an image
Поиск
Это интересно

Один предприимчивый издатель в Тюрингии выпустил открытки, «пропитанные тюрингенским воздухом»,— с запахом тюрингенских сосен. Лица, получившие такие открытки, могли вообразить, что они побывали в Тюрингии.

Анонс

История марок Суэцкого канала

Читатели К. Разумихин, В. Черепанов и другие обратились с просьбой рассказать о марках Суэцкого канала.

На вопрос читателей отвечает филателист Г. Николаев.

Инициатором строительства и автором проекта его был французский инженер Фердинанд Лессепс. В 1858 году им было создано французское акционерное общество по строительству Суэцкого канала (Всемирная компания Суэцкого канала). В апреле следующего года это общество выбросило на биржевой рынок 400 тысяч акций по 500 франков. Вскоре начались работы на Суэцком перешейке, продолжавшиеся 10 лет.

Торжественное открытие канала состоялось 16 ноября 1869 года, а на следующий день по нему проплыло первое судно — яхта «Эгла».

Почтовую связь с Европой акционерное общество вначале осуществляло через так называемую «Европейскую почту», действовавшую в Египте еще до создания компании на основании особой концессии, полученной от египетского вице-короля.

В 1863 году «Европейская почта» была ликвидирована, и ее функции взяла на себя египетская государственная почта. Было установлено положение, согласно которому вся почтовая переписка с Европой с 1 января 1866 года должна была франкироваться египетскими марками, однако на служебную почту общества, направлявшуюся морем, оно не распространялось. Почта общества была бесплатной до 1868 года. В марте этого года директор почтовой службы общества Густав Рише предложил ввести единую франкировку в 25 сантимов за корреспонденцию, пересылаемую в районе строительства.

Его предложение обсудили, и в результате возник план издания серии из шести марок достоинством 1, 2, 10, 20, 50 сантимов и 1 франк.

Позднее этот план пересмотрели, и первоначально была выпущена марка в 20 сантимов. Затем по настоянию Рише издали еще три марки номиналами 1, 5 и 40 сантимов. Все четыре марки (Ивер. Суэцкий канал. № 1—4) имели одинаковый рисунок: изображение парохода в овальной рамке, на которой стояла надпись: «Canal Maritime de Suez» (Суэцкий морской канал). В четырех углах марок повторялась цифра номинала. Внизу стояло слово «почта». Самое раннее сохранившееся письмо с маркой компании Суэцкого канала погашено штемпелем с датой 14 июля 1668 года.

Выпущенная серия употреблялась для почтовой оплаты за пересылку корреспонденции в районе строительства от Порт-Саида до Суэца. Таким образом, ее можно отнести к разряду местных выпусков. Как таковая она включена в каталоги Ивера и Гиббонса.

Уже через несколько месяцев после издания этих марок, 16 августа 1668 года, они были изъяты из продажи вследствие передачи всего почтового обслуживания египетской почте. В письме от 17 августа, которое писал один из инженеров общества, говорилось: «Великолепное изобретение долго не продержалось. Со вчерашнего дня использование обществом собственных марок приостановлено».

Таким образом, почтовые марки общества были в обращении всего около 6 недель. Хотя они имели исключительно частный характер, марки эти были признаны всеми и сейчас пользуются большой популярностью среди филателистов.

Существовало три вида гашения марок: ромбовидным штемпелем из точек с номером 5129 (или 5105) в центре ромба, ромбовидным штемпелем из точек, без номера внутри (так гасили марки в Порт-Саиде, Суэце, Исмаилии — в этом городе штемпеля были черного и синего цвета), и ручное гашение. В частности, почтовое отделение в Эль-Кантаре за неимением штемпелей производило гашение росчерком пера в виде двух диагональных волнистых линий.

Большинство других видов гашения — подделки. Следует особо сказать о том, что существует очень много подделок самих марок (как гашеных, так и чистых).

