an image
Поиск
Это интересно

Костюм из марок

Любопытный костюм получил первую премию на нью-йоркском новогоднем бал-маскараде. Он был сделан из двухцветных марок с портретом Вашингтона и окаймлен синими марками с портретом Рузвельта. Жилет отливал зеленым цветом марок в 5 центов с изображением президента Гранта. На брюки же пошли трехцентовые фиолетовые марки с портретом Джексона.

После удачного выступления на балу костюм вывесили в витрине филателистического магазина.

Анонс

Первый стандартный выпуск 1923-1927

Молодая Советская республика отразила натиск интервентов и белогвардейцев. Буржуазные журналисты и политики, предрекавшие скорую гибель советской власти, оказались горе-пророками. Не сумев разобраться в революционной ситуации в России, они не верили в силу народного движения, которым руководила партия коммунистов. И просчитались. Впрочем, империалисты предприняли немало попыток, чтобы уничтожить молодое государство рабочих и крестьян. Созданная 23 февраля 1918 года Красная Армия, опираясь на поддержку всего народа, разгромила войска Антанты и контрреволюции.

30 декабря 1922 года на I съезде Советов СССР, состоявшемся в Москве, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик. Страна перешла к мирному строительству. Первая империалистическая и гражданские войны, иностранная интервенция нанесли нашему государству огромный урон. Партия призвала трудящихся отдать все силы восстановлению и развитию хозяйства. И вскоре вся страна покрылась лесами строек. О трудовых успехах мы не только читали в газетах. Каждый из нас работал сам. Работал там, где нужнее всего были его руки.

Понятно, в годы революции и гражданской войны было не до коллекционирования. И мы не сразу вспомнили о своих альбомах.

Уже к 1923 году сеть почтово-телеграфных учреждений в нашей стране стала обширнее той, которая существовала в России. А средства связи продолжали совершенствоваться и развиваться. Естественно, увеличилось количество различных почтовых отправлений. Население нуждалось в марках. Но их выпуск был сопряжен с определенными сложностями. В то время в стране росла эмиссия бумажных денег, рубль обесценивался. Тогда Советское' правительство осуществило две деноминации. Первая денежная реформа была проведена в 1922 году. Один рубль нового образца приравнивался к десяти тысячам прежних. Вторая реформа была в 1923 году. Один рубль обменивался на 100 рублей дензнаками 1922 года. Накопив необходимые валютные резервы, Советское правительство 11 октября 1922 года постановило начать выпуск банковских билетов в золотом исчислении — червонцев. Это был первый этап в создании твердой валюты. Изменение курса «совзнаков» повлияло и на почтовые тарифы.

Образование СССР определило новые масштабы и сферы деятельности Народного Комиссариата почт и телеграфов (НКПиТ). Работа почтово-телеграфных учреждений была расширена и упорядочена. Совет Народных Комиссаров СССР 27 февраля 1923 года постановил: с 1 апреля 1923 года оставить в обращении марки выпусков 1922—1923 годов с изображением рабочего, красноармейца и крестьянина, а также знаки, выпущенные до 1917 года, на которых сделана надпечатка пятиконечной звезды, букв «РСФСР», и нового номинала. С того же времени все остальные марки были аннулированы. Наркомату почт и телеграфов было предоставлено право устанавливать расценку знаков почтовой оплаты в зависимости от изменения такс.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Марки бывают разные

Ты разложил перед собой марки. Какое обилие цветов и размеров. Одни марки маленькие, другие — крупные. На одних — яркий рисунок, на других — только один текст.

Все это разнообразие марок в зависимости от их почтового назначения можно разделить на четыре основных группы: обычные почтовые, доплатные, местные и полупочтовые. Чем же они, группы, отличаются?

ОБЫЧНЫЕ ПОЧТОВЫЕ

Назначение обычных почтовых марок—-предварительная оплата почтовых услуг. Отправитель наклеивает их на конверт в соответствии с почтовым тарифом, а получатель письма его пересылку не оплачивает.

Самыми распространенными являются стандартные марки. Они, как правило, отличаются малыми размерами и выпускаются большими тиражами. Характерен их рисунок. На самой распространенной марке, 4-копеечной, изображен флаг и герб СССР. Другие страны помещают на этих марках гербы, портреты правителей и президентов, правительственные здания и т. д. На конвертах и открытках обычно печатаются стандартные марки. Такие конверты называются маркированными. Марки с номиналами 3, 4 и 6 копеек предназначаются для франкирования открыток, простых и авиаписем, отправляемых внутри страны, 10 и 12-копеечными марками оплачивают заказные письма. Значительно реже применяются знаки почтовой оплаты в 16, 20, 30, 50 копеек и 1 рубль. Первые из них наклеиваются на авиаписьма, все остальные применяются как бандерольные марки. Следует заметить, что такое разделение знаков почтовой оплаты — чисто условное, соответствующее тарифу почтовых отправлений.

