Как отличить литографскую марку № 1108?

Филателистам хорошо знакома марка достоинством в 30 коп, из шестого стандартного выпуска СССР, на которой изображен летчик в профиль, в боевом снаряжении, на фоне готового к вылету самолета. Как известно, она печаталась типографским способом (№ 742 по каталогу ГФК), литографским способом (№ 1108) и офсетным способом (№ 1191)- У каждого выпуска свои разновидности — особенно типографской и офсетной — по оттенкам, зубцам, бумаге, которые еще недостаточно изучены.
Основные сведения об этих марках филателисты черпают из каталога ГФК и статьи Я. Бовина. Даже начинающие коллекционеры легко отличают гашеную и негашеную типографскую № 742 от офсетной № 1191 по известному яркому признаку: белая дугообразная полоса в носовой части самолета у офсетной марки и отсутствие такой линии у типографской.
А литографская № 1008, у которой также нет белой полоски у носовой части самолета? Как опознать ее и отличить от типографской?
Многие филателисты этого не знают, причем иногда «подводит» даже такой признак, как предполагаемая вдавленность рисунка на обратной стороне у негашеной типографской марки. Дело в том, что порой вдавленность настолько слаба, что ее не угадаешь невооруженным глазом. Иногда вдавленности вообще нет, особенно если попадается плотная бумага. Часто приходится видеть негашеные типографские марки без вдавленности рисунка или с частичной, очень слабой вдавленностью, которые маститые филателисты, «ничтоже сумняшеся», ошибочно причисляют к литографским.
Существует мнение, что гашеную литографскую марку невозможно отличить от типографской. Так ли это? Попытаемся убедить читателя, что это не так.
Вот некоторые, заметные на глаз, опознавательные черты литографской марки № 1108. Помимо полного отсутствия вдавленности на клеевой стороне она имеет и некоторые особенности с «лицевой», в самом рисунке марки, в его графическом исполнении.
Взгляните на воротник свитера летчика на марке типографского выпуска (рис. 1) Вы увидите довольно четкие вертикальные штрихи, заполняющие почти всю «плоскость» воротника и доходящие вплотную до его нижнего очертания. А у литографской (рис. 2) этого нет: штрихи в ней короче и в нижней части до края не доходят, образуя просвет между штрихами и нижним очертанием воротника.
Теперь взгляните на штриховку наплечных ремней летчика. У типографской (рис. 3) заметны примерно 9— 10 довольно четких поперечных штрихов в центре обоих ремней. У литографской (рис. 4) эти штрихи гораздо тоньше, едва заметны, и количество их обычно не превышает трех — четырех. Кроме того, у литографской марки, в отличие от типографской, подбородок, нос и лоб летчика не заштрихованы. Дополнительный признак литографской марки: мягкие синие и темно-голубые тона, которые у типографских экземпляров встречаются редко.
Таким образом, можно узнать литографскую марку даже гашеную.
П. Пейсиков