Королевство Польское. Русские железнодорожные гашения
Он один из крупнейших специалистов по маркам Польши. Коллекция М. Бояновича «Королевство Польша 1858—1870» получила Большой приз на выставке «Варшава-60», Большой почетный приз на выставках «Будапешт-61» и «София-69». В 1964 году он получил медаль клуба коллекционеров Нью-Йорка за цикл лекций о марках Польши, прочитанный им в 1963 году.
В этой статье описываются русские железнодорожные гашения, применявшиеся на польской территории, такие, как цифры в шестиграннике из точек (рис. 1) и круглые штемпеля, ставившиеся в русских железнодорожных вагонах (рис. 2).
Пока найдено лишь несколько конвертов, дающих точную информацию; однако этого недостаточно, чтобы автор статьи мог сделать по данному вопросу окончательные заключения, и поэтому предлагается несколько теорий. В будущем, если будет найден дополнительный материал, эти предположения либо подтвердятся, либо изменятся.
Там, где есть неточности или противоречивые сведения, их можно объяснить рядом веских причин, например железнодорожный почтовый вагон мог быть временно не в порядке или нуждаться в ремонте. Или могло быть и так, что во время починки штемпеля временно ставилось ручное гашение. Эти или подобные обстоятельства могли бы ввести в заблуждение специалиста, который ожидал найти лишь определенные виды оттисков, сделанных штемпелем, и неожиданно для себя обнаружил бы совершенно другие.
В опубликованной уже информации о гашении в виде цифр в шестиграннике из точек (рис. 1 и 1а) мы находим, что не было сделано попытки совместить его каким-то образом с русским гашением круглым штемпелем (рис. 2). Последний использовался в почтовых вагонах с номерами 1—6, обслуживавших железнодорожные линии, ведущие из России или к России через Польшу (рис. 3). Изучение нескольких известных конвертов такого типа приводит нас к выводу, что эти два вида гашения должны рассматриваться вместе.
К тому же они указывают на направление движения поезда — на восток или на запад — вне зависимости от того, применялись ли они отдельно или в комбинации друг с другом.
Хотя почтовые марки на конвертах есть как польские, так и русские, мы рассматриваем их применение только на польской территории. Это важно отметить, так как гашения в виде цифры в шестиграннике из точек применялись также в России.
Существует достаточно доказательств, подтверждающих, что в тот период на железнодорожных линиях, связывающих Россию (Санкт-Петербург) с Королевством Польским, действовало только шесть русских передвижных почтовых контор.
ДВА РАЗЛИЧНЫХ ВИДА ГАШЕНИЯ
Сначала мы детально рассмотрим два вида гашения (рис. 1 и 2) и затем подведем итоги.
Оба типа описываемых гашений использовались только в русских железнодорожных почтовых конторах. Они ставились на письмах, посланных с польской территории на станциях железнодорожной линии, которая связывала Пруссию и Россию; это отрезок Вирзбелоу (Вербаллен)— Мариамполь на железнодорожной линии Кенигсберг — Вербаллен — Ковно — Санкт-Петербург. Письма гасились прямо в почтовых вагонах русских поездов, идущих через указанные станции в Санкт-Петербург. В то время такие поезда ходили редко.
Точно доказано, что, по крайней мере, четыре русские железнодорожные почтовые конторы в поездах, идущих в Санкт-Петербург, имели свои специальные шестигранные штемпеля. Уже давно известны такие штемпеля с цифрами «12», «14», «15» и «16». Польские марки (первый номер), погашенные штемпелями с цифрами «12», «14» и «16», были ранее известны, недавно обнаружен конверт с числом «15». Числа «11» и «13» пока не встречались на первой польской марке. Возможно, число «13» не ставилось из-за предрассудков, связанных с этой цифрой.
В статье, озаглавленной «Первые железнодорожные штемпеля» (в «Английском журнале русской филателии», номер 19, стр. 579), доктор Уортман упоминает о гашении «11» (рис. 6), поставленном на конверте с русской маркой, посланном, возможно, из Санкт-Петербурга в Митаву; на обороте его штемпель круглой формы русской почтовой конторы, вагона № 6, датированный 1.22.XI—1863. Первая цифра «1», как нам кажется, означает, что гашение было сделано на станции в Санкт-Петербурге.
На рис. 6 показан конверт, на котором нет ничего, указывающего на Королевство Польское; мы дали этот рисунок для того, чтобы показать гашение с числом «11». Интересно отметить, что все известные конверты были адресованы в Санкт-Петербург Ф. Е. Гинзбургу, управляющему железными дорогами России. Ниже приводится список известных пока конвертов с первой польской маркой, погашенных штемпелем с числами, заключенными в шестигранники из точек.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ГАШЕНИЙ
Шестигранник «12». Конверт отправлен в Ригу; имеет штамп на обороте «Вагон 1», дата 29 сентября 1862 года (бывшая коллекция Фаберже, в настоящее время владелец не известен).
