an image
Поиск
Это интересно

В честь создателя гимна

В 1852 году в Коста-Рике, которая лишь незадолго до этого обрела независимость, ожидался приезд представителей английского правительства. В самый последний момент вспомнили, что отсутствует коста-риканский национальный гимн. Тогда главнокомандующий коста-риканской армии генерал Мора вызвал главного капельмейстера Мануэли Гутьероса и приказал ему немедленно написать гимн. Бедный дирижер от ужаса не знал, куда деться. Но приказ есть приказ.

Тщетно просидел он последние ночи — ведь он был специалистом по грустным народным мелодиям, а писать марши не умел.

Перед самым приездом генерал пригрозил Гутьеросу суровым наказанием... И за десять минут до встречи дирижер продиктовал оркестру незатейливый апофеоз своего бессилия... Тем не менее, в его честь, как создателя национального гимна, была выпущена в 1923 году специальная марка, где Гутьероса изобразили с огромной бриллиантовой звездой на груди, увенчанным лавровым венком.

Анонс

Памятная дата на марках тихвинского уезда

Среди богатейшего разнообразия рисунков земских почтовых марок второй половины XIX века обращает на себя внимание одна из деталей рисунка марок Тихвинской земской почты, повторяющаяся на марках всех выпусков, начиная с 1887 года и до конца действия почты в этом уезде, то есть по 1903 год включительно. На всех этих марках с № 17 по № 35 (номера приведены по каталогу под ред. Чучина —1926 год) можно увидеть дату: 1773 год. Из восьми оригинальных рисунков марок, выпущенных за это время, на шести (№№ 9, 10, 11, 12, 13, 16) в центре композиции помещен герб уезда, а на горизонтальной ленте (полосе) посредине герба — дата: 1773 г., причем на двух марках (№№ 12 и 13) дата изображена крупными цифрами поверх слова «Земство». Две марки (№№ 14 и 15), посвященные организации земской управы в 1864 г., сохраняют ту же дату: 1773 год, но она помещена в левой стороне рисунка. Чем же знаменателен для Тихвинского уезда 1773 год?

В этом году Тихвин стал уездным городом. В середине XVI века после открытия Тихвинского монастыря Тихвин был «посадом», небольшим поселением служилых и торговых людей. Позднее, в XVI и XVII веках выгодное положение на торговых путях сделало его местом проведения больших ярмарок. Постепенно посад разрастался. И вот в 1773 году он стал уездным городом новгородского наместничества (а затем Новгородской губернии). Таким образом, руководители Тихвинской земской управы, не дождавшись официального юбилея с «круглой» датой, более пятнадцати лет ежегодно отмечали дату организации уезда на своих почтовых марках. Интересно также, что, в отличие от выпусков почтовых марок других уездов и марок общерусских выпусков, марки Тихвинской земской почты имели дату выпуска, аналогичную ставящейся сейчас на наших почтовых марках. Большинство описанных марок имели четкое типографское исполнение, яркие краски и отпечатаны на хорошей белой бумаге.

Продолжение ...

Анонс

Как собирать открытки?

Если вы решили стать настоящим филокартистом и создать у себя на дому «маленькую Третьяковку», перед вами обязательно встанут три вопроса:

1. Что собирать?

2. Как систематизировать открытки?

3. Как их хранить?

Итак, первая заповедь истинного коллекционера — бережно обращаться с открытками. Не мните их, не пачкайте надписями. Не обрезайте поля — помните, что это «рама» открытки. Не держите открытки в сыром месте. Если открытки надписаны, не стирайте текст — впоследствии может пригодиться для исследовательской работы. А теперь решим важный вопрос. В сущности, любая научная работа начинается с этого вопроса. Ты вырастешь и, возможно, станешь ученым или изобретателем, и тогда тебе пригодятся те навыки, которые ты приобрел в детстве, то, что привьет тебе коллекционирование. Итак, прежде всего ты должен определить тему — это краеугольный камень твоей коллекции.

Много красивых открыток вы увидите в магазинах. Вам, возможно, захочется их купить и вы решите собирать «все». Но это будет неправильное решение: «все» вы никогда не соберете — открыток миллионы. Как правило, у каждого коллекционера есть своя любимая тема: одни увлекаются спортом, других интересует литература, кино, театр. Вот и выберите себе тему, определите ее границы и создавайте тематическую коллекцию. И тогда, чем больше вы соберете в пределах этой коллекции, тем она будет полнее и ценнее.

