an image
Поиск
Это интересно

Вопрос:

Меня интересует:

1.  Есть ли среди марок России, выпущенных с 1900 по 1916 год, почтовые знаки со смещенным центром?

2.  Как выглядела первая французская марка?

Эксперт:

1. К 1900 году было издано 44 вида марок,, а с 1900 по 1916 год —свыше 80. Многие из них имели вариации оттенков (от трех до семи видов). Как во всяком производстве,— и в полиграфии встречается брак. Особенно среди марок, которые печатаются в две и более красок. Брак обычно уничтожают. Но в данном случае какое-то его количество попало к филателистам. Все виды брака, в том числе смещение центров, трудно учесть. Они имеют немало различий, которые не всегда удается учесть составителям каталогов. Поэтому невозможно описать все «смещения», «переверстки» и прочее. Да и смысла большого в этом нет. Брак — результат небрежности в полиграфии, а не сущность марки. Так что вряд ли он заслуживает внимания.

2. 1 января 1849 года во Франции поступила в обращение первая марка. Ее номинал 20 сант., она черного цвета и без зубцов. Почти во всех каталогах мира она значится под № 3. В них приводится три оттенка бумаги, на которой напечатана эта марка, — белый, желтоватый и сероватый. На почтовой миниатюре изображена голова Цереры, по древнеримской мифологии — богини плодородия. Клише для печатания марки изготовил гравер французского монетного двора Жан-Жак Баррэ.

Анонс

Первая советская общегосударственная марка авиапочты и ее фальсификаты

Советские знаки почтовой оплаты имеют немало достопримечательностей. Одной из них является первая общегосударственная марка авиапочты, поступившая в обращение в 1922 году (по каталогу ГФК N° 61).

Строго говоря, хронологически, первыми марками воздушной почты были так называемые «консульские», выпущенные 15 июля 1922 года (№№ 41—48). Однако марки эти являются служебными. Они были выпущены для Народного Комиссариата иностранных дел и предназначались исключительно для оплаты служебной корреспонденции, отправляемой воздушной почтой из Берлина в Москву, почему даже номиналы их указаны в германской валюте.

Поэтому первой общегосударственной маркой воздушной почты следует считать марку №61. Она представляет собой 45-рублевую марку из серии «5-летие Великой Октябрьской социалистической революции» (№ 60), у которой синий цвет фона заменен зеленым, и на которой сделана надпечатка красного самолета. На рисунке марки, выполненном художником И. Дубасовым, изображен рабочий, высекающий на камне юбилейную дату.

Печатались эти марки листами по 50 штук в каждом; лист, в свою очередь, состоял из полулиста (5X5). Тираж — 100 000 штук. Марки этого выпуска предназначались для оплаты общей воздушной корреспонденции, отправлявшейся авиапочтой по линии Москва — Смоленск — Ковно — Берлин на самолетах Русско-германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт». Продавались они только на главном почтамте Москвы. Официальное функционирование международных линий гражданской авиации Советского Союза началось 1 мая 1922 г., когда был совершен первый регулярный рейс из Москвы в Германию. С этим рейсом была перевезена и первая официальная воздушная почта (дипломатическая и обычная). В первый год существования регулярной авиации, почта пересылалась два раза в неделю. В дальнейшем, однако, она стала отправляться ежедневно. Объединенное акционерное общество «Дерулюфт», председателем которого являлся глава Советского торгпредства в Германии, вскоре после открытия первой международной линии из Москвы продлило ее до Берлина и ввело каждодневную отправку самолетов. Маршрут полетов по этой трассе проходил через Смоленск или Великие Луки и Ригу.

Вернемся, однако, к первой советской авиамарке. Она была выполнена типографской печатью, но надпечатка была сделана литографская. Марка не имела зубцов и водяного знака. Благодаря тому, что полулисты в некоторых случаях имели обратное расположение марок встречаются их пары с расположением тет-беш. Известны экземпляры марки с перевернутой надпечаткой, двойной надпечаткой, недопечатанным хвостом самолета.