Шестигранник «12». Конверт был отправлен в Санкт-Петербург; на обороте штемпель «Вагон-6», дата 29 нюня 1893 года (бывшая коллекция Фаберже, в настоящее время владелец не известен).
Шестигранник «14» (рис. 4). Конверт послан А. Фейнбергом из Вербаллена в Санкт-Петербург; на обороте штемпель «Вагон 3», дата 18 августа 1882 года (бывшая коллекция Фаберже, сейчас находится в коллекции у автора настоящей статьи).
Шестигранник «16» (рис. 8). Конверт послан из Вербаллена в Санкт-Петербург; на оборотной стороне штемпель «Вагон-2», дата 22 июня 1863 года. Стрелка на рис. 5 указывает на перевернутое число «37», поставленное на станции в Вербаллене.
Шестигранник «13» (рис 7). Конверт послав А. Фейнбергом из Вербаллена в Санкт-Петербург; штемпель на обороте «Вагон 2», дата 30 сентября 1802 года (бывшая коллекция Палмера, сейчас находится в коллекции автора).
Рис. 1.
Рис. 1a.
Рис. 2.
Рис. 4. Часть конверта с гашением «14». Стрелкой указан штемпель на обороте.
ТАБЛИЦА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЧТОВЫХ КОНТОР
Номер станции | Название станции | Дата на штемпеле | Марки, наклеенные на конвертах | Вагон № | Конверт находится к коллекции | Пункты отправления и назначения |
номера нет 1 1 (сбоку) 1 2 12 21 33 33 33 37 44 (сбоку) 44 (сбоку) 50 |
Вирзбелоу ? ? ? ? Граница? Вильно Вильно Вильно Вирзбелоу —»— Варшава —»— —»— |
18.VIII.1862 1864 16.VII.1864 1862—1863 19.IV.1864 28.XI.1863 2.I.1864 1.XI.1866 12.ХII.1863 1.XI.1866 22.VI.1863 30.IХ.1862 17.XII.1863 1.Х.1863 2.I.1863 |
польская марка № 1 —»— конверт без марок польская цельная вещь польская марка № 1 —»— — »— конверт с польской маркой № 1 конверт с русской маркой польская марка № 1 конверт с польской маркой № 1 конверт с польской маркой № 1 польская марка № 1 —»— |
3, тип 1 2, тип 1 3, тип 1 1 — 6, тип 1 4, тип 1 4, тип 1 3, тип 1 4а, тип II, черный 4а, тип II, синий 2, тип 1 2, тип 1 4, тип 1 4, тип 1 ? |
Боянович Боянович «Полянски Бук» пластина XXVI/9 Боянович —»— —»— —»— —»— Уортман Боянович Боянович Боянович —»— —»— |
Вирзбелоу — Санкт-Петербург ? ? Санкт-Петербург — Франция из ? — в Варшаву ? Граница? — Варшава Вильно? Варшава — Вильно — Москва Вильно— Варшава Вирзбелоу — Санкт-Петербург Вирзбелоу — Санкт-Петербург Варшава — Санкт-Петербург —»— ? |
Рис. 3.
Рис. 5.
Рис. 6. Русская марка, погашенная шестигранником из точек с числом «11». Вверху показана оборотная сторона конверта с двумя штемпелями. (Коллекция Уортмана из Лондона).
Рис. 7. На верхней половине показана оборотная сторона конверта. Стрелки указывают на штемпель и на имя отправителя.
Рис. 8. «С. П. Б. Варшавск. ж. д. — почт. ваг. №...». В центре штемпеля — дата.
Рис. 9.
Рис. 10. Это единственная известная автору польская цельная вещь с русским железнодорожным гашением «Вагон 4». станция № 2 (ее название еще не установлено). Стрелкой показан четкий отпечаток штемпеля.
Рис. 11.
Рис. 12. Тип II. Почтовый вагон № 4. В центре стоит дата, внизу буквы «А» или «В». Обычно этот оттиск черный, но встречается и синий.
Шестигранник «16». Конверт послан в Москву; штемпель на обороте «Вагон 2». дата 26 апреля 1863 года (бывшая коллекция Фаберже, в настоящее время владелец не известен).
Создается впечатление, что все четыре гашения в виде шестигранника с числами «12», «14», «15» и «18» ставились на почте на конвертах, посланных из Королевства Польского в Россию, а не из России в Польшу.
