Почту доставляет самолет. Заметки по истории отечественной авиапочты
С почтовых миниатюр смотрят на нас В. Чкалов и М. Громов, герои-стратонавты А. Васенко, П. Федосеенко и И. Усыскин. Многие выпуски советской авиапочты посвящены исследованиям, которые проводились на арктических станциях «Северный полюс». Изданы марки, отметившие ледовый рейс ледокола «Малыгин» и его встречу с дирижаблем в района Северного полюса, серия в честь первых Героев Советского Союза, на которой запечатлена Челюскинская эпопея.
На двадцатикопеечной марке, поступившей в обращение в 1965 г., воспроизведен новый советский самолет — гигант АН-22, «Антей». Он может принять на борт до 80 тонн груза и пролететь с ним свыше пяти тысяч километров.
В ближайшее время просторы пятого океана будут бороздить «ТУ-134», обладающие крейсерской скоростью 850—900 км в час, 186-местные «ИЛ-62». На воздушных трассах появятся сверхзвуковые гиганты «ТУ-144».
Наши самолеты совершают регулярные рейсы в 50 стран мира; установлена прямая воздушная связь со столицами 39 государств. Воздушные корабли доставляют письма в тропики и в покрытые льдами Арктику и Антарктиду. Аэрофлот ежегодно перевозит 225 тыс. тонн авиапочты.
Может быть, пройдет всего несколько лет и гигантские космические корабли помчат корреспонденцию в неизведанные просторы далеких миров. А затем, возможно, почта уступит место другим способам обмена информацией. И грядущие поколения, рассматривая почтовые марки нашей эпохи, будут воссоздавать страницы истории, подобно тому, как мы по древним монетам изучаем историю ушедших цивилизаций.
Можно ли было полвека назад предположить, что протяженность наших авиатрасс достигнет свыше полмиллиона километров?
Постараемся же по маркам и почтовым документам проследить, с чего начиналась отечественная гражданская авиация, каков путь, пройденный ею.
Первые полеты.
Гражданской авиации и воздушной почты в царской России не существовало.
Только с победой Великого Октября началось широкое развитие отечественной авиационной промышленности. По личному указанию В. И. Ленина Народный комиссариат по военным делам 25 января издает приказ № 84, который предписывает «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». К марту 1918 г. из разрозненных отрядов авиационных частей бывшей царской армии формируется Рабоче-Крестьянский Красный Военно-Воздушный флот. В его состав, кроме иностранных машин различных марок, вошли первые отечественные военные самолеты «Лебедь-ХII» и «Илья Муромец».
31 марта 1918 г. военный летчик Н. И. Петров с грузом воздушной почты и одним пассажиром на борту совершает рекордный перелет из Петрограда в Москву. Вылетев в 15 час. 40 мин., он через 4 часа 10 мин. приземляйся на Ходынском аэродроме в Москве, покрыв расстояние в 600 км.
Это был первый в стране полет советской машины с мирными целями. Война и вражеская блокада препятствовали нормальному развитию гражданской авиации. Однако вскоре воздушный транспорт начинает применяться для нужд народного хозяйства. Открывается опытная воздушная линия Сарапул — Екатеринбург. Ее обслуживает «Илья Муромец». 8 апреля 1919 г начинает действовать другая опытная линия Москва— Петроград, на которой должны были работать 12 самолетов «Лебедь-ХII», переоборудованные для перевозки почты к грузов. Предполагалось наладить воздушную транспортную связь между Петроградом и Крымом.
Однако в мае началось наступление белогвардейских войск генерала Юденича, в августе в Архангельске высадились англичане. Поэтому все «Лебеди XII» и «Муромцы» были переброшены на фронт.
И только после разгрома белогвардейских банд и иностранных интервентов в стране создается транспортная и почтовая авиация.
20 декабря 1920 г. Народный комиссариат почт и телеграфов намечает план развития почтовой авиасвязи на ближайший год. Разрабатываются маршруты первых воздушных линий.
13 января 1921 г. осуществляется опытный полет на линии Харьков — Киев— Екатеринослав (Днепропетровск) — Севастополь с грузом особо срочной и секретной военной почты.
14 января военный летчик Велинг в Средней Азии летит по маршруту Полторацк (Ашхабад) — Каган — Керки — Термез и обратно за 22 часа 44 мин., покрыв расстояние около 2300 километров.
В январе и феврале 1921 г. производится 15 опытных полетов на Украине, а 29 января — пробная перевозка почты на военном самолете «Дехевиленд» из Москвы в тогдашнюю столицу Украины — Харьков. Помимо летчика Рутковского на самолете находились два пассажира. Для посадки на снежные поля машина была оборудована лыжами. Перелет продолжался 4 часа.