Первая советская авиамарка вызвала большой интерес у зарубежных коллекционеров, поскольку к этому времени сравнительно немногие страны выпускали специальные марки для авиакорреспонденции. Об интересе к этой марке говорит быстрый рост ее оценки в иностранных каталогах. Так «Цумштейн» оценивал гашеный экземпляр этой марки в 1924 году в 6 франков, в следующем 1925 г. в 12, в 1928 г. в 31 франк.

К сожалению, такой повышенный интерес к этой марке привлек к себе внимание не только коллекционеров, но и фальсификаторов, которые создали целый ряд подделок, причем, нередко выполненных настолько тщательно, что появление большого числа фальсификатов вызвало даже снижение цены на оригинальные марки. Так уже в 1930 г. стоимость гашеной марки снизилась до 18 франков, в 1932 г. до 12, а в 1935 г. она оценивалась всего в 2,5 франка. Подделки этой марки встречаются нередко, и поэтому несомненный интерес представляют указания на признаки, по которым можно отличить настоящую марку от подделанной.

Следует, однако, оговориться, что подробно описать все встречающиеся подделки довольно трудно, так как изготовлялись они многими иностранными «авторами». Можно лишь указать на наиболее часто встречающиеся подделки с их характерными признаками.

Один из первых фальсификатов был изготовлен из марки № 60, синий фон, которой был химическим путем изменен на зеленый, после чего на марке была сделана надпечатка самолета. Однако вскоре начали подделывать и оригинал марки, ставя на таком фальсификате фальшивую же надпечатку самолета. Общим признаком таких подделок является выполнение их литографским способом. В отличие от типографских оригиналов, у фальсификатов нет характерной вдавленности рисунка, лучше всего видной с обратной стороны марки. Подделки марки выполнялись, главным образом, в буржуазной Эстонии, в частности, известными фальсификаторами Куллем и Симеоном. Изготовлены эти подделки во многих случаях очень хорошо, и отличить их от оригиналов можно только по мелким деталям рисунка.

Один из наиболее часто встречающихся фальсификатов, который в дальнейшем будем называть № 1, почти полностью отвечает оригиналу по бумаге и краскам. Лишь зеленый цвет является несколько более светлым и «холодным», чем сочный травяной зеленый цвет настоящей марки. Характерным признаком фальсификата является, кроме того, вторая линия рамки, которая у оригинала имеет большую толщину, чем первая линия; у подделки вторая линия такая же по толщине как первая и значительно тоньше четвертой. Кроме того, у фальсификата штрих на колене рабочего стоит значительно ниже, чем у подлинной марки. Следует отметить, что эти подделки встречаются и гашеными, с хорошо различимыми деталями штемпелей, также фальсифицированными. Даты этих гашеннй могут быть различными.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Первый стандартный выпуск 1923-1927

К началу 1924 года закончить переход на золотое исчисление во всех республиках Советского Союза еще не удалось. В Закавказье, например, в обращении по-прежнему находились марки местного выпуска, что осложняло почтовые расчеты. Чтобы избежать затруднений, НКПиТ 28 декабря 1923 г. сообщил, что с 1 января 1924 г. во всех предприятиях связи Закавказья вводятся в обращение марки общесоюзного, стандартного образца в золотой валюте, кроме того до 1 февраля в этих республиках будут ходить также марки местного образца в той же валюте. С 1 февраля местные знаки почтовой оплаты аннулируются. Таким образом, на всей территории страны с 1 февраля 1924 г. устанавливались единые тарифы и единые почтовые марки СССР.

К стандартным выпускам можно отнести большую группу памятных и служебных марок, ставших в свое время стандартными по роду выполняемых функций. К стандартным следует отнести и траурные марки с портретом В. И. Ленина (№№ 126— 133).

