an image
Поиск
Это интересно

В честь создателя гимна

В 1852 году в Коста-Рике, которая лишь незадолго до этого обрела независимость, ожидался приезд представителей английского правительства. В самый последний момент вспомнили, что отсутствует коста-риканский национальный гимн. Тогда главнокомандующий коста-риканской армии генерал Мора вызвал главного капельмейстера Мануэли Гутьероса и приказал ему немедленно написать гимн. Бедный дирижер от ужаса не знал, куда деться. Но приказ есть приказ.

Тщетно просидел он последние ночи — ведь он был специалистом по грустным народным мелодиям, а писать марши не умел.

Перед самым приездом генерал пригрозил Гутьеросу суровым наказанием... И за десять минут до встречи дирижер продиктовал оркестру незатейливый апофеоз своего бессилия... Тем не менее, в его честь, как создателя национального гимна, была выпущена в 1923 году специальная марка, где Гутьероса изобразили с огромной бриллиантовой звездой на груди, увенчанным лавровым венком.

Анонс

Первый стандартный выпуск 1923-1927

К началу 1924 года закончить переход на золотое исчисление во всех республиках Советского Союза еще не удалось. В Закавказье, например, в обращении по-прежнему находились марки местного выпуска, что осложняло почтовые расчеты. Чтобы избежать затруднений, НКПиТ 28 декабря 1923 г. сообщил, что с 1 января 1924 г. во всех предприятиях связи Закавказья вводятся в обращение марки общесоюзного, стандартного образца в золотой валюте, кроме того до 1 февраля в этих республиках будут ходить также марки местного образца в той же валюте. С 1 февраля местные знаки почтовой оплаты аннулируются. Таким образом, на всей территории страны с 1 февраля 1924 г. устанавливались единые тарифы и единые почтовые марки СССР.

К стандартным выпускам можно отнести большую группу памятных и служебных марок, ставших в свое время стандартными по роду выполняемых функций. К стандартным следует отнести и траурные марки с портретом В. И. Ленина (№№ 126 — 133).

По решению правительства, Коллегия НКПиТ постановила издать памятные марки по увековечению памяти великого вождя пролетариата. Создать их поручили молодому художнику И. И. Дувасову. В его распоряжении было лишь несколько часов. Художник должен был принести рисунки на следующий день. Проект марки он представил в срок. Марку утверждали в НКПиТ коллегиально дважды. 25 января в 16 часов утвердили фотографию с рисунка, доведенную до размера марки. 26 января в 20 часов марку разрешили печатать. Тогда же были добавлены слова «ПОЧТА СССР» и введена красная рамка. Номинал марки проектировался в золотых копейках. Окончательный текст на ней написан художником Гознака В. Куприяновым. 27 января в 16 часов в Москве первые марки без зубцов поступили в обращение. Номиналы марок №№ 126—143 установлены в соответствии с почтовыми тарифами, введенными с октября 1923 г.: 3 коп. — для оплаты внутренних почтовых карточек, 6 коп. — для оплаты простых -иногородних писем, 12 коп.—для оплаты международных почтовых карточек и заказных иногородних писем, 20 коп. — для оплаты простых и заказных международных писем. Все траурные марки без зубцов и с зубцами печатались литографским способом.

Марки предписывалось передать в почтовые окна немедленно, при получении их на местах. Почтовые знаки стандартного выпуска, до израсходования траурных марок с портретом В. И. Ленина, изымались из продажи. Дело в том, что при жизни Ильича не вышло ни одной марки с его портретом. Поэтому траурные почтовые знаки решено было распространить повсюду, чтобы каждый мог увидеть облик великого вождя.

Через год, в день годовщины смерти пролетарского вождя, поступили в обращение новые четыре марки на этот раз с рисунком Мавзолея (№№ 197—204а). Они предназначались для оплаты простых и заказных внутренних и международных писем. Почтовые учреждения обязали в первую очередь продавать марки с рисунком Мавзолея и до их полного израсходования приостановить продажу равноценных марок действующего стандартного выпуска. Этим указанием почтовые марки с видом деревянного Мавзолея, заменявшие стандартные марки СССР соответствующих номиналов, полноправно вошли в разряд стандартных. В последующих выпусках стандартных марок СССР образ Ленина всегда воспроизводится на одной или на. нескольких почтовых миниатюрах.

МАРКИ ТИПОГРАФСКОЙ ПЕЧАТИ НА ПРОСТОЙ БУМАГЕ С ЗУБЦАМИ 14 : 14½

Марки этой серии печатались более чем на 20 сортах бумаги (белой, сероватой, желтоватой) различной плотности и толщины (от 0,05 до 0,07 мм).

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Как определяются марки

Для правильного определения времени выпуска марок важное значение имеют сорт бумаги, водяные знаки, перфорация и клей на обратной стороне (гуммировка).

