Странный формат
В январе 1925 г. появилась в обращении интересная серия советских почтовых марок. На четырех разноцветных миниатюрах с номиналами 7, 14, 20 и 40 коп. изображался Мавзолей В. И. Ленина. Мавзолей, конечно, еще деревянный, тот, что стоял на Красной площади до нынешнего, гранитного, воздвигнутого в 1930 г.
Памятная серия посвящалась первой годовщине со дня смерти великого вождя и вначале — 15 января — вышла без зубцов. Несколько позднее, примерно в середине марта, все четыре марки появились в почтовых окошечках уже перфорированными.
Вот как описывает серию каталог 1958 г.:
«Рисунок художника В. Завьялова. Глубокая печать на бумаге с водяным знаком «ковер». Без зубцов и с линейной зубцовкой 13½»
Однажды, внимательно разглядывая серию, я не поверил глазам: перфорация у марок выглядела явно не линейной! Какой угодно — гребенчатой, рамочной, но не той, что указана в каталоге.
Линейная зубцовка — простейшая из всех, применяемых в производстве марок. Ее перфоратор имеет только один ряд шпилек, которые, опускаясь на марочный лист, дают одну ровную линию отверстий. Снабдить перфорацией весь лист марок удается лишь в несколько приемов: вначале одна за другой пробиваются горизонтальные строки перфорации, затем, после поворота листа на 90 градусов — вертикальные. Трудоемкая штука, эта линейная перфорация. К тому же линии проколов ложатся на лист произвольно по отношению друг к другу, при пересечении горизонтальных и вертикальных строк отверстия «налетают» друг на друга, и у марок образуются бесформенные , «рваные» углы.
Гребенчатая же и рамочная зубцовки заранее рассчитаны для постоянных, наиболее употребительных форматов марок. И за одно опускание шпилек перфорируется либо целый горизонтальный ряд, либо сразу все марки на листе. По углам марок возникают строго правильные четверти окружностей.
По такой примете и удалось установить — зубцовка у марок с Мавзолеем какая-то иная: на всех четырех углах выделялись красивые, четкие дуги — признак, линейной перфорации не свойственный. Мелькнула мысль — гребенчатая и рамочная забцовки рассчитаны на определенные размеры марок, а что если среди советских знаков оплаты поискать другие, такого же формата?! Вдруг у них и у этой серии зубцовка окажется одинаковой.
И вот я терпеливо сравниваю марки друг с другом... Вначале исследую выпуски ближайших лет, но похожих марок нет. «Забираюсь» подальше — просматриваю каждый знак в диапазоне десяти лет, пятнадцати, двадцати. Результат тот же — советских марок аналогичного формата не обнаружено!
Возможно, невнимательность? Вспоминаю, что года два назад подобное исследование форматов (правда для иных целей) проводил наш ленинградский филателист
В. Г. Вольф. Звоню.
— Да, — подтверждает Владимир Георгиевич,— формат действительно единственный. Редкий случай... А попробуйте-ка поточнее измерить зубцовку, может это что-нибудь даст?
Вооружаюсь зубцемером и считаю зубцы. Получаю: сверху и снизу— перфорация 13¼, слева и справа—13½. Теперь уже сомнений нет— советские марки с такой зубцовкой не издавались! Но что-то смутно знакомое чудится мне в этом сочетании: 13¼ : 13½. Точно такую перфорацию я уже встречал.
Ну, конечно, встречал!
Шел 1919-й. Вокруг молодой советской республики смыкалось огненное кольцо иностранной интервенции. Полыхало пламя гражданской войны. Но и в таких условиях Наркомат почт и телеграфов РСФСР обязан был заботиться о безотказной работе советской почты, о бесперебойном снабжении почтовых учреждений знаками оплаты. Как временная мера в 1918 г. были приравнены к почтовым сберегательные и контрольные знаки, в октябре того же года вышли массовым тиражом первые советские революционные марки в 35 и 70 коп. с изображением руки с мечом. Но марок не хватало. Особенно рублевых номиналов. И тогда решено было переиздать крупноформатные дореволюционные марки высоких достоинств— в 1 руб, 3 руб. 50 коп. и 7 руб. Автором марок являлся художник Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг Рихард Зарриньш, тот самый Зарриньш, рисунок которого «рука с мечом» был использован в 1918 г. для первых советских революционных марок.
