Первая советская общегосударственная марка авиапочты и ее фальсификаты
Советские знаки почтовой оплаты имеют немало достопримечательностей. Одной из них является первая общегосударственная марка авиапочты, поступившая в обращение в 1922 году (по каталогу ГФК N° 61).
Строго говоря, хронологически, первыми марками воздушной почты были так называемые «консульские», выпущенные 15 июля 1922 года (№№ 41—48). Однако марки эти являются служебными. Они были выпущены для Народного Комиссариата иностранных дел и предназначались исключительно для оплаты служебной корреспонденции, отправляемой воздушной почтой из Берлина в Москву, почему даже номиналы их указаны в германской валюте.
Поэтому первой общегосударственной маркой воздушной почты следует считать марку №61. Она представляет собой 45-рублевую марку из серии «5-летие Великой Октябрьской социалистической революции» (№ 60), у которой синий цвет фона заменен зеленым, и на которой сделана надпечатка красного самолета. На рисунке марки, выполненном художником И. Дубасовым, изображен рабочий, высекающий на камне юбилейную дату.
Печатались эти марки листами по 50 штук в каждом; лист, в свою очередь, состоял из полулиста (5X5). Тираж — 100 000 штук. Марки этого выпуска предназначались для оплаты общей воздушной корреспонденции, отправлявшейся авиапочтой по линии Москва — Смоленск — Ковно — Берлин на самолетах Русско-германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт». Продавались они только на главном почтамте Москвы. Официальное функционирование международных линий гражданской авиации Советского Союза началось 1 мая 1922 г., когда был совершен первый регулярный рейс из Москвы в Германию. С этим рейсом была перевезена и первая официальная воздушная почта (дипломатическая и обычная). В первый год существования регулярной авиации, почта пересылалась два раза в неделю. В дальнейшем, однако, она стала отправляться ежедневно. Объединенное акционерное общество «Дерулюфт», председателем которого являлся глава Советского торгпредства в Германии, вскоре после открытия первой международной линии из Москвы продлило ее до Берлина и ввело каждодневную отправку самолетов. Маршрут полетов по этой трассе проходил через Смоленск или Великие Луки и Ригу.
Вернемся, однако, к первой советской авиамарке. Она была выполнена типографской печатью, но надпечатка была сделана литографская. Марка не имела зубцов и водяного знака. Благодаря тому, что полулисты в некоторых случаях имели обратное расположение марок встречаются их пары с расположением тет-беш. Известны экземпляры марки с перевернутой надпечаткой, двойной надпечаткой, недопечатанным хвостом самолета.
Первая советская авиамарка вызвала большой интерес у зарубежных коллекционеров, поскольку к этому времени сравнительно немногие страны выпускали специальные марки для авиакорреспонденции. Об интересе к этой марке говорит быстрый рост ее оценки в иностранных каталогах. Так «Цумштейн» оценивал гашеный экземпляр этой марки в 1924 году в 6 франков, в следующем 1925 г. в 12, в 1928 г. в 31 франк.
К сожалению, такой повышенный интерес к этой марке привлек к себе внимание не только коллекционеров, но и фальсификаторов, которые создали целый ряд подделок, причем, нередко выполненных настолько тщательно, что появление большого числа фальсификатов вызвало даже снижение цены на оригинальные марки. Так уже в 1930 г. стоимость гашеной марки снизилась до 18 франков, в 1932 г. до 12, а в 1935 г. она оценивалась всего в 2,5 франка. Подделки этой марки встречаются нередко, и поэтому несомненный интерес представляют указания на признаки, по которым можно отличить настоящую марку от подделанной.
Следует, однако, оговориться, что подробно описать все встречающиеся подделки довольно трудно, так как изготовлялись они многими иностранными «авторами». Можно лишь указать на наиболее часто встречающиеся подделки с их характерными признаками.
Один из первых фальсификатов был изготовлен из марки № 60, синий фон, которой был химическим путем изменен на зеленый, после чего на марке была сделана надпечатка самолета. Однако вскоре начали подделывать и оригинал марки, ставя на таком фальсификате фальшивую же надпечатку самолета. Общим признаком таких подделок является выполнение их литографским способом. В отличие от типографских оригиналов, у фальсификатов нет характерной вдавленности рисунка, лучше всего видной с обратной стороны марки. Подделки марки выполнялись, главным образом, в буржуазной Эстонии, в частности, известными фальсификаторами Куллем и Симеоном. Изготовлены эти подделки во многих случаях очень хорошо, и отличить их от оригиналов можно только по мелким деталям рисунка.
Один из наиболее часто встречающихся фальсификатов, который в дальнейшем будем называть № 1, почти полностью отвечает оригиналу по бумаге и краскам. Лишь зеленый цвет является несколько более светлым и «холодным», чем сочный травяной зеленый цвет настоящей марки. Характерным признаком фальсификата является, кроме того, вторая линия рамки, которая у оригинала имеет большую толщину, чем первая линия; у подделки вторая линия такая же по толщине как первая и значительно тоньше четвертой. Кроме того, у фальсификата штрих на колене рабочего стоит значительно ниже, чем у подлинной марки. Следует отметить, что эти подделки встречаются и гашеными, с хорошо различимыми деталями штемпелей, также фальсифицированными. Даты этих гашеннй могут быть различными.
Другой фальсификат, называемый условно № 2, изготовлялся квартблоками также в буржуазной Эстонии. От оригинальной марки он отличается прежде всего очень белой бумагой и меловым светло-зеленым цветом. Печать марки заметно хуже, чем у фальсификата 1. Очень четкая и ясная штриховка настоящей марки имеет у подделки многочисленные разрывы, а черный цвет печати у подделки нечистый и имеет ошибки. Также как у фальсификата 1, вторая обводящая рамка фальсификата 2 тонкая, а не утолщенная, как у оригинала. Штрих на колене рабочего у фальсификата 2 короче и сливается с контурной линией колена. Однако здесь нужно заметить, что при жирном наложении краски и у оригинала обе линии могут слиться.
Подделку возможно установить и по надпечатке самолета. Прежде всего у фальсификатов длина самолета, от головы до конца фюзеляжа, на ½ мм короче, чем у настоящей марки. Краска надпечатки у настоящих марок сочного блестящего вишневого цвета, тогда как v обоих фальсификатов скорее всего киноварного, без какого-либо глянца и часто расплывшаяся. Характерной особенностью рисунка самолета в обоих подделках является закругленное теневое присоединение фюзеляжа к левому крылу. Плоскость на хвосте фюзеляжа самолета у настоящей марки посажена по середине фюзеляжа, у фальсификата 1 она сдвинута несколько вниз и влево, у фальсификата 2 этот сдвиг еще больше.
В. Притула