an image
Поиск
Это интересно

Почта древних египтян

Во время раскопок гробницы одного из египетских фараонов (2500 лет до н.э.) египтологом Тепельтгамом был найден сосуд с папирусами, на которых имелись оттиски печатей, сделанные синей и красной красками и свидетельствующие о том, что папирусы с посланиями прошли «почту» фараона. Каждое «письмо» заключалось в медный цилиндр с герметической крышкой. Всего обнаружили 186 таких оттисков.

Видимо, этот фараон и был одним из первых коллекционеров-филателистов, так как в гробнице его коллекция помещалась рядом с ценнейшими сокровищами.

Анонс

Как отличить литографскую марку № 1108?

Филателистам хорошо знакома марка достоинством в 30 коп, из шестого стандартного выпуска СССР, на которой изображен летчик в профиль, в боевом снаряжении, на фоне готового к вылету самолета. Как известно, она печаталась типографским способом (№ 742 по каталогу ГФК), литографским способом (№ 1108) и офсетным способом (№ 1191)- У каждого выпуска свои разновидности — особенно типографской и офсетной — по оттенкам, зубцам, бумаге, которые еще недостаточно изучены.

Основные сведения об этих марках филателисты черпают из каталога ГФК и статьи Я. Бовина. Даже начинающие коллекционеры легко отличают гашеную и негашеную типографскую № 742 от офсетной № 1191 по известному яркому признаку: белая дугообразная полоса в носовой части самолета у офсетной марки и отсутствие такой линии у типографской.

А литографская № 1008, у которой также нет белой полоски у носовой части самолета? Как опознать ее и отличить от типографской?

Многие филателисты этого не знают, причем иногда «подводит» даже такой признак, как предполагаемая вдавленность рисунка на обратной стороне у негашеной типографской марки. Дело в том, что порой вдавленность настолько слаба, что ее не угадаешь невооруженным глазом. Иногда вдавленности вообще нет, особенно если попадается плотная бумага. Часто приходится видеть негашеные типографские марки без вдавленности рисунка или с частичной, очень слабой вдавленностью, которые маститые филателисты, «ничтоже сумняшеся», ошибочно причисляют к литографским.

Существует мнение, что гашеную литографскую марку невозможно отличить от типографской. Так ли это? Попытаемся убедить читателя, что это не так.

Вот некоторые, заметные на глаз, опознавательные черты литографской марки № 1108. Помимо полного отсутствия вдавленности на клеевой стороне она имеет и некоторые особенности с «лицевой», в самом рисунке марки, в его графическом исполнении.

Взгляните на воротник свитера летчика на марке типографского выпуска (рис. 1) Вы увидите довольно четкие вертикальные штрихи, заполняющие почти всю «плоскость» воротника и доходящие вплотную до его нижнего очертания. А у литографской (рис. 2) этого нет: штрихи в ней короче и в нижней части до края не доходят, образуя просвет между штрихами и нижним очертанием воротника.

Продолжение ...

Анонс

Улица моего детства

В моем альбоме не много марок. Специалист едва ли обнаружит в нем редкости. Я собираю такие марки, которые для меня чем-то памятны. Может быть, это увлечение кое-кто назовет дилетантством, по мне очень дороги почтовые миниатюры, которые возвращают меня на улицу моего детства.

Одна из них выпущена в 1939 году. Автор ее — художник Н. Шевердяев. В лилово-коричневых тонах изображена библиотека им. В. И. Ленина и часть Моховой улицы...

Я помню, когда по Моховой ходил трамвай — «Аннушка» и его ранние звонки будили меня по утрам. Все, что застыло в миниатюре, мне представляется живым говорящим, движущимся. Сам облик улицы имеет для меня определенную значимость и создает настроение.

Когда столица встречала славных папаниицев, и с крыш летели разноцветные листовки, улица улыбалась. Она словно бы надевала нарядное платье моей матери. Но я помню, когда эти дома будто запахнулись в солдатскую шинель, в которой отец ушел на фронт. Родная улица, она такая разная, и она — одна: и древняя, и молодая.

Еще в XV веке о ней упоминалось в летописи. Названием своим улица обязана обычному мху, который привозили в город крестьяне и продавали его. Москва была далеко не вся белокаменной, и мхом горожане конопатили свои деревянные дома.

Украшением улицы в то время был дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I. Дворец стоял там, где нынче здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Восточнее раскинулось небольшое село Ваганьково. Ближе к Кремлю тесно лепились курные избы, церквушки, купеческие лавки. При Иване Грозном Моховая извивалась от Знаменки (теперешней улицы Фрунзе) до Троицких ворот.

В XVII веке на месте дворца Софьи Витовтовны уже стояли хоромы князей Шуйских, а в конце века — дом думного дьяка Автамона Иванова. Здесь же, на холме, высилась церковь Николы Стрелецкого.