Продолжительность жизни марки во многом зависит от бумаги, на которой она напечатана. На заре филателии для этого применялась бумага ручной выделки. Иногда в нее заделывались шелковые нити, затруднявшие подделку (первые издания в Швейцарии и Баварии).

Теперь для изготовления марок служит в основном бумага, содержащая не менее 75 процентов целлюлозы. Она прочна и устойчива к химикалиям, не растворяется в воде, спирте, эфире и других жидкостях. Но это не значит, что такая бумага ничего не боится. Ее злейший враг — солнечный свет. От него бумага желтеет, марки изменяют цвет, коробятся, теряют свежесть. Поэтому, организуя филателистические выставки, лучше всего размещать стенды так, чтобы на них не попадали солнечные лучи.

Советские почтовые миниатюры печатались в основном на белой бумаге различных сортов: на простой, мелованной, хлопчатой и тонкой. Чаще всего для изготовления марок применяется простая бумага средней толщины. Если их печатают способом металлографии, то употребляют толстую бумагу. На такой бумаге в 1966 году отпечатана серия «Деятели международного коммунистического и рабочего движения».

С начала 1944 года некоторые советские марки печатались на бумаге с сетчатым или сплошным цветным фоном. Это серии «Ордена СССР» (выпуски 1944—1946 гг.), «Воздушная почта» (выпуск 1949 г. и другие). С 1950 года знаки почтовой оплаты выходят на цветной бумаге (серия «Высотные здания Москвы»). Отличить марку со сплошным цветным фоном от почтового знака, изготовленного на цветной бумаге, легко: у нее обратная сторона белая.

Мелованная бумага характерна своей глянцевитостью, хорошо заметной на глаз. Для марок, как правило, употребляется бумага белого цвета. Только Третий стандартный выпуск 1922 года печатался на кремовой. Мелованная бумага применяется для многоцветной автотипии. Так печатались некоторые марки серии «800-летие Москвы» 1947 года, выпуск 1964 года «Флора СССР. Грибы» (с лаковым покрытием).

Особо нужно отметить первые советские марки 1918 года. Они отпечатаны на бумаге с ромбовидной мелованной сеткой. Ее можно увидеть в косых лучах света.

В прошлом столетии мелование бумаги делали каолином, добавляя в него натрий и различные минеральные вещества. Марки, изготовленные на такой бумаге, нельзя отмачивать— мелованный слой может сойти вместе с рисунком. Их отделяют от конвертов, держа над паром.

Пористая хлопчатая бумага легко впитывает краску. Поэтому марки кажутся слегка вылинявшими, а с оборотной стороны — заметно окрашенными. Для изготовления советских знаков почтовой оплаты хлопчатая бумага применялась дважды.

Рисунки некоторых советских марок Первого и Второго стандартного выпусков можно рассмотреть с клеевой стороны. Они отпечатаны на тонкой, почти прозрачной, бумаге.

В истории филателии известны случаи, когда марки печатались на обороте географических карт и банкнот. Существуют марки-боны, отпечатанные на плотной, картонообразной бумаге. Они находились в почтовом обращении в России 1916—1917 гг., наравне с медной и серебряной монетой.

В 1955 году Венгерская почтовая администрация выпустила в память 20-летия национальной алюминиевой промышленности марку авиапочты на алюминиевой фольге с подложкой из шелковистой бумаги. Этот опыт применен и в Советском Союзе. Широко известны наши марки на фольге, посвященные XXII съезду КПСС и Дню космонавтики 1965 года. Последние отпечатаны способом трехцветной автотипии на фольге (впервые в мире).

Выпускаются марки и на других материалах, В 1959 году к четырехсотлетию польской почты издан юбилейный блок на шелке.

Необычную марку выпустил в начале 1966 года Габон. Она посвящена памяти выдающегося ученого Альберта Швейцера, который несколько десятков лет проработал в созданной им больнице в габонском городке Ламбарене. Марка представляет собой листок чистого золота размером 45 × 30 миллиметров с традиционной перфорацией.

Многие выпуски почтовых марок напечатаны на бумаге с водяным знаком. (Водяной знак — видимое на просвет изображение на бумаге). В процессе производства его наносят через определенные промежутки в виде товарного знака фабрики, выпустившей бумагу.

Водяные знаки получают при помощи рельефа (выпуклого изображения) на отливной сетке бумагоделательной машины или на сетке ровнителя-валика, выравнивающего поверхность бумажного листа. Волокна влажной бумажной массы, раздвигаемые рельефом сетки, располагаются в толще бумажного полотна неравномерно — реже или гуще — и образуют рисунок в высохшей бумаге.

