя это сравнение довольно удачно, но все же оно не полностью выражает сущность филателистического явления, поскольку спецштемпель по истечении срока того события, которое он призван отмечать, изымается из обращения. Между тем коммеморативная марка будет курсировать до полного израсходования всего тиража, если срок курсирования марки заранее не установлен.

Отметим прежде всего одну бесспорную истину: спецштемпель учреждается для того, чтобы отметить какое-то особое событие. Естественно, он должен существенно отличаться от других почтовых штемпелей. И прежде всего внешним оформлением. В то время, как обычный календарный штемпель имеет текст с указанием лишь места и времени его применения, у спецштемпеля, помимо этого, есть еще в тексте упоминание о том событии, в честь которого он создан.

Поставлен ли в данном случае в штемпель механизм для смены календарных дат, или же используется лишь одна несменяемая дата,— это дела не меняет. Такие штемпеля нужно смело относить к группе специальных. Ничего не меняет и форма спецштемпеля. Он может быть обычным круглым, внешне схожим с календарным, но отличаться от того текстом. Он может быть овальным, прямоугольным или любой геометрической или художественной формы. Здесь, в данном случае, для определения его принадлежности важно установить его назначение.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Почту доставляет самолет. Заметки по истории отечественной авиапочты

С почтовых миниатюр смотрят на нас В. Чкалов и М. Громов, герои-стратонавты А. Васенко, П. Федосеенко и И. Усыскин. Многие выпуски советской авиапочты посвящены исследованиям, которые проводились на арктических станциях «Северный полюс». Изданы марки, отметившие ледовый рейс ледокола «Малыгин» и его встречу с дирижаблем в района Северного полюса, серия в честь первых Героев Советского Союза, на которой запечатлена Челюскинская эпопея.

марка Громов

На двадцатикопеечной марке, поступившей в обращение в 1965 г., воспроизведен новый советский самолет — гигант АН-22, «Антей». Он может принять на борт до 80 тонн груза и пролететь с ним свыше пяти тысяч километров.

В ближайшее время просторы пятого океана будут бороздить «ТУ-134», обладающие крейсерской скоростью 850—900 км в час, 186-местные «ИЛ-62». На воздушных трассах появятся сверхзвуковые гиганты «ТУ-144».

Наши самолеты совершают регулярные рейсы в 50 стран мира; установлена прямая воздушная связь со столицами 39 государств. Воздушные корабли доставляют письма в тропики и в покрытые льдами Арктику и Антарктиду. Аэрофлот ежегодно перевозит 225 тыс. тонн авиапочты.

Может быть, пройдет всего несколько лет и гигантские космические корабли помчат корреспонденцию в неизведанные просторы далеких миров. А затем, возможно, почта уступит место другим способам обмена информацией. И грядущие поколения, рассматривая почтовые марки нашей эпохи, будут воссоздавать страницы истории, подобно тому, как мы по древним монетам изучаем историю ушедших цивилизаций.

Можно ли было полвека назад предположить, что протяженность наших авиатрасс достигнет свыше полмиллиона километров?

Постараемся же по маркам и почтовым документам проследить, с чего начиналась отечественная гражданская авиация, каков путь, пройденный ею.

авиапочта 1949 год

Первые полеты.

Гражданской авиации и воздушной почты в царской России не существовало.

Только с победой Великого Октября началось широкое развитие отечественной авиационной промышленности. По личному указанию В. И. Ленина Народный комиссариат по военным делам 25 января издает приказ № 84, который предписывает «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». К марту 1918 г. из разрозненных отрядов авиационных частей бывшей царской армии формируется Рабоче-Крестьянский Красный Военно-Воздушный флот. В его состав, кроме иностранных машин различных марок, вошли первые отечественные военные самолеты «Лебедь-ХII» и «Илья Муромец».

31 марта 1918 г. военный летчик Н. И. Петров с грузом воздушной почты и одним пассажиром на борту совершает рекордный перелет из Петрограда в Москву. Вылетев в 15 час. 40 мин., он через 4 часа 10 мин. приземляйся на Ходынском аэродроме в Москве, покрыв расстояние в 600 км.

Это был первый в стране полет советской машины с мирными целями. Война и вражеская блокада препятствовали нормальному развитию гражданской авиации. Однако вскоре воздушный транспорт начинает применяться для нужд народного хозяйства. Открывается опытная воздушная линия Сарапул — Екатеринбург. Ее обслуживает «Илья Муромец». 8 апреля 1919 г начинает действовать другая опытная линия Москва— Петроград, на которой должны были работать 12 самолетов «Лебедь-ХII», переоборудованные для перевозки почты к грузов. Предполагалось наладить воздушную транспортную связь между Петроградом и Крымом.

Однако в мае началось наступление белогвардейских войск генерала Юденича, в августе в Архангельске высадились англичане. Поэтому все «Лебеди XII» и «Муромцы» были переброшены на фронт.

И только после разгрома белогвардейских банд и иностранных интервентов в стране создается транспортная и почтовая авиация.