В первой половине 1921 г. совершаются десятки опытных полетов над всей территорией нашей страны. 26 июля 1921 г. начала действовать первая в стране опытная регулярная авиационная линия Москва — Орел, которую обслуживали шесть военных самолетов «Илья Муромец», переоборудованные для перевозки пассажиров и корреспонденции. На этих машинах специальные курьеры доставляли правительственную почту.
Из Москвы самолеты отправлялись по вторникам и субботам, а из Орла — по средам и воскресеньям. Линия действовала до конца сентября, а потом была закрыта: ухудшились метеорологические условия. Почтовых документов этого периода, по-видимому, не сохранилось.
1922 год. Первая регулярная международная авиалиния.
В ноябре 1921 года было основано русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт». Оно организовало с 1 мая 1922 года регулярные воздушные рейсы между нашей страной и Германией. Акционерами общества были Народный комиссариат внешней торговли РСФСР и группа немецких фирм — Hamburg — Amerika — Linie, Allgemcinc Electrizitats — Gesellshaft (AEG), Aero — Union, Metall—Bank, Zeppelin—Concern.
Делами общества руководил Наблюдательный совет, а также Дирекция, состоявшая из четырех директоров, по два от каждой стороны. Первыми советскими директорами были Е. Гвайта и А. Давыдов.
«Дерулюфт» приобрело 10 шестиместных монопланов типа «Фоккер ФIII» — модели 1922 г. Они поднимали до 450 кг полезного груза.
Обществу было предоставлено монопольное право обслуживать авиарейсы между Москвой и Германией.
Советская сторона обязалась два раза в неделю на самолетах общества перевозить дипломатических курьеров, служебный персонал, а также почту Народных комиссариатов иностранных дел, внешней торговли и других ведомств. Обществу выделили наземное оборудование: ангары, аэродромы, радиоустановки и т. д. Договор был заключен до 1926 г.
Первый самолет из Кенигсберга в Москву прибыл 30 апреля; первая же дипломатическая почта была доставлена только с третьим самолетом, который приземлился на Московском аэродроме днем 2 мая. Из нашей столицы первая почта отбыла утром 3 мая 1922 года.
Линию сначала обслуживали четыре самолета, а затем — десять. На территории РСФСР до Смоленска рейсы совершали машины, приобретенные советской стороной. Ими управляли советские летчики. В Смоленске происходила пересадка пассажиров и перегрузка почты на машины, пилотируемые немецкими летчиками. Такой порядок установили в связи с тем, что по условиям Версальского мирного договора Германия была лишена права организовывать линии воздушных сообщений за пределами своих границ. Над РСФСР полеты совершались вдоль железных дорог до советско-латвийской границы, и далее над территорией Латвии и Литвы до Германии, где корреспонденция перегружалась на поезд, следовавший в Берлин. В дальнейшем из-за неудовлетворительного состояния аэродрома посадку самолетов в г. Ковно отменили.
Самолеты отправлялись из Москвы два раза в неделю. Через 8— 9 часов, в день отправления, они приземлялись. И все же корреспонденцию вручали адресатам только на четвертый день. Дело в том, что уходило слишком много времени на ее обработку. И все-таки по воздуху почта приходила быстрее. Поездом ее доставляли через неделю.
Консульская авиапочта
Вначале самолеты перевозили только служебную почту Народных комиссариатов иностранных дел и внешней торговли, а потом и других советских учреждений в Берлине.
До июля 1922 г. все письма и пакеты этих организаций отправляли с курьерами советского посольства в Берлине бесплатно.
В отделе дипломатических курьеров иностранных дел принимали и обрабатывали всю корреспонденцию.
В связи с тем, что был введен хозрасчет, а также из-за того, что увеличилось количество корреспонденции, которую посылали различные советские организации в Берлине, было решено установить постоянную помесячную плату за доставку писем Наркоматом иностранных дел. По распоряжению советского посла в Берлине Крестинского с 15 июля были использованы специальные служебные марки. Так предполагалось учесть сколько корреспонденции отправляется каждым учреждением, а затем ввести постоянную плату за ее доставку.
Оплачивались только почтовые отправления из Берлина в Москву. В Берлин же дипломатическая почта по-прежнему доставлялась бесплатно. С 15 июля был введен такой тариф в германских бумажных марках 1922 г.: 12 германских марок за каждые 10 г веса. 12 германских марок образца 1922 г. равнялись 0,12 золотой марки 1914 г. После 31 июля 1922 г., в результате инфляции, эти же 12 марон стали равными всего 0,074 золотой марки.
