an image
Поиск
Это интересно

Вопрос:

Мне попалась серия марок — 20 штук треугольной формы, соединенных между собой попарно, Их номиналы 1NP (каждая пара), 2NP, 3NP, 4NP, 5NP, 30NP, 40NP, 50NP, 75NP и 1R. На каждой паре марок изображены старинный и новейший телефон, автомобиль, парусник, пароход, самолет, паровоз и другие машины. Вверху на каждой марке надпись латинским шрифтом «Postaqe», а внизу «Sharja and Dependencies». Марки многоцветные. Прошу сообщить, какой стране они принадлежат, где эта страна находится, какая у нее денежная единица.

Эксперт:

Серия, о которой вы спрашиваете, посвящена развитию науки и техники, Она выпущена 25 апреля 1965 года в княжестве Шарджа, расположенном на Аравийском полуострове. Это княжество входит в состав Договорного Омана. Денежная единица 1 рупия — 100 найя пайсам. В состав княжества входят области: Диба, Кольба и Хор Факкен. О существовании этих областей свидетельствуют слова «and Dependencies». В сентябре 1966 года в Шардже введена новая денежная единица 1 риал — 100 дирхам.

Анонс

Марка и ее дефекты

Одно из парадоксальных явлений современной филателии — погоня за «безукоризненными» экземплярами. Фетишизм марки принимает все более уродливые формы. У большинства филателистов сложилось мнение, что в коллекциях место лишь идеальным экземплярам. Нехватка одного-двух зубчиков, булавочный прокол, загиб уголка уже рассматриваются как недопустимый брак, и немногие согласятся поместить такую марку в свой альбом.

В чем же тут дело? Думается, что эстетическая сторона имеет здесь наименьшее значение; основное — это явные или подсознательные соображения меркантильного характера.

Если я стану собирать марки только в идеальной сохранности, рассуждает один, то всегда могу рассматривать свою коллекцию как легко реализуемую ценность. Выбраковывание, «остракизм» даже слегка поврежденных экземпляров редких марок уменьшает находящиеся в свободном обращении дефицитные марки, тем самым повышая цены на имеющиеся у спекулянтов запасы.

Часто встречающиеся и обычные для почтовой марки дефекты не должны закрывать ей дорогу в альбом. Независимо от того, рассматриваем ли мы марку просто как коллекционный материал или как произведение малой графики, во всех случаях дефектная марка все же лучше, чем пустое место.

Но повреждения, недостатки марки бывают разные — от отсутствия углового зубчика и до сквозной дырки в центре марки. Как же, в зависимости от сохранности марки, при покупке или обмене обоснованно подойти к определению ее стоимости?

Этот весьма актуальный вопрос не раз поднимался в печати. Еще в 1924 году Л. Эйхфус, в то время председатель Всероссийского общества филателистов, опубликовал проект распределения марок по степени их сохранности на пять сортов.

Проект этот был расплывчатым. Его свободно истолковывали, когда пытались определить недостатки марки, а также размеры ее уценки, которые для некоторых групп колебались в пределах 30 процентов. Минимальная уценка, по Эйхфусу, составляла 30 процентов первоначальной стоимости марки.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


История марок Суэцкого канала

Читатели К. Разумихин, В. Черепанов и другие обратились с просьбой рассказать о марках Суэцкого канала.

На вопрос читателей отвечает филателист Г. Николаев.

Инициатором строительства и автором проекта его был французский инженер Фердинанд Лессепс. В 1858 году им было создано французское акционерное общество по строительству Суэцкого канала (Всемирная компания Суэцкого канала). В апреле следующего года это общество выбросило на биржевой рынок 400 тысяч акций по 500 франков. Вскоре начались работы на Суэцком перешейке, продолжавшиеся 10 лет.

Торжественное открытие канала состоялось 16 ноября 1869 года, а на следующий день по нему проплыло первое судно — яхта «Эгла».

Почтовую связь с Европой акционерное общество вначале осуществляло через так называемую «Европейскую почту», действовавшую в Египте еще до создания компании на основании особой концессии, полученной от египетского вице-короля.