После изъятия серии остались значительные запасы неиспользованного тиража, и до начала прошлого века марки Суэца можно было свободно купить по номинальной стоимости в конторе общества в Париже.

Тем не менее, подделки, впервые появившись на филателистическом рынке уже в 1870 году, продолжают изготовляться и до наших дней.

Почти через 100 лет после выхода этой первой серии появились новые марки Суэца.

Как известно, в результате израильской агрессин на Горьком озере были блокированы 14 торговых судов разных стран. Их команды создали своего рода международную общину. объединившую около 1000 моряков. Несмотря на отсутствие у них связи с родиной, там организовывались различные мероприятия, не нарушена общественная и культурная жизнь. Команды кораблей начали выпускать свои марки-виньетки.

Тираж каждой марки обычно около 150 экземпляров, так как больше нельзя отпечатать с несовершенных ручных клише. На марках отражаются почти все крупнейшие мировые события, в частности юбилеи различных общественных деятелей, чемпионат мира по футболу, лодочная регата, олимпийские игры, освоение космоса и многое другое. Одна из виньеток, выпущенных экипажем польского теплохода «Болеслав Берут», посвящена 100-летию Суэцкого канала.

Виньетки, выпущенные командами 14 судов, наклеиваются на их корреспонденцию, которая по мере возможности доставлялась в Порт-Тауфик. Здесь она франкировалась египетскими марками и дальше следовала обычным путем в пункты назначения.

Историю всех этих марок-виньеток описал недавно капитан одного из кораблей. Свой труд он отправил в Швейцарию, в женевский музей марок.

Продолжение ...

Анонс


Немые штемпеля России 1914 года

В начале первой мировой войны русские военные власти разослали секретное предписание всем почтовым учреждениям прифронтовой полосы Западного театра военных действий. В нем предлагалось изъять обычные календарные штемпеля и заменить их изготовленными на месте, но такими, которые бы не имели названия местности и календарной даты. Предполагалось, что по таким штемпелям невозможно будет устанавливать местонахождение воинских частей, штабов и военных объектов.

Почтовые учреждения прифронтовой полосы тут же изготовили из разных подручных материалов — дерева, резины, пробки, металла — примитивные штемпеля. Они так замазывали знак почтовой оплаты, что его нельзя было использовать вторично. В то же время их оттиски не давали никаких сведений о месте и сроках применения таких штемпелей.

Так на свет появились сотни ручных штемпелей, имевших форму кругов, крестов, полос, черточек, клеточек, звездочек, розеток, различных символических и геометрических фигур. В качестве штемпелей некоторые почтовые учреждения использовали испорченные, изъятые из употребления служебные штампы, печати и штемпеля.

Снимки, сопровождающие эту статью, позволяют составить общее представление о графике и характере немых штемпелей. В первом ряду — кольцеобразные оттиски; во втором — круглые фигурные (с заполненным центром) и кругообразный полосатый; в третьем ряду — крестообразный, полосатый квадратной формы, с ромбовидным и точечным, изрезанным фоном; в четвертом ряду — звезды, розетки; в пятом — символическая фигура, служебные штампы и поврежденный почтовый штемпель.

Немые штемпеля применялись на огромной территории России, включавшей все губернии Привислинского края (Царство Польское), значительную часть губерний юго-запада и запада. Пока удалось установить, что, помимо Царства Польского, немые штемпеля использовали в следующих губерниях: Бессарабской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Житомирской, Киевской, Ковенской, Курляндской, Лифляндской, Минской, Могилевской, Подольской, Полтавской, Смоленской, Таврической, Херсонской, Черниговской, Эстляндской.

Кроме того, немые штемпеля были введены в крупных портовых городах европейской части России — Петрограде, Батуме, Мурманске, а также в австрийских городах, занятых в начале войны русскими войсками, — Львове и Бродах.