В XVII веке князь А. А. Меньшиков построил дом на углу Моховой и Знаменки, который в 1782 году перешел к П Е. Пашкову, потомку денщика Петра I. Обладатель огромного состояния, Пашков решил построить для себя новый дом. Его заказ выполнил знаменитый архитектор В И. Баженов, который создал в 1786 году замечательный ансамбль. Современники называли его «одним из чудес мира», а в просторечье — «Пашков дом» (на марке он изображен на втором плане).

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Ступени неба

Когда над нами, оставляя за собой гул, проносится современный воздушный лайнер, невольно думаешь о том, как мало у него лишних, тормозящих полет частей. В течение восьми десяти двух лет самолет приобретал свой теперешний облик. И почтовые марки, подобно документальной киноленте, зафиксировали все стадии роста.

марка Жуковский 1963 год

1885 год. Наш соотечественник — моряк А. Ф. Можайский впервые в мире построил самолет и испытал его в непродолжительном полете. На марке, выпущенной в СССР в 1963 году в серии «Русские деятели авиации» изображен портрет А, Ф. Можайского и достаточно точно— первый самолет-моноплан в полете.

марка Можайский 1963 год

1895 год. Первый полет планера. Его построил и испытал немецкий инженер Отто Лилиенталь. Портрет конструктора-испытателя и изображение планера-биплана мы видим на марке, изданной в Германии в 1934 году. Однако художник, автор марки, допустил грубую ошибку. Он нарисовал планер в полете, но... без летчика. Планер Лилиенталя был, так называемый, «балансирный», где летчик удерживался, опираясь локтями о центральную часть нижнего крыла, ноги при этом он вытягивал вперед для того, чтобы сместить центр тяжести всего аппарата. В 1896 году О. Лилиенталь погиб во время одного из своих экспериментальных полетов.

1903 год. Американцы братья Райт построили и успешно облетали свой первый самолет — биплан. Кстати, его прообразом был планер Лилиенталя. Самолету Райтов посвящено две марки США и одна государства Сан-Марино. На марке, вышедшей в США в 1953 году, изображен самолет братьев Райт в полете.

Путь развития авиации, предложенный Можайским, в ту пору не был использован. Однако уже через 10 лет после полетов братьев Райт, моноплан, изобретенный русским конструктором, стал успешно конкурировать с бипланом и через 45 лет почти полностью вытеснил его,

1909 год. Первой существенной победой моноплана был перелет французского летчика Луи Блерио через Ла-Манш. Самолету Л. Блерио посвящена одна французская марка и надпечатка авиационной почты на ряде марок французских колоний, в частности, на марках Туниса. На лиловой марке, достоинством 2 франка 25 сантимов, выпущенной во Франции в 1939 году, изображен маршрут перелета моноплана «Блерио — XI» с мотором мощностью 25 л. с. Скорость этой машины была около 70 км/час.

1912 год. Перед первой мировой войной аэропланы появились во многих странах. Их скорость не превышала 90—95 км/час, мощность двигателя достигала 100 л. с. Один из таких монопланов типа «Этрих-Таубе» изображен на норвежской марке, выпущенной в 1962 году в честь 50-летня первого полета в Норвегии.

1913—1918 годы. Первая мировая война дала толчок развитию самолетостроения. Возросла мощность двигателей. Увеличилась численность машин. Однако общий их вид мало изменился. Разве только фюзеляж стали затягивать со всех сторон материей и его форма получалась более обтекаемой. В качестве примера авиационной техники тех времен можно привести двухместный австрийский биплан-разведчик «Лонер-Даймлер». Он изображен на австрийской марке, вышедшей в 1918 году в серии, посвященной вооруженным силам Австро-Германского военного блока. На марке Боливии, выпущенной в 1920 году в честь образования национального воздушного флота, мы видим еще один самолет периода первой мировой войны — французский одноместный моноплан «Моран-Сольнье», (скорость около 100 км/час). 1918—1920 годы. Молодая Советская Республика заново создавала авиационную промышленность. В 1922 году увидела свет первая советская марка на авиационную тему. Это лиловая почтовая миниатюра из серии «Голодающим». На ней — самолет-моноплан «Ньюпор-XV» с двигателем 80 л. с, развивавшим скорость до 150 км/час. Выпуск марки примерно соответствовал по времени первым рейсам советской авиапочты. Это были «летающие проволочные заграждения», отслужившие свой век в боях с белогвардейцами и интервентами.

В 1918 году, по указанию В. И. Ленина, создай Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ), Организатором и первым его научным руководителем был знаменитый русский ученый профессор Н. Е. Жуковский. Ему посвящено шесть советских марок, выпущенных в разное время.