Такой способ получения водяного знака был впервые применен в России на фабрике Экспедиции заготовления государственных бумаг. По начальным буквам этой Экспедиции на русских марках 1866—1906 гг. встречается знак ЭЗГБ.

Первые русские миниатюры печатались на бумаге с цифровыми водяными знаками. Они представляли собой зеркальные (обратные) изображения цифр «1», «2» и «3», которые соответствовали номиналам в 10, 20 и 30 копеек.

Наиболее распространенный водяной знак — «ковер». Он встречается почти на всех выпусках с 1925 по 1936 гг.

Другие водяные знаки бывают реже. Знак «теневые квадраты» применялся только для первой советской марки выпуска 1921 года и марок высоких номиналов 1928—1929 гг. Водяные знаки: «ромбы», «углы и квадраты», «Серп и молот» и «углы» встречаются всего на девяти марках.

Хотя многие почтовые ведомства теперь отказались от бумаги с водяными знаками, а некоторые никогда ее и не применяли, именно водяной знак имеет решающее значение при определении марок. Примером может служить Первый стандартный выпуск СССР, так называемый «золотой стандарт». Одинаковые по всем признакам (рисунок и цвет, способ печати, размер перфорации), марки первых выпусков отличаются от последующих тем, что на них нет водяных знаков.

Нанесен ли водяной знак на марку, можно определить с оборота, поместив ее в косо падающем свете. Иногда приходится пользоваться бензином. Это следует делать только в тех случаях, когда марки одного цвета и номинала печатались на бумаге с различными водяными знаками. Применять этот способ нужно осторожно, В конце прошлого и в начале этого столетий некоторые марки печатались анилиновыми красками (преимущественно красной и фиолетовой), которые восприимчивы к бензину. Малейшая неосторожность может погубить ценную почтовую миниатюру.

Мы уже говорили, что для удобства марки сейчас перфорируют. Для этого применяются машины различных систем, поэтому существует несколько видов зубцовок: рамочная, гребенчатая и линейная. Отличительная особенность марок с рамочной и гребенчатой зубцовками—правильная форма всех четырех угловых зубцов. У марок с линейной зубцовкой — углы неправильной формы.

Иглы в перфорационной машине располагаются на разном расстоянии друг от друга, поэтому известны различные виды зубцовки. Для измерения перфорации применяется единая международная система. Характеризуется перфорация количеством зубцов, приходящихся на 20 миллиметров края марки. Так, например, «Зубцовка 12» обозначает, что на каждые 20 миллиметров перфорации марки приходится 12 зубцов.

Определяют зубцовку особой филателистической линейкой — зубцемером. На нем изображена шкала двадцатимиллиметровых отрезков различных зубцовок — от 7 до 16½. то есть от самых крупных до самых мелких.

Определение зубцовки начинают с верхнего горизонтального края марки, и далее — по движению часовой стрелки (верхний, правый, нижний и левый края).

Если перфорация одинакова со всех сторон, зубцовка обозначается одним измерением (например, 12) и называется обычной.

Горизонтальную перфорацию часто делают на одной машине, а вертикальную — на другой. В этом случае у верхней и нижней сторон одна зубцовка (например, 12), а у боковых — другая (например, 12½). Зубцовка краев марки при этом чередуется равномерно (12, 12½, 12, 12½), поэтому принято указывать два измерения (12 : 12½). Такую зубцовку называют комбинированной.

Если три края марки имеют одинаковую зубцовку, а четвертый — другую, то такую зубцовку называют сложнокомбинированной.

Иногда бывает, что две одинаковые по рисунку марки имеют разную перфорацию. В коллекцию включают обе марки. Это — разновидности.

Марки не всегда имеют зубцовку с четырех сторон. В некоторых странах знаки почтовой оплаты продают специальные автоматы. Для них марки выпускаются в виде длинной ленты, перфорированной только с двух сторон.

Для истории почты и филателии совершенно безразлично, есть ли клей на марке или его нет. Но в среде коллекционеров считается, что безупречная негашеная марка должна иметь хороший клеевой слой.

Такое мнение породило один вид подделки — так называемый «второй клей»: марки заново покрываются клеем. В таком состоянии они еще менее приглядны для коллекции, чем если бы на них вообще не было клея. Вторичное покрытие клеем (даже самое квалифицированное), легко определить, если рассмотреть марки в лупу. Клеевой слой наложен неровно, в нем заметны мельчайшие пузырьки воздуха и видны капельки клея в перфорации.

Но не всегда на марках бывает клей. Китай до 1959 года выпускал марки вообще без клеевого слоя. Известно также «экономическое» клеевое покрытие — клей наносился только на часть марки. Такого типа знаки почтовой оплаты употреблялись в Германии в 1945—1946 гг. Некоторые памятные блоки, рассчитанные на филателистов, выпускаются без клея.

А. Вигилев