20 декабря 1920 г. Народный комиссариат почт и телеграфов намечает план развития почтовой авиасвязи на ближайший год. Разрабатываются маршруты первых воздушных линий.

13 января 1921 г. осуществляется опытный полет на линии Харьков — Киев— Екатеринослав (Днепропетровск) — Севастополь с грузом особо срочной и секретной военной почты.

14 января военный летчик Велинг в Средней Азии летит по маршруту Полторацк (Ашхабад) — Каган — Керки — Термез и обратно за 22 часа 44 мин., покрыв расстояние около 2300 километров.

В январе и феврале 1921 г. производится 15 опытных полетов на Украине, а 29 января — пробная перевозка почты на военном самолете «Дехевиленд» из Москвы в тогдашнюю столицу Украины — Харьков. Помимо летчика Рутковского на самолете находились два пассажира. Для посадки на снежные поля машина была оборудована лыжами. Перелет продолжался 4 часа.

В первой половине 1921 г. совершаются десятки опытных полетов над всей территорией нашей страны. 26 июля 1921 г. начала действовать первая в стране опытная регулярная авиационная линия Москва — Орел, которую обслуживали шесть военных самолетов «Илья Муромец», переоборудованные для перевозки пассажиров и корреспонденции. На этих машинах специальные курьеры доставляли правительственную почту.

Из Москвы самолеты отправлялись по вторникам и субботам, а из Орла — по средам и воскресеньям. Линия действовала до конца сентября, а потом была закрыта: ухудшились метеорологические условия. Почтовых документов этого периода, по-видимому, не сохранилось.

1922 год. Первая регулярная международная авиалиния.

В ноябре 1921 года было основано русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт». Оно организовало с 1 мая 1922 года регулярные воздушные рейсы между нашей страной и Германией. Акционерами общества были Народный комиссариат внешней торговли РСФСР и группа немецких фирм — Hamburg — Amerika — Linie, Allgemcinc Electrizitats — Gesellshaft (AEG), Aero — Union, Metall—Bank, Zeppelin—Concern.

Делами общества руководил Наблюдательный совет, а также Дирекция, состоявшая из четырех директоров, по два от каждой стороны. Первыми советскими директорами были Е. Гвайта и А. Давыдов.

«Дерулюфт» приобрело 10 шестиместных монопланов типа «Фоккер ФIII» — модели 1922 г. Они поднимали до 450 кг полезного груза.

Обществу было предоставлено монопольное право обслуживать авиарейсы между Москвой и Германией.

Советская сторона обязалась два раза в неделю на самолетах общества перевозить дипломатических курьеров, служебный персонал, а также почту Народных комиссариатов иностранных дел, внешней торговли и других ведомств. Обществу выделили наземное оборудование: ангары, аэродромы, радиоустановки и т. д. Договор был заключен до 1926 г.

Первый самолет из Кенигсберга в Москву прибыл 30 апреля; первая же дипломатическая почта была доставлена только с третьим самолетом, который приземлился на Московском аэродроме днем 2 мая. Из нашей столицы первая почта отбыла утром 3 мая 1922 года.

Линию сначала обслуживали четыре самолета, а затем — десять. На территории РСФСР до Смоленска рейсы совершали машины, приобретенные советской стороной. Ими управляли советские летчики. В Смоленске происходила пересадка пассажиров и перегрузка почты на машины, пилотируемые немецкими летчиками. Такой порядок установили в связи с тем, что по условиям Версальского мирного договора Германия была лишена права организовывать линии воздушных сообщений за пределами своих границ. Над РСФСР полеты совершались вдоль железных дорог до советско-латвийской границы, и далее над территорией Латвии и Литвы до Германии, где корреспонденция перегружалась на поезд, следовавший в Берлин. В дальнейшем из-за неудовлетворительного состояния аэродрома посадку самолетов в г. Ковно отменили.

Самолеты отправлялись из Москвы два раза в неделю. Через 8— 9 часов, в день отправления, они приземлялись. И все же корреспонденцию вручали адресатам только на четвертый день. Дело в том, что уходило слишком много времени на ее обработку. И все-таки по воздуху почта приходила быстрее. Поездом ее доставляли через неделю.

Консульская авиапочта

Вначале самолеты перевозили только служебную почту Народных комиссариатов иностранных дел и внешней торговли, а потом и других советских учреждений в Берлине.

До июля 1922 г. все письма и пакеты этих организаций отправляли с курьерами советского посольства в Берлине бесплатно.

В отделе дипломатических курьеров иностранных дел принимали и обрабатывали всю корреспонденцию.

В связи с тем, что был введен хозрасчет, а также из-за того, что увеличилось количество корреспонденции, которую посылали различные советские организации в Берлине, было решено установить постоянную помесячную плату за доставку писем Наркоматом иностранных дел. По распоряжению советского посла в Берлине Крестинского с 15 июля были использованы специальные служебные марки. Так предполагалось учесть сколько корреспонденции отправляется каждым учреждением, а затем ввести постоянную плату за ее доставку.