Точное количество изготовленных и действовавших немых штемпелей еще не известно. Исследователи называют разные цифры: от 600 до 800 штук. Но нам представляется, что (учитывая огромную территорию и густую сеть населенных пунктов, входивших в прифронтовую полосу) эти цифры занижены примерно вдвое.

Наиболее трудно точно определить, какому именно почтовому учреждению принадлежал тот или иной немой штемпель. Кое-что выяснить уже удалось, но многое еще осталось неясным. Впереди большая и тонкая исследовательская работа.

Расшифровки немых штемпелей в основном производят на основе сохранившихся целых писем, на которых встречаются какие-либо следы, свидетельствующие о месте отправки корреспонденции. В частности, с этой целью рассматривают фирменные конверты, этикетки или штампы заказного письма с названием местности, обратные адреса отправителей или, наконец, открытые и закрытые письма с сохранившимся текстом, что значительно облегчает поиск необходимых сведений.

Неясна также дата первого применения немого штемпеля. Исследователям удалось разыскать несколько писем, по их мнению, относящихся к наиболее ранним срокам использования немых штемпелей:

1. Херсон, адресовано и прибыло в Ригу 6 августа 1914 года.

2. Митава -//- 8.8.1914

3. Дублен -//- 11 -//-

4. Газенпот -//- 12 -//-

5. Царицыно, Ковенск. губ. Вырезка. 16 августа 1914 года.

Утверждать это можно на том основании, что высочайший указ правительствующему сенату о введении военной цензуры на письма и телеграммы датирован 20 июля 1914 года. В развитие этого указа, несомненно, и появилось распоряжение об изъятии типовых календарных штемпелей и о замене их немыми.

Распоряжение об отмене немых штемпелей и о возобновлении обычных календарных последовало, по-видимому, довольно быстро, так как бесполезность и неэффективность немых штемпелей выявились почти сразу после их введения. Это подтверждается тем обстоятельством, что уже в сентябре — октябре 1914 года стали появляться письма с обычными календарными штемпелями из многих почтовых учреждений прифронтовой полосы, где до того применяли немые штемпеля. Вот несколько оттисков обычных календарных штемпелей, обнаруженных на подобных письмах:

1. Велиж, Витебск, губ. — 5.9.14

2. Одесса, Херсонск. губ. — 25.10.14

3. Кобрин, Гродненск. губ. — 9.11.14

4. Очаков, Херсонск. губ. — 9.11.14

5. Брест-Литовск, Гродн. губ. — 11.11.14

6. Могилев-Подольский — 18.11.14

7. Люблин 19.1.15

8. Рига, Лифляндск. губ. — 10.6.15

Вывод: официально немые штемпеля применялись в прифронтовой полосе около одного-полутора месяцев. Фактически же повсеместно отказались от этих штемпелей не сразу. Видимо, определенную роль сыграл тот факт, что почтовые учреждения находились или поблизости, или на самой территории военных действий. В связи с этим нормальная деятельность почты была дезорганизована, связь с центром ухудшилась, а ином да и полностью прекращалась. Не удивительно, что встречаются немые штемпеля на письмах, прошедших почту в 1915, 1916 и даже 1917 году!

Составитель каталога коллекций К. Шарфенберга Оскар Рип в разделе «Немые штемпеля» под № 127 назвал почтовый конверт 1917 года посланный из района Минска в Петроград. На нем, кроме звездообразного немого штемпеля диаметром 40 мм, которым погашена марка, имеется также каучуковый штамп военной цензуры. Известны также многочисленные случаи использования немых штемпелей России для погашения первых марок Польской республики и Эстонии.

Изучение отечественных немых штемпелей является интересной и довольно трудной областью филателии. К стыду нашему, мы, советские филателисты, проявили к ним непростительное равнодушие. Наше внимание к немым штемпелям свелось лишь к тому, что мы двукратно обратились на страницах нашей филателистической печати к коллекционерам с призывом начать изучение и расшифровку немых штемпелей 1914 года. Первый раз — в каталоге Уполномоченного по филателии и бонам 1924 года (стр. 94), второй — в пятом номере журнала «Советский филателист» за 1927 год.