В 1863 году «Европейская почта» была ликвидирована, и ее функции взяла на себя египетская государственная почта. Было установлено положение, согласно которому вся почтовая переписка с Европой с 1 января 1866 года должна была франкироваться египетскими марками, однако на служебную почту общества, направлявшуюся морем, оно не распространялось. Почта общества была бесплатной до 1868 года. В марте этого года директор почтовой службы общества Густав Рише предложил ввести единую франкировку в 25 сантимов за корреспонденцию, пересылаемую в районе строительства.

Его предложение обсудили, и в результате возник план издания серии из шести марок достоинством 1, 2, 10, 20, 50 сантимов и 1 франк.

Позднее этот план пересмотрели, и первоначально была выпущена марка в 20 сантимов. Затем по настоянию Рише издали еще три марки номиналами 1, 5 и 40 сантимов. Все четыре марки (Ивер. Суэцкий канал. № 1—4) имели одинаковый рисунок: изображение парохода в овальной рамке, на которой стояла надпись: «Canal Maritime de Suez» (Суэцкий морской канал). В четырех углах марок повторялась цифра номинала. Внизу стояло слово «почта». Самое раннее сохранившееся письмо с маркой компании Суэцкого канала погашено штемпелем с датой 14 июля 1668 года.

Выпущенная серия употреблялась для почтовой оплаты за пересылку корреспонденции в районе строительства от Порт-Саида до Суэца. Таким образом, ее можно отнести к разряду местных выпусков. Как таковая она включена в каталоги Ивера и Гиббонса.

Уже через несколько месяцев после издания этих марок, 16 августа 1668 года, они были изъяты из продажи вследствие передачи всего почтового обслуживания египетской почте. В письме от 17 августа, которое писал один из инженеров общества, говорилось: «Великолепное изобретение долго не продержалось. Со вчерашнего дня использование обществом собственных марок приостановлено».

Таким образом, почтовые марки общества были в обращении всего около 6 недель. Хотя они имели исключительно частный характер, марки эти были признаны всеми и сейчас пользуются большой популярностью среди филателистов.

Существовало три вида гашения марок: ромбовидным штемпелем из точек с номером 5129 (или 5105) в центре ромба, ромбовидным штемпелем из точек, без номера внутри (так гасили марки в Порт-Саиде, Суэце, Исмаилии — в этом городе штемпеля были черного и синего цвета), и ручное гашение. В частности, почтовое отделение в Эль-Кантаре за неимением штемпелей производило гашение росчерком пера в виде двух диагональных волнистых линий.

Большинство других видов гашения — подделки. Следует особо сказать о том, что существует очень много подделок самих марок (как гашеных, так и чистых).

После изъятия серии остались значительные запасы неиспользованного тиража, и до начала прошлого века марки Суэца можно было свободно купить по номинальной стоимости в конторе общества в Париже.

Тем не менее, подделки, впервые появившись на филателистическом рынке уже в 1870 году, продолжают изготовляться и до наших дней.

Почти через 100 лет после выхода этой первой серии появились новые марки Суэца.

Как известно, в результате израильской агрессин на Горьком озере были блокированы 14 торговых судов разных стран. Их команды создали своего рода международную общину. объединившую около 1000 моряков. Несмотря на отсутствие у них связи с родиной, там организовывались различные мероприятия, не нарушена общественная и культурная жизнь. Команды кораблей начали выпускать свои марки-виньетки.

Тираж каждой марки обычно около 150 экземпляров, так как больше нельзя отпечатать с несовершенных ручных клише. На марках отражаются почти все крупнейшие мировые события, в частности юбилеи различных общественных деятелей, чемпионат мира по футболу, лодочная регата, олимпийские игры, освоение космоса и многое другое. Одна из виньеток, выпущенных экипажем польского теплохода «Болеслав Берут», посвящена 100-летию Суэцкого канала.

Виньетки, выпущенные командами 14 судов, наклеиваются на их корреспонденцию, которая по мере возможности доставлялась в Порт-Тауфик. Здесь она франкировалась египетскими марками и дальше следовала обычным путем в пункты назначения.

Историю всех этих марок-виньеток описал недавно капитан одного из кораблей. Свой труд он отправил в Швейцарию, в женевский музей марок.

Таким образом, спустя 100 лет вторично появились местные марки в зоне Суэцкого канала. И если эти новые марке нельзя отнести к подлинно почтовым документам, то они, во всяком случае, будут интересными филателистическими сувенирами.