Оплачивались только почтовые отправления из Берлина в Москву. В Берлин же дипломатическая почта по-прежнему доставлялась бесплатно. С 15 июля был введен такой тариф в германских бумажных марках 1922 г.: 12 германских марок за каждые 10 г веса. 12 германских марок образца 1922 г. равнялись 0,12 золотой марки 1914 г. После 31 июля 1922 г., в результате инфляции, эти же 12 марон стали равными всего 0,074 золотой марки.

Вот почему на советских марках появился номинал, выраженный в валюте другого государства.

Следует особо подчеркнуть, что марки консульской почты частным лицам не продавались. Они предназначались только для служебного пользования.

1922 год. 15 июля. Служебные марки воздушной почты Наркомата иностранных дел РСФСР. Литографированные марки консульской пошлины Россия, выпуска 1913 г., с надпечаткой типографским набором красной краской нового назначения и номиналом в германской валюте. Линейная зубцовка 13½.

IA (41). 12 герм. марок па 2 р. 25 коп, синяя на зеленом и розовом фоне.

IБ (42). 24 герм. марки на 3 р, темно-зеленая на лиловом и бледно-зеленом фоне.

IГ (44). 600 герм. марок на 3 р. темно-зеленая на лиловом и бледно-зеленом фоне.

IД (45). 1200 герм. марок на 10 коп., коричнево-лиловая на зеленом и розовом фоне.

IE (46). 1200 герм. марок на 50 коп., темно-зеленая на лиловом и желтом фоне.

IЖ (47). 1200 герм марок на 2 р. 25 коп., синяя на зеленом и розовом фоне.

IЗ (48). 1200 герм, марок на 3 р. темно-зеленая на лиловом и бледно-зеленом фоне.

Тираж марок хотя и не публиковался, однако известно, что он незначителен. Марки же крупных номиналов изданы всего в нескольких листах. На марках номиналом 50 коп. была сделана надпечатка 1200 герм, марок. Сейчас их известно не более 50 штук.

Разновидности. Надпечатки делали на листе из 25 марок (5X5) типографским набором, в котором вторая строчка «Р.С.Ф.С.Р.» имеет отличия в начертании букв «Р» и «С», форме точек и длине. Всего существует 4 типа надпечаток.

Тип 1. Длина строки «Р.С.Ф.С.Р.» 33,5 мм, буквы в слове «Р.С.Ф.С.Р.» толстые. Буквы «С» закрытые. Точки квадратные, крупные.

Тип 2. То же, но буквы «С» открытые.

Тип 3. Длина строки «Р.С.Ф.С.Р.» 32,5 мм, буквы в слове «Р.С.Ф.С.Р.» толстые. Буквы «С» открытые. Течки квадратные, крупные.

Тип 4. Длина строки «Р.С.Ф.С.Р.» 20 мм, буквы в слове «Р.С.Ф.С.Р,» тонкие. Буквы «С» закрытые. Точки круглые, мелкие.

Опечатки. Известны следующие опечатки.

1. Перевернутые надпечатки: 12 герм, марок на знаке номиналом 2 р. 25 коп. и 24 герм, марки на знаке номиналом 3 р.

2. Надпечатка 12 герм. марок на знаке номиналом 3 р. вместо знака номиналом 2 р, 25 коп.

3 Перевернуто слово «герм.» в третьей строке надпечатки. Эта опечатка известна на следующих марках:

а. 12 герм. марок на 3 р.

б. 24 герм. марки на 3 р.

в. 1200 герм. марок на 2 р. 25 коп.

г. 1200 герм. марок на 3 р.

4. Надпечатка «24 герм. марок» вместо «24 герм. марки». Найдены 2 типа надпечатки, но, по-видимому, существуют все 4 типа..

Гашения: Марки на сопроводительных реестрах, а также на пакетах гасили пером или химическим карандашом. Известны также марки, погашенные фиолетовым штемпелем в одну строчку, с указанием числа, месяца и года, или штемпелем с четырьмя прямыми линиями толщиной по 2 мм на расстоянии друг от друга около 6 м.м. Гашеные марки редки, поскольку реестры и пакеты обычно уничтожались.

Фальсификаты. Встречается несколько видов подделок надпечаток на «консульских» марках. Основной признак наиболее распространенных подделок — незначительное отличие в оттенке краски надпечатки. Фальшивой — цвет более близкий к кирпично-красному, а подлинной — к карминово-красному. Некоторые виды подделок отличаются от подлинников блеском краски: если держать марки под углом к свету, то подлинные надпечатки не блестят, их почти не видно, фальшивые же надпечатки этого вида хорошо видны.

Известны также фальсификаты этих марок с опечатками, указанными выше.

Хороший способ экспертизы подлинности надпечаток — сравнение цвета испытуемых надпечаток с заведомо подлинными под лучами аналитической кварцевой лампы с монохроматическими фильтрами нескольких длин волн.

С. Блехман