В некоторых странах для авиапочтовой корреспонденции издают особые марки «воздушной почты». Впервые такие марки появились в Италии в мае 1917 г., затем в 1918 г. в Венгрии, США и Австрии. В Советском Союзе марки с надписью «Авиапочта» выпускались с 1922 по 1944 г., 1949, 1956, 1960, 1961 и 1965 годы.. Этим маркам присущи два общих признака: на них изображается самолет, надпись на языке страны: «Air», «Avion», «Luftpost», «Correo аегео» и так далее. Иногда один из признаков отсутствует.

Если требуется доставить корреспонденцию до адресата как можно скорее, в ряде стран пользуются спешной почтой (экспресс). В 1932 году Советский Союз издал серию марок спешной почты. Обычно на таких марках пишется слово «Expres». Но иногда встречаются и такие надписи: «Correos entrega inmadiata» (почта спешной доставки), «spesna», «бърса поща».

В некоторых странах для государственной и ведомственной переписки применяются служебные марки. В большинстве случаев их роль выполняют обычные почтовые марки с надпечатками: «official», «officiel», «service» (все эти слова обозначают «служебное»). Но есть марки и без надпечаток. Почтовое ведомство Великобритании использует марки, пробитые фигурной перфорацией в виде букв «OS» («служебное») и короны или в виде букв HMSO («На службе ее величества») для писем и посылок, доставка которых стоит выше обычного тарифа. Частные лица пользоваться такими марками не могут.

Кроме перечисленных, за рубежом выпускались и выпускаются еще несколько типов обычных почтовых марок: газетные — для оплаты пересылки газет; отправители телеграмм применяли специальные телеграфные марки; железнодорожные марки использовались для расчетов с почтовыми отделениями железных дорог; на письма, доставляемые в нерабочее время, наклеивались праздничные марки и другие.

ДОПЛАТНЫЕ

Если твой корреспондент забыл наклеить на конверт марку, то тебе принесут письмо со штемпелем «Доплатить... коп.» Такой штемпель ставится на все письма, на которые наклеено недостаточно марок или отсутствуют совсем.

А как было раньше? В 1923— 1926 гг. у нас применялись специальные доплатные марки. Они не продавались, а использовались почтой только в качестве отчетных ярлыков — их наклеивали в специальную книгу. В СССР было три выпуска доплатных марок: один в 1923 и два в 1925 гг.

За рубежом первые доплатные марки появились во Франции в 1859 г., а затем в Австрии в 1894. Сюжеты большинства доплатных марок не отличаются разнообразием. В середине ее, как правило, указывается величина доплаты. По краям текст, указывающий назначение марки: «Postage due» (доплата), «vom Emfan-ger zahlbar» (оплачивается адресатом), «Franqueo deficiente» (доплата) и другие подобные надписи. Иногда на марках вместо текста ставится «Т» — начальная буква французского слова «Тахе» (доплата).

МЕСТНЫЕ ПОЧТОВЫЕ

Государственные почтовые марки действительны как для внутренней, так и для международной корреспонденции, отправляемой на любые расстояния. Местные же марки, как показывает само название, применимы лишь для какого-нибудь определенного района. Большинство стран выпускало местные марки. Они до того разнообразны, что описать все типы этих марок просто невозможно.

ПОЛУПОЧТОВЫЕ

Термин «полупочтовые марки» появился в Америке, и он удачно характеризует группу марок, частично предназначавшихся для почтовых операций, а в основном для иных целей. К ним относятся марки фонда Красного креста, добровольной помощи, культурных фондов и другие многочисленные выпуски, объединенные понятием «благотворительные». К полупочтовым принадлежат также рекламные марки, выпускаемые почтовыми ведомствами по заказу акционерных обществ и торговых организаций.

От обычной почтовой, благотворительная марка отличается двойной цифрой номинала. Например, на бельгийской марке, выпущенной к юбилею Гентского университета, стоит номинал Зф + 1ф. Когда такую марку наклеивают на конверт, то три франка составляет почтовый сбор за пересылку письма, а один франк— добровольное пожертвование отправителя на благотворительные цели. Но не у всех благотворительных марок двойной номинал. В Советском Союзе было несколько выпусков марок, номинал которых обозначен одной цифрой. Таковы марки «В помощь беспризорным детям» 1926 г. Две копейки из их стоимости отчислялись в фонд помощи беспризорным детям.

После 1930 г. в СССР благотворительные марки не выпускались.

*

Мы рассмотрели марки по их почтовому назначению. Но, как вы знаете, почтовые миниатюры выполняют еще одну задачу — пропаганды тех или иных событий, выдающихся людей, памятников культуры, туристских объектов. Такие марки называют коммеморативными.

Коммеморативы можно разделить на несколько групп. Это, в первую очередь, юбилейные марки. Обычно на них указывается, что отмечается этим выпуском. Вторая группа — памятные марки; они посвящаются событиям, которые недавно произошли или должны произойти в ближайшее время. Таковы траурные, спортивные и большинство космических марок.

Так как коммеморативы выполняют те же функции, что и почтовые, и полупочтовые, и местные марки, их можно отнести к любой из групп. Делается это на основании внешних признаков. Если юбилейная марка выпущена с благотворительной целью, она — полупочтовая. Марка, имеющая хождение только в определенном районе,— местная, Все остальные коммеморативы — обычные знаки почтовой оплаты.

Н. Александров