Долгое время немыми штемпелями России занимался ныне покойный эстонский филателист Эмиль Брудэ, который опубликовал на страниц журнала «Россика» девять статей с описанием 125 немых штемпелей. Значителен вклад в это дело и филателистов из Британского общества русской филателии доктора Грегр Б. Салисбэри, Фрица Фрейтага, также американца Курта Адлера и других, опубликовавших несколько содержательных статей, в которых суммированы все прежние исследования, а также изложены новые находки.

Представляет интерес и работа польского коллекционера Казимира Грижевского.

Существенный недостаток большинства публикаций — замалчивание размеров рассматриваемых штемпелей. Кроме того, иллюстрации, которыми сопровождаются статьи зарубежных исследователей, не выдерживаются в определенных масштабе. В связи с этим весьма затруднительно пользоваться многочисленными таблицами немых штемпелей, приведенными нашими заграничными коллегами по увлечению. В частности, сложно разобраться в кольцеобразных штемпелях. Стоит напечатать снимки с разницей в размере в 3 мм, и это сразу же приведет к ошибке. Исследуемый штемпель легко можно принять за другой, внешне схожий с ним, но незначительно отличающийся параметрами.

Правда, некоторые авторы помещали изображение штемпеля па фоне контура почтовой марки, что позволяло сопоставить размер штемпеля с размером марки. Но масштаб иногда не выдерживался и далеко не всегда приводился. Хуже того, в таблицах немало рисунков кольцеобразных штемпелей сделано вручную — неточно и небрежно. Такие рисунки не дают верного представления не только о размере штемпеля, но даже о его истинной геометрической форме. И все-таки нужно отметить, что зарубежные поклонники русской филателии провели большую работу по расшифровке сотен русских немых штемпелей, систематизировали их, во многом упростив наш труд.

Взяв за основу принцип классификации немых штемпелей, принятый английскими филателистами из Британского общества русской филателии, мы создали новую систему классификации, состоящую из десяти отделов, разделенных на подотделы и группы.

СХЕМА КЛАССИФИКАЦИИ НЕМЫХ ШТЕМПЕЛЕЙ

I. Круги правильные и овалы

1. КОЛЬЦА С ЧИСТЫМ ЦЕНТРОМ:

а) одинарные, б) двойные, в) тройные, г) четверные, д) пятерные, е) шестерные, ж) семерные з) восьмеричные

2. КОЛЬЦА С ТОЧКОЙ В ЦЕНТРЕ:

а) одинарные, б) двойные, в) тройные, г) четверные, д) пятерные, е) шестерные, ж) семерные, з) восьмеричные

3. КОЛЬЦА С ФИГУРОЙ ВНУТРИ:

а) с крестом» б) с полосами, в) с квадратом, г) с овалом, д) с решеткой, с) с другими фигурами

4. КОЛЬЦА С ВНЕШНИМ РИСУНКОМ ПО НАРУЖНОМУ КОЛЬЦУ.

5. КРУГИ ФИГУРНЫЕ ИЛИ СПЛОШЬ ЗАТЕМНЕННЫЕ

6. КРУГИ БЕЗ РАМКИ

II. Кресты

1. ПРОСТЫЕ ПРЯМЫЕ: а) одинарные, б) двойные (ажурные)

2. ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ

III. Звезды, розетки

1. СИММЕТРИЧНЫЕ (правильной формы):

а) четырехлучевые, б) пяти- и ше-стилучевые, в) семи- и восьмилуче-вые, г) девяти- и десятилучевые, д) одиннадцати- и двенадцатилуче-вые, е) тринадцати- и более лучевые

2. АСИММЕТРИЧНЫЕ (грубо вырезанные):