По решению правительства, Коллегия НКПиТ постановила издать памятные марки по увековечению памяти великого вождя пролетариата. Создать их поручили молодому художнику И. И. Дувасову. В его распоряжении было лишь несколько часов. Художник должен был принести рисунки на следующий день. Проект марки он представил в срок. Марку утверждали в НКПиТ коллегиально дважды. 25 января в 16 часов утвердили фотографию с рисунка, доведенную до размера марки. 26 января в 20 часов марку разрешили печатать. Тогда же были добавлены слова «ПОЧТА СССР» и введена красная рамка. Номинал марки проектировался в золотых копейках. Окончательный текст на ней написан художником Гознака В. Куприяновым. 27 января в 16 часов в Москве первые марки без зубцов поступили в обращение. Номиналы марок №№ 126—143 установлены в соответствии с почтовыми тарифами, введенными с октября 1923 г.: 3 коп. — для оплаты внутренних почтовых карточек, 6 коп. — для оплаты простых -иногородних писем, 12 коп.—для оплаты международных почтовых карточек и заказных иногородних писем, 20 коп. — для оплаты простых и заказных международных писем. Все траурные марки без зубцов и с зубцами печатались литографским способом.

Марки предписывалось передать в почтовые окна немедленно, при получении их на местах. Почтовые знаки стандартного выпуска, до израсходования траурных марок с портретом В. И. Ленина, изымались из продажи. Дело в том, что при жизни Ильича не вышло ни одной марки с его портретом. Поэтому траурные почтовые знаки решено было распространить повсюду, чтобы каждый мог увидеть облик великого вождя.

Через год, в день годовщины смерти пролетарского вождя, поступили в обращение новые четыре марки на этот раз с рисунком Мавзолея (№№ 197—204а). Они предназначались для оплаты простых и заказных внутренних и международных писем. Почтовые учреждения обязали в первую очередь продавать марки с рисунком Мавзолея и до их полного израсходования приостановить продажу равноценных марок действующего стандартного выпуска. Этим указанием почтовые марки с видом деревянного Мавзолея, заменявшие стандартные марки СССР соответствующих номиналов, полноправно вошли в разряд стандартных. В последующих выпусках стандартных марок СССР образ Ленина всегда воспроизводится на одной или на. нескольких почтовых миниатюрах.

МАРКИ ТИПОГРАФСКОЙ ПЕЧАТИ НА ПРОСТОЙ БУМАГЕ С ЗУБЦАМИ 14 : 14½

Марки этой серии печатались более чем на 20 сортах бумаги (белой, сероватой, желтоватой) различной плотности и толщины (от 0,05 до 0,07 мм).

Эта серия состоит из 20 номиналов. Она была основной массовой. Среди марок много интересных разновидностей не только по бумаге, но и по оттенкам. Все различия достаточно подробно описаны в каталогах и здесь не приводятся. В обращение марки начали поступать в начале 1924 года, отдельными партиями, по мере выхода из печати. Одними из первых, 29 мая 1924 г., поступили в обращение марки достоинств — 3 и 5 руб. Это были крупноформатные двухцветные знаки. На трехрублевой марке — в знакомом ракурсе профиль красноармейца, на пятирублевой — портрет рабочего в измененном ракурсе, в сравнении с рисунками марок меньших номиналов, выполненный также по фотографиям со скульптуры И. Шадра. Кроме этих двух марок в серии вышли марки новых номиналов: 7, 8, 9, 14, 15, 30, 40 коп. и 2 руб. и повторены все номиналы марок литографской печати.

Марки в 5 руб. встречаются без вертикальной или горизонтальной перфорации.

В магазинах филателии продавались почтовые знаки этой серии с различными видами опечаток и дефектов, марки с двойной печатью, отпечатанные на клеевой стороне, недопечатанные части марок, с сильными сдвигами перфорации, с неправильной центровкой и пр. В продаже были 2, 3, 7, 8, 20, 30 коп., 1, 2, 5 руб. марки в горизонтальных полосах по 5 штук, слово «образец» было пробито перфоратором. Продавалась и пробная марка в 6 коп. черного цвета.