Последняя из них — черно-голубая — достоинством в 16 коп. вышла в свет в 1963 году в серии «Русские деятели авиации». На марке — портрет Н. Е. Жуковского и схема аэродинамической трубы — основного инструмента экспериментальной аэродинамики.

1925—1928 годы. Новая веха в развитии авиации. В некоторых странах, в том числе и СССР, начинают применяться цельнометаллические конструкции, В ту пору были распространены самолеты-бипланы и полуторапланы со стойками и расчалками между крыльями. Одним из наиболее распространенных советских полуторапланов был цельнометаллический самолет конструкции А. Н. Туполева «АНТ-3», построенный в 1925 году. Самолет «АНТ-3»— двухместный. На нем устанавливался двигатель водяного охлаждения мощностью 450 л. с. Максимальная скорость этого самолета— 206 км/час. В 1927 году летчик С. А, Шестаков совершил на «АНТ-3» перелет Москва — Токио — Москва, «АНТ-3» изображен на двух советских марках. Они, достоинством в 10 коп., 15 коп., выпущены в честь 1-й Международной авиапочтовой конференции 1927 года. Другим известным советским полуторапланом был деревянный двухместный самолет конструкции Н. Н, Поликарпова «Р-5», Он имел двигатель водяного охлаждения мощностью 500 л. с. и развивал скорость до 229 км/час. Этот самолет филателисты могут увидеть на марке, выпущенной в 1935 году в честь спасения челюскинцев. На той же марке запечатлен портрет одного из спасателей челюскинцев. Героя Советского Союза Н. П. Каманина. Марка лиловая, достоинством 40 коп.

1929—1935 годы. Самолетостроители стали переходить на более совершенную схему моноплана со свободнонесущим крылом. Такая машина испытывает значительно меньшее сопротивление воздуха в полете, чем биплан. Еще в 1925 году был построен и успешно испытан двухмоторный, цельнометаллический моноплан «АНТ-4», названный «Страна Советов». На этом самолете летчик С. А. Шестаков в 1929 году совершил героический перелет Москва — Нью-Йорк. У «АНТ-4» было два двигателя по 500 л. с. каждый. Самолету посвящена марка, вышедшая а 1937 году в серии «Советские самолеты». Марка черно-серая, достоинством 50 коп. Кроме того, «АНТ-4» изображен на одной из марок, посвященных спасению челюскинцев. С 1934 года на авиалиниях началась эксплуатация двухмоторного «АНТ-9М», конструкции А. Н. Туполева, с двумя двигателями водяного охлаждения по 500 л. с. каждый. Самолет этот перевозил девять пассажиров со скоростью 235 км/час. Изображение «АНТ-9М» сохранилось на одной из пяти марок, серии «Гражданская авиация СССР», вышедшей в 1934 году. В 1934 году наша авиапромышленность создала восьмимоторный цельнометаллический самолет-гигант «АНТ-20» — «Максим Горький», в то время самый большой в мире Вот его некоторые технические данные: размах крыла 65 м, мощность всех двигателей 7200 л. с, максимальная скорость — 280 км/час. «Максим Горький» представлен на одной из марок серии «Советские самолеты» 1937 года.

1935—1948 годы. Самолетостроение развивается чрезвычайно, интенсивно. Конструкторы стремятся создать такую машину, которая испытывала бы минимальное лобовое сопротивление воздуха. Увеличиваются мощности двигателей. Во время Великой Отечественной войны советская авиапромышленность выпускала первоклассные боевые машины с двигателями водяного и воздушного охлаждения. В 1945 году в честь героических подвигов нашей авиации вышла серия марок. На них изображения истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. На почтовых миниатюрах достоинством в 1 руб. и 60 коп. — двухмоторный фронтовой бомбардировщик и разведчик «ТУ-2» конструкции А. Н. Туполева. На марках достоинством в 60 коп. и 1 руб. — истребитель «ЯК-9» с двигателем водяного охлаждения. На марках достоинством в 1 руб. и 50 коп. — истребитель конструкции С. А. Лавочкина — «ЛА-7» с двигателем воздушного охлаждения. На марках достоинством в 1 руб. и 15 коп. — бронированный штурмовик конструкции С. В. Ильюшина «ИЛ-2». Серия заканчивается марками достоинством 15 коп. и 1 руб. с изображением тяжелого бомбардировщика конструкции В. М. Петлякова — «ПЕ-8».

На всех марках отмечены характерные особенности наших самолетов: схема моноплана, хорошо обтекаемый фюзеляж, закрытая кабина летчика. Средние скорости истребителей к концу войны возросли до 500—600 км/час.

После войны наша авиапромышленность стала выпускать отвечающие уровню техники пассажирские самолеты. В 1948 году была создана машина на 24 пассажира — «ИЛ-12» с двумя двигателями воздушного охлаждения по 1775 л. с. каждый.