а) до восьми лучей, б) восьми-десятилучевые, в) одиннадцати-двенадцатилучевые., г) тринадцати-четырнадцатилучевые, д) пятнадцати-шестнадцатилучевые, е) свыше шестнадцати лучей

IV. Полосы сплошные (непрерывистые)

1. ШИРОКОПОЛОСНЫЕ ПРЯМЫЕ (свыше 3 мм. толщины полосы) :

а) однополосные, б) двухполосные, в) трехполосные г) более трех полос

2. УЗКОПОЛОСНЫЕ ПРЯМЫЕ (до 3 мм. толщины полосы):

а) до 3 полос б) 4—8 полос

в) свыше 8 полос

3. ШИРОКОПОЛОСНЫЕ КРУГЛОЙ И ОВАЛЬНОЙ ФОРМЫ (свыше 3 мм. ширины полосы):

а) трехполосные, б) четырехполосные, в) пятиполосные г) свыше пяти полос

4. УЗКОПОЛОСНЫЕ КРУГЛОЙ И ОВАЛЬНОЙ ФОРМЫ

(до 3 мм толщины полосы): а) трехполосные, б) четырехполосные, в) пятиполосные, г) свыше пяти полос

V. Полосы прерывистые

1. ОДНОРЯДНЫЕ. 2. ДВУХРЯДНЫЕ. 3. ТРЕХРЯДНЫЕ. 4. ЧЕТЫРЕХРЯДНЫЕ И БОЛЬШЕ.

VI. Разные геометрические фигуры

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения

Он один из крупнейших специалистов по маркам Польши. Коллекция М. Бояновича «Королевство Польша 1858—1870» получила Большой приз на выставке «Варшава-60», Большой почетный приз на выставках «Будапешт-61» и «София-69». В 1964 году он получил медаль клуба коллекционеров Нью-Йорка за цикл лекций о марках Польши, прочитанный им в 1963 году.

В этой статье описываются русские железнодорожные гашения, применявшиеся на польской территории, такие, как цифры в шестиграннике из точек (рис. 1) и круглые штемпеля, ставившиеся в русских железнодорожных вагонах (рис. 2).

Пока найдено лишь несколько конвертов, дающих точную информацию; однако этого недостаточно, чтобы автор статьи мог сделать по данному вопросу окончательные заключения, и поэтому предлагается несколько теорий. В будущем, если будет найден дополнительный материал, эти предположения либо подтвердятся, либо изменятся.

Там, где есть неточности или противоречивые сведения, их можно объяснить рядом веских причин, например железнодорожный почтовый вагон мог быть временно не в порядке или нуждаться в ремонте. Или могло быть и так, что во время починки штемпеля временно ставилось ручное гашение. Эти или подобные обстоятельства могли бы ввести в заблуждение специалиста, который ожидал найти лишь определенные виды оттисков, сделанных штемпелем, и неожиданно для себя обнаружил бы совершенно другие.

В опубликованной уже информации о гашении в виде цифр в шестиграннике из точек (рис. 1 и 1а) мы находим, что не было сделано попытки совместить его каким-то образом с русским гашением круглым штемпелем (рис. 2). Последний использовался в почтовых вагонах с номерами 1—6, обслуживавших железнодорожные линии, ведущие из России или к России через Польшу (рис. 3). Изучение нескольких известных конвертов такого типа приводит нас к выводу, что эти два вида гашения должны рассматриваться вместе.

К тому же они указывают на направление движения поезда — на восток или на запад — вне зависимости от того, применялись ли они отдельно или в комбинации друг с другом.

Хотя почтовые марки на конвертах есть как польские, так и русские, мы рассматриваем их применение только на польской территории. Это важно отметить, так как гашения в виде цифры в шестиграннике из точек применялись также в России.

Существует достаточно доказательств, подтверждающих, что в тот период на железнодорожных линиях, связывающих Россию (Санкт-Петербург) с Королевством Польским, действовало только шесть русских передвижных почтовых контор.

ДВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДА ГАШЕНИЯ

Сначала мы детально рассмотрим два вида гашения (рис. 1 и 2) и затем подведем итоги.

Оба типа описываемых гашений использовались только в русских железнодорожных почтовых конторах. Они ставились на письмах, посланных с польской территории на станциях железнодорожной линии, которая связывала Пруссию и Россию; это отрезок Вирзбелоу (Вербаллен)— Мариамполь на железнодорожной линии Кенигсберг — Вербаллен — Ковно — Санкт-Петербург. Письма гасились прямо в почтовых вагонах русских поездов, идущих через указанные станции в Санкт-Петербург. В то время такие поезда ходили редко.

Точно доказано, что, по крайней мере, четыре русские железнодорожные почтовые конторы в поездах, идущих в Санкт-Петербург, имели свои специальные шестигранные штемпеля. Уже давно известны такие штемпеля с цифрами «12», «14», «15» и «16». Польские марки (первый номер), погашенные штемпелями с цифрами «12», «14» и «16», были ранее известны, недавно обнаружен конверт с числом «15». Числа «11» и «13» пока не встречались на первой польской марке. Возможно, число «13» не ставилось из-за предрассудков, связанных с этой цифрой.

В статье, озаглавленной «Первые железнодорожные штемпеля» (в «Английском журнале русской филателии», номер 19, стр. 579), доктор Уортман упоминает о гашении «11» (рис. 6), поставленном на конверте с русской маркой, посланном, возможно, из Санкт-Петербурга в Митаву; на обороте его штемпель круглой формы русской почтовой конторы, вагона № 6, датированный 1.22.XI—1863. Первая цифра «1», как нам кажется, означает, что гашение было сделано на станции в Санкт-Петербурге.

На рис. 6 показан конверт, на котором нет ничего, указывающего на Королевство Польское; мы дали этот рисунок для того, чтобы показать гашение с числом «11». Интересно отметить, что все известные конверты были адресованы в Санкт-Петербург Ф. Е. Гинзбургу, управляющему железными дорогами России. Ниже приводится список известных пока конвертов с первой польской маркой, погашенных штемпелем с числами, заключенными в шестигранники из точек.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ГАШЕНИЙ

Шестигранник «12». Конверт отправлен в Ригу; имеет штамп на обороте «Вагон 1», дата 29 сентября 1862 года (бывшая коллекция Фаберже, в настоящее время владелец не известен).

Шестигранник «12». Конверт был отправлен в Санкт-Петербург; на обороте штемпель «Вагон-6», дата 29 нюня 1893 года (бывшая коллекция Фаберже, в настоящее время владелец не известен).

Шестигранник «14» (рис. 4). Конверт послан А. Фейнбергом из Вербаллена в Санкт-Петербург; на обороте штемпель «Вагон 3», дата 18 августа 1882 года (бывшая коллекция Фаберже, сейчас находится в коллекции у автора настоящей статьи).

Шестигранник «16» (рис. 8). Конверт послан из Вербаллена в Санкт-Петербург; на оборотной стороне штемпель «Вагон-2», дата 22 июня 1863 года. Стрелка на рис. 5 указывает на перевернутое число «37», поставленное на станции в Вербаллене.

Шестигранник «13» (рис 7). Конверт послав А. Фейнбергом из Вербаллена в Санкт-Петербург; штемпель на обороте «Вагон 2», дата 30 сентября 1802 года (бывшая коллекция Палмера, сейчас находится в коллекции автора).

Рис. 1.

Рис. 1a.

Рис. 2.

Рис. 4. Часть конверта с гашением «14». Стрелкой указан штемпель на обороте.