Во французском каталоге помещена трехрублевая марка с зубцами 10 на одной вертикали. Это дополнительная перфорация. Она сделана потому, что прежде была пропущена. Марка с зубцами 10 с двух сторон указана в советском каталоге 1955 г. под № 190 Б. Чистая, с клеем она встречается редко.

С ЗУБЦАМИ 12

В этой серии у марок с номиналами от 1 коп. до 1 руб. большие и малые перфорационные отверстия. В связи с этим почтовые знаки имеют тупые и острые зубцы. В серии 18 марок. Знаки номиналами 6 коп. и 2 руб. не выпускались. Пятикопеечная марка выпущена двух цветов (лилового и стального) с различными оттенками. Марки нужно оберегать от солнечного света. Под действием солнечных лучей лиловый цвет превращается в серо-стальной со слабым лиловым оттенком. Марка с номиналом 15 коп. в 1924 г. выпущена лимонно-желтого цвета, а в 1925 г. желтого цвета. Марка номиналом в 20 коп. выпускалась зеленого и серо- зеленого цветов.

Чистые марки в 4, 8, 20 коп. и 1 руб. редкие. Марки достоинством в 3 руб. II типа со смешанной перфорацией и с зубцами 10 редко встречаются чистыми.

БЕЗ ЗУБЦОВ

Марки этой серии с номиналами 2, 3, 4, 6, 10, 20 и 50 коп. и 1 руб. вышли в 1924 г. Марки номиналов 7, 8, 9, 30, 40 коп. 2, 3 и 5 руб. этого выпуска изданы в 1925 г. и очевидно только для заполнения коллекции филателистов, так как продавались они лишь в филателистических магазинах.

Некоторые филателисты наклеивали эти марки на конверты и посылали их по своему адресу. Пытались увеличить их коллекционную ценность.

Редки в этой серии марки 2, 20 коп. и 1 руб. Их также не было в почтовых окнах. На корреспонденции они не встречаются.

К этой серии следует отнести марку номиналом 5 коп. без зубцов, включенную в каталог 1948 г. под № 171 и в каталог 1958 г. под № 176. В беззубцовом варианте эту марку НКПиТ в обращение не выпускал. Появление ее не достаточно исследовано. В каталоге она оценена слишком высоко.

Нужно отметить, что беззубцовые марки этой серии поступали в обращение только в 1923 г. и в начале 1924 г.

Знаки почтовой оплаты, изданные в 1924 г., печатались на белой и сероватой бумаге. Марки, выпущенные в 1925 г. с дополнительными номиналами, печатались на белой блестящей бумаге.

МАРКИ ЛИТОГРАФСКОЙ ПЕЧАТИ НА БУМАГЕ С ВОДЯНЫМ ЗНАКОМ «КОВЕР» С ЗУБЦАМИ 12

Марки этой серии печатались с 1925 до 1927 г. большими тиражами и наиболее распространены. Первыми, в начале 1925 г., поступили в обращение марки номиналами 2, 3 и 5 рублей. К середине года были выпущены основные номиналы. К концу года в серии было 20 марок. В ней повторены все номиналы прежних выпусков. Позднее серия дополнена еще двумя марками: 18-копеечный темно-фиолетового цвета с рисунком красноармейца, поступившая в обращение 13 мая 1926 г. в соответствие с новым тарифом на заказные почтовые отправления и 10-копеечная светло-голубого цвета для замены темно-синей, находившейся в обращении. Она появилась в июле 1927 г.

В связи с тем, что марки этой серии издавались большими тиражами, многие из них печатались с перегравированных клише и имеют полиграфические отличия и вариации в оттенках красок; особенно номиналами 1, 5, 8, 10 и 20 копеек. Марки достоинством в 3 руб. I и II типов выпущены с зубцами 12½; марки достоинством в 3 руб. 1 типа и 5 руб. — с зубцами 13½.