Интересна историко-революционная тема, космическая тема, литературная — например, «Художественный образ В. Маяковского в открытке» и др. Наша действительность дает нам массу тем — надо только выбрать то, что по душе.

Дать какой-либо универсальный совет, как располагать открытки, трудно из-за разнообразия тем. Однако расположение их должно быть логичным и ясным. Поясним это на примерах. Открытки на исторические или историко-революционные темы располагаются по хронологии. В такой же последовательности следовало бы помещать открытки о жизни, деятельности и творчестве замечательных людей. Спортивные открытки разложить по разделам, освещающим тот или иной вид спорта. Отдельные разделы стоит посвятить произведениям художников в области спорта, фотографиям спортсменов.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Русские марки

После того, как в Англии в 1840 году с легкой руки Джеймса Чальмерса и Ролана Гиля появился на свет «Черный пенни», марочная эпидемия быстро охватывала страну за страной. В Россию она пришла в 1857 году. Однако не марки были первыми русскими знаками почтовой оплаты. Штемпельные конверты в России появились еще в 1845 году — 1 январи в Финляндии, 1 декабря в Петербурге (для местной городской почты). И наконец, 1 декабря 1848 года были введены штемпельные конверты для иногородней корреспонденции всей страны.

Марками в России стали оплачивать корреспонденцию в 1858 году. Именно с этих знаков почтовой оплаты начинается интереснейшая коллекция, которая хранится в музее Гознака. Она составлена по карточке проб, образцов и выпушенных дореволюционных марок, а также советских марок 1918— 1930 годов. Коллекция собрана в «Альбоме знаков почтовой оплаты». Кроме того, в музее имеется опись русских и советских почтовых марок 1857—1930 годов, а также их пробных оттисков и образцов. Эта опись подписана тогдашним управляющим Гознака Енукидзе и старшим хранителем музея Воробьевым. Она скреплена печатью и датирована 30 августа 1930 года. Сведения, которые можно почерпнуть из этих источников, во многом совпадают с «Каталогом почтовых марок и цельных вещей» под редакцией Ф. Г. Чучина. Хотя каталог был издан очень маленьким тиражом (3 тысячи экземпляров и больше не переиздавался), повторять его данные мы не будем. В музее Гознака в достаточном количестве имеется дополнительная информация, представляющая интерес для филателистов.

Прежде чем открыть первую страницу «Альбома знаков почтовой оплаты», предлагаем вниманию наших читателей небольшой картой с наклеенными на нем тремя марками, достоинством 10 копеек за лот, коричневой, темно-синей и карминовой расцветок. На картоне имеется надпись: «Высочайше утверждены 12-го ноября 1857 года». Эти марки и следует считать первыми утвержденными образцами.

Ко времени своего появления почтовые марки печатались в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) — предшественнице нынешнего Гознака.

Первую страницу музейного альбома открывают три марки выпуска 1858 года достоинством 10 коп. (коричневая, овал голубой), 20 коп. (темно-синяя, овал желтый) и 30 коп. (карминово-розовая, овал зеленый).

первые российские марки

Технология изготовления первых русских марок была довольно сложной Они печатались на специально изготовленной бумаге с уплотнением бумажной массы для каждой отдельной марки. Причем уплотнения изображают цифры высотой около 15 миллиметров, соответствующие числу лотов, оплачиваемых маркой, то есть на однолотных — 1, на двухлотных — 2 и на трехлотных — 3. В альбоме имеется образец подобной бумаги с цифрой 1, предназначенной для марок 10 коп. за лот. Бумага эта очень жесткая и трудна в печати. Поэтому в 1858 году 29 сентября были утверждены к печати марки такого же рисунка, но на другой, мягкой, специально выписанной из-за границы бумаге без водяного знака.