ТАБЛИЦА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЧТОВЫХ КОНТОР

Номер станцииНазвание станцииДата на штемпелеМарки, наклеенные на конвертахВагон № Конверт находится к коллекцииПункты отправления и назначения
номера нет
1
1 (сбоку)
1
2
12
21
33
33
33
37 (перевернутый)
37
44 (сбоку)
44 (сбоку)
50
Вирзбелоу
?
?
Санкт-Петербург
?
?
Граница?
Вильно
Вильно
Вильно
Вирзбелоу
—»—
Варшава
—»—
—»—
18.VIII.1862
1864
16.VII.1864
1862—1863
19.IV.1864
28.XI.1863
2.I.1864
1.XI.1866
12.ХII.1863
1.XI.1866
22.VI.1863
30.IХ.1862
17.XII.1863
1.Х.1863
2.I.1863
конверт с польской маркой № 1
польская марка № 1
—»—
конверт без марок
польская цельная вещь
польская марка № 1
—»—
— »—
конверт с польской маркой № 1
конверт с русской маркой
польская марка № 1
конверт с польской маркой № 1
конверт с польской маркой № 1
польская марка № 1
—»—
3, тип 1
2, тип 1
3, тип 1
1 — 6, тип 1
4, тип 1
4, тип 1
3, тип 1
4а, тип II, черный
4а, тип II, черный
4а, тип II, синий
2, тип 1
2, тип 1
4, тип 1
4, тип 1
?
Боянович
Боянович
«Полянски Бук» пластина XXVI/9
Боянович
—»—
—»—
—»—
—»—
Уортман
Боянович
«Полянски Бук» пластина XXVI/12
Боянович
Боянович
—»—
—»—
Вирзбелоу — Санкт-Петербург
?
?
Санкт-Петербург — Франция
из ? — в Варшаву
?
Граница? — Варшава
Вильно?
Варшава — Вильно — Москва
Вильно— Варшава
Вирзбелоу — Санкт-Петербург
Вирзбелоу — Санкт-Петербург
Варшава — Санкт-Петербург
—»—
?

Рис. 3.

Рис. 5.

Рис. 6. Русская марка, погашенная шестигранником из точек с числом «11». Вверху показана оборотная сторона конверта с двумя штемпелями. (Коллекция Уортмана из Лондона).

Рис. 7. На верхней половине показана оборотная сторона конверта. Стрелки указывают на штемпель и на имя отправителя.

Рис. 8. «С. П. Б. Варшавск. ж. д. — почт. ваг. №...». В центре штемпеля — дата.

Рис. 9.

Рис. 10. Это единственная известная автору польская цельная вещь с русским железнодорожным гашением «Вагон 4». станция № 2 (ее название еще не установлено). Стрелкой показан четкий отпечаток штемпеля.

Рис. 11.

Рис. 12. Тип II. Почтовый вагон № 4. В центре стоит дата, внизу буквы «А» или «В». Обычно этот оттиск черный, но встречается и синий.

Шестигранник «16». Конверт послан в Москву; штемпель на обороте «Вагон 2». дата 26 апреля 1863 года (бывшая коллекция Фаберже, в настоящее время владелец не известен).

Создается впечатление, что все четыре гашения в виде шестигранника с числами «12», «14», «15» и «18» ставились на почте на конвертах, посланных из Королевства Польского в Россию, а не из России в Польшу.

Ниже приводится таблица, в которой показано, как соответствуют друг другу гашения, поставленные на лицевой стороне конвертов, посланных из Польши в Россию, и русские гашения круглой формы, ставившиеся на обороте (как обычно и штемпелевали корреспонденцию в русских почтовых железнодорожных вагонах).

ТАБЛИЦА ИЗВЕСТНЫХ КОНВЕРТОВ

Шестигранник на лицевой стороне конвертаРусский круглый штемпель на оборот ной стороне конверта.
Польская марка № 112Вагон 1 и 6
—»—15Вагон 2
—»—14Вагон 3
Такой конверт не известен13Вагон?
Польская марка № 112Вагон 1 и 6
Русская марка11Вагон 6
Даты гашения:18 августа 1862 года — самая ранняя и 29 нюня 1863 года — самая поздняя.