С ЗУБЦАМИ 14 : 14½

Впервые в каталоге почтовых марок, изданном в 1955 г. ГФК, под № 232А в раздел этой зубцовки включена 8-копеечная марка оливкового цвета. Ее появление озадачило филателистов. Сказать что-либо о ней невозможно. Она прежде не была известна. И до сих пор мало исследована. Нескольких известных экземпляров этой марки явно недостаточно для того, чтобы включать ее в каталог.

Почтовые знаки достоинством в 1 и 2 рубля №№ 243А и 244А использовались довольно широко. Однако негашеные марки номиналом 1 рубль встречаются реже, чем номиналом рубля. В коллекциях есть двухрублевые марки со сдвигом рисунков и фона, с двойным фоном, с отпечатками на клеевой стороне, с перекошенной перфорацией и аннуляцией. Такие марки продавались только в филателистических магазинах.

БЕЗ ЗУБЦОВ

В феврале 1926 г. вышла беззубцовая серия из 20 марок тех же номиналов (кроме 18 коп), что и серия марок с зубцами. 18-копеечная марка с зубцами поступила в продажу в мае 1926 г. Знаки этой серии отпечатаны на белой блестящей бумаге.

В каталоге 1933 г. цены на марки этой серии указаны высокие. Марки продавались в филателистических магазинах до 1960 г. сериями по 20 штук. С филателистической точки зрения эта серия мало интересна. Это своеобразный балласт в альбомах коллекционеров.

К этой неофициальной группе относится и марка достоинством в 18 коп. без зубцов, впервые указанная под № 294 I в каталоге, изданном в 1948 г. ГФК. Ее появление, очевидно, тождественно литографской марке № 123. У каждого знака есть своя биография. У этой марки ее нет. Кроме номера в каталогах 1948, 1955 и 1958 гг., о ней ничего не известно.

МАРКИ ЛИТ0ГРАФСК0Й ПЕЧАТИ НА БУМАГЕ С ВОДЯНЫМ ЗНАКОМ «КОВЕР» С ЗУБЦАМИ 12 И БЕЗ ЗУБЦОВ

В связи с повышением тарифа с 7 коп. до 8 коп. за простое иногороднее письмо, НКПиТ в феврале 1926 г. выпустил в обращение марки литографской печати номиналом 8 коп. В каталоги, изданные в 1933 и 1948 гг., включена не перегравированная марка 8-копеечного достоинства без зубцов, ее цена не обозначена. В каталоге, изданном в 1948 г. ГФК она указана двух видов, одна из них перегравированная одинаковой ценой — 40 рублей за чистый или гашеный экземпляр. В последующих каталогах она подтверждена в той же цене, а перегравированная за чистый и за гашеный экземпляры оценена одинаково в 75 рублей.

В сороковых годах магазины филконторы продавали по 2 рубля аннулированные беззубцовые марки — основные и перегравированные. Как известно, рассматриваемые марки в зубцовом исполнении продолжительное время находились в обращении. Перегравированная марка на письмах встречается редко. В беззубцовом варианте НКПиТ эти знаки не издавал. На письмах того времени они не встречаются. Есть основание полагать, что эти марки переданы СФА одновременно с аннулированными, из которых некоторые не были перфорированы и продавались в магазинах как беззубцовые.