Собиратели русских марок, должно быть, обратили внимание на то, что в каталоге Ф. Г. Чучина не названы художники — авторы рисунков знаков почтовой оплаты. В некоторой степени этот пробел восполнялся материалами музея Гознака, хотя имя автора рисунка первых русских марок, действительно, неизвестно. Но вот в чем дело: оригинальный рисунок марки в то время исполнялся не художником, специалистом-орнаменталистом, а самим гравером под руководством заведующего печатным отделением ЭЗГБ известного медальера Я. Я. Рейхеля. Затем уже оригинальный штемпель вырезался гравером на стали.

Относительно первых выпусков русских почтовых марок можно сделать еще одно небольшое дополнение к каталогу. Размножение первых марок вплоть до 80-х годов производилось свинцовыми матрицами. С них одиночным путем получали медные отложения Эти отложения соединялись гнездами по 25 экземпляров. Марки печатались с четырех гнезд, то есть по 100 штук в листе.

Каталог Ф. Г. Чучина и материалы музея по-разному датируют выпуск марок городской почты, предназначенных для Петербурга и Москвы. Каталог относит их выпуск к июлю 1863 года. Однако утверждены к печати управляющим Экспедиции заготовления государственных бумаг они были лишь 5 августа 1863 года.

Интересны по полиграфическому исполнению марки, выпушенные в июле 1864 года с новым типом рисунка. Он представляет собой черный государственный герб России со знаками почты — рожками в овале, украшенном короной. Если сквозь сильную лупу рассматривать цветной фон этих марок, то можно заметить, что он состоит из мелких цифр, соответствующих стоимости марок: для однокопеечных — арабских, для трехкопеечных — арабских и римских, для пятикопеечных — римских.

В каталоге под редакцией Ф. Г. Чучина пропущен один из знаков почтовой оплаты выпуска 1866 года. Это марка для оплаты телеграмм, подаваемых на С. петербургский городской общественный телеграф. В этом случае телеграмма подавалась па простой бумаге, не оплаченной для доплаты стоимости таких же телеграмм, подаваемых па специальных бланках. В музее имеется образец марки. Она представляет собой восьмиугольный оригинальный черный рисунок с гербом С.-Петербурга на светло-коричневом фоне, состоящем из горизонтальных линий. Номинал — 20 копеек. Марки печатались типографским способом на гладкой белой бумаге без водяного знака. Зубцы—12. Утверждены к печати они были 21 декабря 1866 года, а изъяты из употребления в конце 1868 года.

На второй странице альбома помещен еще один образен бумаги, на которой печатались почтовые марки начиная с сентября 1866 года. Они повторяют рисунок 1864 года. Бумага эта производилась Экспедицией заготовления государственных бумаг со специальным водяным знаком во весь лист, состоящим из мелких продольных световых полосок, пересеченных вертикальными и волнообразными линиями, среди которых помешены буквы ЭЗГБ. Характерно, что бумага эта употреблялась для печатания почтовых марок до 1909 года, В альбоме музея хранятся пробы трех марок выпуска 1866 года, отпечатанных типографским способом на такой бумаге.

Стоит отметить, что марки 1866 года по сравнению со знаками почтовой оплаты, выпушенными в 1864 году, гораздо ярче, они гуще насыщены цветом.

Несколько отличаются в каталоге и документах музея Гознака описания марок 1883 года. В описи о них сообщается: «на марках достоинством от 1 до 7 копеек воспроизводится рисунок образца марок 1864 года, но с одинаковым для всех достоинств сетчатым фоном». Печатались эти знаки почтовой оплаты простым типографским способом. В каталоге способ печати опушен. В музее хранятся две однокопеечные марки: одна — оранжевая, другая — желто-оранжевая.

Более подробно в описи характеризуются и марки с номиналами 14, 35 и 70 копеек. Их рисунок представляет собой измененный тип рисунка марок 1858 года. Изображение— белый герб на цветном овале конгревного давления. Бумага с водяными знаками типа 1866 года. Зубцы 14 : 14½.

Не совсем обычным может показаться выпуск марок января 1884 года достоинством в 3 руб. 50 коп. и 7 руб. Высокие номиналы объясняются тем, что в России марками оплачивались все виды почтовых услуг, в том числе посылки и денежные переводы. Поэтому почта нуждалась в знаках почтовом оплаты разных номиналов. Изображение — белый рельефный государственный герб России и почтовые рожки в центре овала конгревного давления.