Располагая незначительными данными, можно, однако, сделать следующее заключение о связи между гашением в виде шестигранника из точек, которое обычно ставилось на самой марке на лицевой части конверта, и круглым штемпелем на обороте

Гашение «Шестигранник»Круглое Гашение «Вагон»
(лицевая сторона)(оборотная сторона)
161
152
143
13 (если такое число существует)4
125
116

КРУГЛЫЕ ШТЕМПЕЛЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В РУССКИХ ПОЧТОВЫХ ВАГОНАХ

Существует ряд доказательств, судя по которым все передвигавшиеся по железной дороге русские почтовые конторы использовали для гашения круглые календарные штемпеля с числами, соответствовавшими номерам почтовых вагонов (рис. 3). Такой штемпель с номерами 1—6 обычно ставился на оборотной стороне конверта, хотя известны случаи, когда им гасились марки на лицевой стороне.

Рис. 13. Внизу — польская марка № 1 на конверте, посланном из Варшавы в Москву. Штемпель на обороте «Вагон 4а». Вверху — указанный стрелкой номер «33» означает станцию Вильно (транзит через Санкт-Петербург в Москву). Коллекция Уортмана.

Рис. 14. Часть конверта с русской 10-копеечной маркой, посланного из Вильно в Варшаву. Марка погашена штемпелем «Вагон 4а», «станция М 33» (Вильно). Это подтверждает то. что указано на рис. 13. Коллекция автора.

Рис. 15. Штемпель «Вагон 4» поставлен на «станции № 12» (название города еще не установлено) по дороге в Варшаву. По прибытии в Варшаву сделано гашение маленьким штемпелем домарочного периода красной краской. (Коллекция автора).

Польская марка № 1 (рис. 8) гасилась круглым штемпелем с текстом на русском языке по кругу; в центре стояла дата (рис. 8), но она иногда бывала или смещена вправо, или даже перевернута (рис. 9).

Кроме даты, обычно слева от числа месяца, эти круглые штемпеля имели дополнительно цифру, которая также встречается перевернутой или смещенной. Значение ее до сих пор неясно. Нам кажется, что она обозначала станцию, с которой послано письмо, или станцию, откуда вагон начал свой путь. Если это подтвердилось бы, число «1» действительно означало бы Санкт-Петербург, откуда отправлялись поезда в Польшу.

В коллекции автора, а также в других коллекциях есть конверты, подтверждающие эту теорию (рис. 3), однако их недостаточно, чтобы сделать окончательное заключение.

Недавно, изучив конверт, посланный из Варшавы в Санкт-Петербург и датированный 1863 годом, на оборотной стороне которого стоит круглый штемпель с цифрами «44», было получено еще одно доказательство этой теории. Цифры «44» могут означать Варшаву (рис. 11). В коллекции автора есть польские конверты 1862—1863 годов без марок, адресованные во Францию, на которых стоят гашения круглой формы всех шести железнодорожных передвижных почтовых контор (рис. 3) и на всех указан номер «1» (Санкт-Петербург).

Если бы факты, касающиеся описанных выше дополнительных чисел, подтвердились, можно было бы установить, с какой станции письма посылались. По всей вероятности, круглые штемпеля ставились во время передвижения поезда, при этом на них меняли числа, чтобы они совпадали с обозначениями станций и датами. Если бы дело обстояли так, то легко допустить, что гасились конверты в спешке, не всегда достаточно аккуратно и внимательно, и этим объясняется, почему некоторые цифры перевернуты или сдвинуты (рис. 9). Возможно, иногда дата и номер станции менялись местами. Есть также ряд примеров, где номер станции пропущен и на его месте стоит черточка (рис. 9). После 1865 года в России 6мл введен новый вид железнодорожных гашений круглой формы (рис. 12).

М. Боянович