Вот почему на советских марках появился номинал, выраженный в валюте другого государства.
Следует особо подчеркнуть, что марки консульской почты частным лицам не продавались. Они предназначались только для служебного пользования.
1922 год. 15 июля. Служебные марки воздушной почты Наркомата иностранных дел РСФСР. Литографированные марки консульской пошлины Россия, выпуска 1913 г., с надпечаткой типографским набором красной краской нового назначения и номиналом в германской валюте. Линейная зубцовка 13½.
IA (41). 12 герм. марок па 2 р. 25 коп, синяя на зеленом и розовом фоне.
IБ (42). 24 герм. марки на 3 р, темно-зеленая на лиловом и бледно-зеленом фоне.
IГ (44). 600 герм. марок на 3 р. темно-зеленая на лиловом и бледно-зеленом фоне.
IД (45). 1200 герм. марок на 10 коп., коричнево-лиловая на зеленом и розовом фоне.
IE (46). 1200 герм. марок на 50 коп., темно-зеленая на лиловом и желтом фоне.
IЖ (47). 1200 герм марок на 2 р. 25 коп., синяя на зеленом и розовом фоне.
IЗ (48). 1200 герм, марок на 3 р. темно-зеленая на лиловом и бледно-зеленом фоне.
Тираж марок хотя и не публиковался, однако известно, что он незначителен. Марки же крупных номиналов изданы всего в нескольких листах. На марках номиналом 50 коп. была сделана надпечатка 1200 герм, марок. Сейчас их известно не более 50 штук.
Разновидности. Надпечатки делали на листе из 25 марок (5X5) типографским набором, в котором вторая строчка «Р.С.Ф.С.Р.» имеет отличия в начертании букв «Р» и «С», форме точек и длине. Всего существует 4 типа надпечаток.
Тип 1. Длина строки «Р.С.Ф.С.Р.» 33,5 мм, буквы в слове «Р.С.Ф.С.Р.» толстые. Буквы «С» закрытые. Точки квадратные, крупные.
Тип 2. То же, но буквы «С» открытые.
Тип 3. Длина строки «Р.С.Ф.С.Р.» 32,5 мм, буквы в слове «Р.С.Ф.С.Р.» толстые. Буквы «С» открытые. Течки квадратные, крупные.
Тип 4. Длина строки «Р.С.Ф.С.Р.» 20 мм, буквы в слове «Р.С.Ф.С.Р,» тонкие. Буквы «С» закрытые. Точки круглые, мелкие.
Опечатки. Известны следующие опечатки.
1. Перевернутые надпечатки: 12 герм, марок на знаке номиналом 2 р. 25 коп. и 24 герм, марки на знаке номиналом 3 р.
2. Надпечатка 12 герм. марок на знаке номиналом 3 р. вместо знака номиналом 2 р, 25 коп.
3 Перевернуто слово «герм.» в третьей строке надпечатки. Эта опечатка известна на следующих марках:
а. 12 герм. марок на 3 р.
б. 24 герм. марки на 3 р.
в. 1200 герм. марок на 2 р. 25 коп.
г. 1200 герм. марок на 3 р.
4. Надпечатка «24 герм. марок» вместо «24 герм. марки». Найдены 2 типа надпечатки, но, по-видимому, существуют все 4 типа..
Гашения: Марки на сопроводительных реестрах, а также на пакетах гасили пером или химическим карандашом. Известны также марки, погашенные фиолетовым штемпелем в одну строчку, с указанием числа, месяца и года, или штемпелем с четырьмя прямыми линиями толщиной по 2 мм на расстоянии друг от друга около 6 м.м. Гашеные марки редки, поскольку реестры и пакеты обычно уничтожались.
Фальсификаты. Встречается несколько видов подделок надпечаток на «консульских» марках. Основной признак наиболее распространенных подделок — незначительное отличие в оттенке краски надпечатки. Фальшивой — цвет более близкий к кирпично-красному, а подлинной — к карминово-красному. Некоторые виды подделок отличаются от подлинников блеском краски: если держать марки под углом к свету, то подлинные надпечатки не блестят, их почти не видно, фальшивые же надпечатки этого вида хорошо видны.
Известны также фальсификаты этих марок с опечатками, указанными выше.
Хороший способ экспертизы подлинности надпечаток — сравнение цвета испытуемых надпечаток с заведомо подлинными под лучами аналитической кварцевой лампы с монохроматическими фильтрами нескольких длин волн.
С. Блехман