На «ИЛ-12» конструкторы поставили трехколесное убирающееся шасси с передней стойкой, которая обеспечивает безопасную посадку.

авиапочта 1949 год

В 1949 году поступила в обращение серия «Воздушная почта». На марке достоинством в 1 руб. на фоне карты авиалиний СССР изображены самолеты ИЛ-12».

Еще более совершенной машиной был самолет «ИЛ-14». Его скорость 340 км/час. Ему посвящена марка из серии «ГВФ СССР», которая издана в 1958 году. Рисунки самолетов «ИЛ-12» и «ИЛ-14» напечатаны на 11 советских, 4 польских и на 3 марках ГДР.

1948—1964 годы. К. Э. Циолковский, еще в 1903 году писал: «За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных». Портрет гениального ученого мы видим на марке, вышедшей в 1951 году в серии «Знаменитые русские деятели науки и техники».

Начиная с 1946 года в самолетостроении всего мира стали применять турбореактивные двигатели. У них малый вес и значительная тяга, не зависящая от скорости полета, даже когда она приближается к скорости звука. Это позволило уже к 1948—1949 годам создать скоростные турбореактивные самолеты (900—1000 км/час). Первая марка, на которой был изображен самолет с турбореактивным двигателем, вышла в Венгрии в 1951 году в серии «Воздушный спорт». Характерная особенность подобного типа машины—стреловидное крыло. Оно уменьшает волновое сопротивление, возникающее при высоких скоростях полета.

В 1955—1956 годах был построен первый пассажирский самолет с турбореактивными двигателями «ТУ-104» конструкции А. Н. Туполева. Самолет этот имеет два мощных турбореактивных двигателя, вмещает до 75 пассажиров и развивает скорость до 1000 км/час. Самолету «ТУ-104» посвящено много марок иностранных и советских.

Однако вместе с большими достоинствами есть у турбореактивного двигателя один недостаток: у него повышенный расход горючего по сравнению с поршневым. Для того, чтобы перевозки на воздушных линиях обходились дешевле, на пассажирских самолетах устанавливают турбовинтовые двигатели, у которых расход горючего меньше, чем у турбореактивных. Наши авиаконструкторы создали в 1956—1957 годах несколько образцов четырехмоторных пассажирских самолетов с турбовинтовыми двигателями. Сейчас эти машины работают на многих авиалиниях. Турбовинтовой самолет «ИЛ-18» конструкции С. В. Ильюшина, рассчитанный на 100 мест, развивает скорость 650 км/час. Этой машине, посвятили свои марки Румыния, Венгрия, Чехословакия и Болгария, СССР. Советская, достоинством 2 руб. из серии «ГВФ СССР», вышла в 1958 году.

На марке (той же серии) достоинством 40 коп. другой наш турбовинтовой лайнер — «ТУ-114», конструкции А. Н. Туполева. Изображение этого самолета воспроизведено и на другой почтовой миниатюре серии «100 лет русской почтовой марки».

В 1964 году на международной авиационной выставке в Париже, все общее внимание привлек самолет, обладающий самой большой грузоподъемностью — «АН-22 Антей». Его полетный вес составляет 220 тонн. Дальность его полета — 11.000 км. Максимальная скорость превышает 700 км/час. «Антею» посвящена марка достоинством в 20 коп. из сери 1965 года «Самолеты СССР».

Итак, современный самолет может пролетать большие расстояния и развивать скорость, приближающуюся к скорости звука. А каковы перспективы развития авиации? Об этом также могут рассказать марки. На венгерском знаке почтовой оплаты 1963 года из серии «История авиации» — наш сверхзвуковой самолет, который участвовал в авиационном параде в Тушино в I960 году. На марке Монако 1965 года серии «Великие перелеты нарисован сверхзвуковой бомбардировщик США «Хаслер В-58», совершивший в 1964 году беспосадочный перелет из Нью-Йорка в Париж. Характерная особенность сверхзвуковых самолетов, изображенных на этих марках, — треугольное крыло. При переходе через звуковой барьер и при полете на сверхзвуковой скорости приходится преодолевать очень большое волновое сопротивление воздуха Для уменьшения этого сопротивления крыльям придают клинообразную форму, аналогичную форме носа корабля, разрезающего массу воды.

В заключение хочется сказать еще об одной марке. Она издана в Канаде в 1959 году. На марке изображен самолет 1909 года американского конструктора Кертисса, демонстрировавшего в Канаде свои первые прыжки в воздух и канадский сверхзвуковой военный самолет «Авро С-105 Арроу», который был построен и успешно испытан в 1960 году. На марке хорошо видна треугольная форма крыла «Авро С-105» и сильно заостренные очертания носовой части фюзеляжа.

Филателия наглядно отражает прогресс конструктивных форм самолета.

И. Костенко