Представляет интерес появление в 1888 году светло-желто-зеленой марки номиналом 2 копейки. Прежняя двухкопеечная марка, выпущенная в декабре 1883 года, была темно-зеленого цвета. Имеются также ее разновидности — сине-зеленая и сине-зеленая с металлическим отливом. При искусственном освещении двухкопеечную марку часто путали с семикопеечной (синей, темно-синей и синей с металлическим отливом). Во избежание такой путаницы Экспедиция заготовления государственных бумаг и выпустила светло-желто-зеленую двухкопеечную марку.

первые российские марки

Останавливает наше внимание и третья страница альбома. Здесь помещены образцы марок 1889— 1904 годов и впервые называется их автор — художник Набоков. Эти марки разделяются на две группы:

— Марки, отпечатанные на бумаге с водяным знаком образца 1866 года (горизонтальные полоски до 1904 года, вертикальные — с 1904 года) по проекту художника Набокова.

1) 1 коп. — карминовая с зубцами 14½;

2) 10 коп. —синяя с зубцами 14½;

3) 20 коп.— синяя, овал ярко- красный (в альбоме без зубцов);

4) 50 коп.—лиловая, овал — зеленый, без зубцов;

5) 50 коп. — лиловая, овал — зеленый с зубцами 14½;

6) 1 руб. — темно-коричневая, овал оранжевый, без зубцов.

Следует отметить, что для почтового обращения марки выпускались с зубцами. На всех пробах этих марок, имеющихся в альбоме, наложено слово «Образец».

Марки образца прежних выпусков, но с добавлением в рисунке телеграфных стрелок. Такое изменение знака вызвано слиянием почтового и телеграфного управлений.

Подробное описание этих марок дается в каталоге Ф. Г. Чучина. В альбоме же имеются марки, как с зубцами, так и без зубцов. Большинство из них погашено словом «Образец». На пробных оттисках изменена расцветка марок.

1) 3 руб. 50 коп. — карминовый рисунок на зеленом фоне;

2) 7 руб. — зеленый рисунок на розовом фоне.

Обе пробы без зубцов.

В музее имеются более точные, по сравнению с каталогом, сведения и о частном благотворительном выпуске императорского женского патриотического общества в пользу сирот воинов действующей армии русско-японской войны. Каталог относит эту серию к 1905 году. Однако утверждена она была раньше — 19 октября 1904 года. Марки исполнялись фототехническим способом (цинкография) и печатались в две краски на простой бумаге без водяного знака.

Марки 1906 года 5- и 10-рублевого достоинства сделаны по проекту известного художника, автора многих почтовых марок Р. Зариньша. В документах Экспедиции заготовления государственных бумаг, переделывая фамилию на русский лад, его часто именуют Р. Зарин. Зариньш окончи Венскую академию художеств, в ЭЗГБ его должность называлась — ученый рисовальщик, старший художник.

Описание 5- и 10-рублевой марок дано в каталоге. Следует добавить только, что оригинальный штемпель изготовлен в пантографной мастерской. Размножение его велось медными матрицами. С них получали медные или железные отложения. Утверждены марки были 17 декабря 1905 года.

Р. Зариньш является автором и следующей серии марок 1909—1912 годов. Причем следует иметь в виду, что все марки были выпущены в 1909 году, кроме 5-копеечной, которая вышла спустя три года. Для марок достоинством в 1, 2, 3, 5 и 7 копеек художник предложил одни тип рисунка, для знаков почтовой оплаты с номиналами 4 и 10 коп. — другой. Рисунки представляют собой лиственный орнамент, в центре которого помещен цветной государственный герб и эмблема почтово-телеграфного ведомства.

Выпуск 1909—1912 годов утвержден к печати 25 октября 1907 года. Он примечателен еще и тем, что для печатания марок за долгие годы была использована бумага без водяных знаков, но с ромбической вертикальной сеткой. Марки печатались краской особого состава. В музее хранятся пробные черные оттиски марок достоинством в 1, 7 и 10 коп., напечатанные на мелованном бумаге, и пробные оттиски в красках марок других достоинств. Все образцы выпущенных марок в музее представлены без зубцов с пробитым погашением.

Ф. Богданчиков