Требования экономии средств при переиздании марок в 1 руб., 3 руб. 50 коп. и 7 руб. побудили в 1919 г. пересмотреть расположение их на листах. В дореволюционное время на листе печаталось восемь горизонтальных рядов по семь марок в каждом, итого 56 знаков (7X8). Но для округления счета (так как листы с таким неровным количеством трудно учитывать) шесть мест заполнялись декоративными цветными угольниками, что уменьшало количество марок до пятидесяти. Перфорация наносилась линейная, и это делало процесс изготовления марок еще более трудоемким.
Для советского переиздания лист повернули на 90 градусов. Теперь в горизонтальном ряду удалось уместить 10 марок. Правда, стояли они теснее, чем раньше, но это существенного значения не имело. Горизонтальных рядов на новых листах было пять. Количество марок — 50— осталось прежним, но размер самого листа сократился, бумагу удалось сэкономить! Не менее важным оказалось и другое усовершенствование: для новых листов в 1919 г. сконструировали экономически более выгодный рамочный перфоратор. Теперь на весь лист марок зубцовка наносилась за один рабочий ход станка. Советские специалисты успешно справились с ответственным заданием. А величина новой рамочной перфорации была... 13½ : 13¼.
Накладываю марку с Мавзолеем на рублевую дореволюционную марку советского переиздания — и они зубчик в зубчик совпадают. Вот он, одинаковый формат!
Но опять не все ясно: почему в 1925 г., т. е. шесть лет спустя, вспомнили на Гознаке о рамочной перфорации 1919 г. и применили ее вновь при издании памятной серии с Мавзолеем?
Если бы исследования советских марок велись в одиночку, я убежден, мы бы не обладали и десятой долей того, что знаем сейчас. Только коллективный ум способен справиться с подобной задачей, только усилиями многих и многих исследователей может быть во всех деталях воссоздана увлекательная история советских почтовых марок.
Так произошло и на этот раз. «Руку помощи» подал саратовский коллекционер Н. Н. Щеголев. Он сообщил о любопытном наблюдении: рисунок орнаментальной рамки у марок 1925 г. с изображением Мавзолея создан... десятилетием раньше!
Еще в дореволюционные годы Рихард Зарриньш начал работу над серией из семи марок, посвященной истории почты. Сюжетами для рисунков художник избрал способы перевозки корреспонденции: на почтовой тройке, на пароходах, на верблюдах.
Марка в 15 коп., например, изображала почтальона северных районов страны; он мчался на нартах, в которые был впряжен олень. Каждый рисунок обрамляла орнаментальная рамка.
Но в дореволюционное время на официальных знаках почтовой оплаты разрешалось изображать либо портреты царей, либо государственный герб — двуглавый орел со скипетром в левой лапе. Неудивительно, что серия Зарриньша света не увидела. А проекты марок остались в распоряжении Гознака, Позднее они были опубликованы в журнале «Советский коллекционер» №№ 10—12 за 1929 г., где и обнаружил их Н. Н. Щеголев.
От пытливого взгляда исследователя не ускользнуло, что рамочка марки Зарриньша в 15 коп. повторена на серии 1925 г. с изображением Мавзолея. Видимо, заказ на изготовление памятных марок был срочным, и для ускорения производства мастерски выполненный рисунок молодого тогда еще художника В. Завьялова «Мавзолей на Красной площади» на Гознаке снабдили уже готовым орнаментом.
А ведь эту рамку, от которой, собственно, и зависел размер рисунка, Зарриньш изготовил по формату своих же собственных знаков рублевых достоинств! То есть тех самых, для советского переиздания которых в 1919 г. и был сконструирован перфоратор новой рамочной зубцовки.