Ниже приводится таблица, в которой показано, как соответствуют друг другу гашения, поставленные на лицевой стороне конвертов, посланных из Польши в Россию, и русские гашения круглой формы, ставившиеся на обороте (как обычно и штемпелевали корреспонденцию в русских почтовых железнодорожных вагонах).
ТАБЛИЦА ИЗВЕСТНЫХ КОНВЕРТОВ
Шестигранник на лицевой стороне конверта | Русский круглый штемпель на оборот ной стороне конверта. | |
Польская марка № 1 | 12 | Вагон 1 и 6 |
—»— | 15 | Вагон 2 |
—»— | 14 | Вагон 3 |
Такой конверт не известен | 13 | Вагон? |
Польская марка № 1 | 12 | Вагон 1 и 6 |
Русская марка | 11 | Вагон 6 |
Даты гашения: | 18 августа 1862 года — самая ранняя и 29 нюня 1863 года — самая поздняя. |
Располагая незначительными данными, можно, однако, сделать следующее заключение о связи между гашением в виде шестигранника из точек, которое обычно ставилось на самой марке на лицевой части конверта, и круглым штемпелем на обороте
Гашение «Шестигранник» | Круглое Гашение «Вагон» |
(лицевая сторона) | (оборотная сторона) |
16 | 1 |
15 | 2 |
14 | 3 |
13 (если такое число существует) | 4 |
12 | 5 |
11 | 6 |
КРУГЛЫЕ ШТЕМПЕЛЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В РУССКИХ ПОЧТОВЫХ ВАГОНАХ
Существует ряд доказательств, судя по которым все передвигавшиеся по железной дороге русские почтовые конторы использовали для гашения круглые календарные штемпеля с числами, соответствовавшими номерам почтовых вагонов (рис. 3). Такой штемпель с номерами 1—6 обычно ставился на оборотной стороне конверта, хотя известны случаи, когда им гасились марки на лицевой стороне.
Рис. 13. Внизу — польская марка № 1 на конверте, посланном из Варшавы в Москву. Штемпель на обороте «Вагон 4а». Вверху — указанный стрелкой номер «33» означает станцию Вильно (транзит через Санкт-Петербург в Москву). Коллекция Уортмана.
Рис. 14. Часть конверта с русской 10-копеечной маркой, посланного из Вильно в Варшаву. Марка погашена штемпелем «Вагон 4а», «станция М 33» (Вильно). Это подтверждает то. что указано на рис. 13. Коллекция автора.
Рис. 15. Штемпель «Вагон 4» поставлен на «станции № 12» (название города еще не установлено) по дороге в Варшаву. По прибытии в Варшаву сделано гашение маленьким штемпелем домарочного периода красной краской. (Коллекция автора).
Польская марка № 1 (рис. 8) гасилась круглым штемпелем с текстом на русском языке по кругу; в центре стояла дата (рис. 8), но она иногда бывала или смещена вправо, или даже перевернута (рис. 9).
Кроме даты, обычно слева от числа месяца, эти круглые штемпеля имели дополнительно цифру, которая также встречается перевернутой или смещенной. Значение ее до сих пор неясно. Нам кажется, что она обозначала станцию, с которой послано письмо, или станцию, откуда вагон начал свой путь. Если это подтвердилось бы, число «1» действительно означало бы Санкт-Петербург, откуда отправлялись поезда в Польшу.
В коллекции автора, а также в других коллекциях есть конверты, подтверждающие эту теорию (рис. 3), однако их недостаточно, чтобы сделать окончательное заключение.
Недавно, изучив конверт, посланный из Варшавы в Санкт-Петербург и датированный 1863 годом, на оборотной стороне которого стоит круглый штемпель с цифрами «44», было получено еще одно доказательство этой теории. Цифры «44» могут означать Варшаву (рис. 11). В коллекции автора есть польские конверты 1862—1863 годов без марок, адресованные во Францию, на которых стоят гашения круглой формы всех шести железнодорожных передвижных почтовых контор (рис. 3) и на всех указан номер «1» (Санкт-Петербург).
Если бы факты, касающиеся описанных выше дополнительных чисел, подтвердились, можно было бы установить, с какой станции письма посылались. По всей вероятности, круглые штемпеля ставились во время передвижения поезда, при этом на них меняли числа, чтобы они совпадали с обозначениями станций и датами. Если бы дело обстояли так, то легко допустить, что гасились конверты в спешке, не всегда достаточно аккуратно и внимательно, и этим объясняется, почему некоторые цифры перевернуты или сдвинуты (рис. 9). Возможно, иногда дата и номер станции менялись местами. Есть также ряд примеров, где номер станции пропущен и на его месте стоит черточка (рис. 9). После 1865 года в России 6мл введен новый вид железнодорожных гашений круглой формы (рис. 12).
М. Боянович