НАДПЕЧАТКИ НОВЫХ НОМИНАЛОВ НА СТАНДАРТНЫХ И КОММЕМОРАТИВНЫХ МАРКАХ

В связи с тем, что в Гознаке и в почтовых конторах было много 7-копеечных марок, а также в связи с большой потребностью в марках 8 коп. достоинства, вызванной повышением тарифа с 7 коп. на 8 коп. за закрытое иногороднее письмо. НКПиТ 11 июня 1927 г. сообщил: по экономическим соображениям выпускаются в обращение почтовые марки с надпечатками черного цвета:—«почтовая марка 8 коп.» — на аннулированных, бывших доплатных марках достоинством в 1, 2, 3, 7, 8, 10 и 14 коп.,— и «8 коп.» — на стандартных 7 коп. марках, находящихся в обращении, а также на марках, того же достоинства с портретом изобретателя радио А. С. Попова, на знаках, посвященных восстанию Декабристов в 1825 г., Революции 1905 г., на марке с рисунком памятника Свободы, выпушенной в честь VI Международного Конгресса эсперантистов. Марки поступили в обращение в два срока: в июне и декабре 1927 г. Все эти почтовые знаки с надпечатками нового номинала выполняли функции стандартных марок. Поэтому их можно отнести к стандартным маркам СССР дополнительного выпуска. Значительный филателистический интерес представляют прошедшие почту конверты, на которые наклеены эти марки с надпечатками.

Знаками почтовой оплаты с надпечатками заканчивается первый стандартный выпуск марок СССР. Сейчас многие из них — особенно чистые — стали большой редкостью.

Заканчивая обзор первых стандартных марок СССР, мы предвидим, что у коллекционеров возникнут недоуменные вопросы: как могли появиться в каталогах отдельные почтовые знаки, которые официально в обращение на почту не попали? Почему некоторые из них продавали?

Было время, когда все отходы марочного производства отправляли из-под печатного станка не под нож, а на склады филателистической ассоциации. Недопечатанные листы, листы с двойной печатью, с пропусками зубцов, с испорченной перфорацией, везли на склады бывшего Настасьинского переулка в Москве. Магазины, получив такие филателистические «ценности», сортировали их, раскладывали по кляссерам и прибыльно сбывали эту продукцию филателистам. Одни коллекционеры долго приглядывались к таким редкостям, а другие, сразу оценив «добычу», приобретали производственный брак, в котором усматривали «научное раскрытие» и «изучение» процесса марочного производства. Им было мало того, что сошло со станка. Их интересовало то, что под станок упало.

Другие считали, что приобретать надо только подлинное, только те марки, которые появляются в почтовом окне.

Ни в одной коллекции, кроме филателистической, нет двойных оттисков, половинной печати, недопечаток. Никто не купит бракованных вещей. Их с возмущением отвергнут. Филателист не возьмет некондиционные продукты, испорченную одежду, предметы быта. Он станет энергично бороться на производстве за выпуск полноценной продукции. Правда, там он производитель материальных ценностей. А вот марочный брак — Другое дело. Он его выпросит, выклянчит, обменяет, купит. Такова сила марочного спорта и азарта. Пока это единственная область по изучению недоделок, брака и других отклонений в печатном производстве. В коллекции филателистов проник снобизм, рассматриваются и оцениваются не только разновидности печати, ее новые виды, но проявляется интерес к аномалиям, к заведомому браку. Его подбирают, классифицируют, выставляют для всеобщего обозрения. Он даже ценится. Коллекции с браком считаются наиболее полными, а их обладатели — эрудитами. Такие коллекционеры чаще получают награды. Вот и родилось собирательство отклонений, образцов, проб, приведшее к классической коллекции анатомического процесса по производству марочного брака и фальши в филателии, сначала за границей, а затем и у нас. Особенно и сильнее всего это было развито в годы НЭПа.

Иное дело, если собирать разновидности — варианты коллекционного материала. Это признают все коллекционеры. Такой материал помогает раскрыть тему и позволяет сделать перспективные открытия, провести исторические параллели, сравнения.

Не существует такого правила, что каждая марка должна повторить себя в беззубцовых или двухзубцовых вариантах, как это случилось в сериях первого стандартного выпуска. Да и к чему эти варианты? Беззубцовки — это экстренный выпуск в тот момент, когда необходимо быстро удовлетворить спрос на марки. Стоит признать, что беззубцовки не удобны в обращении. Они усложняют почтовые операции. Почтовым работникам легче работать с зубцовыми марками. Они значительно опрятнее и наряднее в коллекциях. И, наконец, перфорационные машины для того и созданы, чтобы облегчить и рационализировать труд работающих с марками

А. Скрылев