Советы начинающим
МАРОЧНЫЙ ЛИСТ
Марки печатаются не поодиночке, а целыми листами от десятка до нескольких сот одновременно. Количество мерок на листе зависит от формата бумаги, площади печатной машины и размера самой марки.
Количество марок на листе различное. Некоторые выпуски печатались по 400 штук одновременно. В последние годы стали выпускать небольшие листы по 20—50 марок.
На полях марочных листов некоторых стран обозначается стоимость всех марок на листе, номер заказа, дата выпуска, название серии, типография, печатавшая марки, и способ печати. Другие страны украшают поля декоративными виньетками. Первоначальное назначение таких виньеток — предотвратить использование полей листов для подделок.
Зарубежные почтовые ведомства часто выпускают марки для коллекционеров «маленькими листами» (клейнбогены) по 4—10 штук,
БЛОКИ
Особым видом филателистических сувениров являются блоки. Впервые они появились в Люксембурге в ознаменование филателистической выставки 1923 года. В то время никто из коллекционеров не знал, что блоков выпущено очень мало, и вскоре они превратились в немалую редкость.
Идея почтового ведомства Люксембурга оказалась заразительной, Многие страны начали выпускать миниатюрные блоки. Блок обычно представляет собой одну или несколько марок, отпечатанных на одном листе с широкими полями. Поля, в отличие от «маленьких листов», украшаются рисунком или снабжаются надписями. Блоки бывают зубцовые или беззубцовые.
Обычно блок можно использовать по своему прямому назначению — как знак почтовой оплаты. Тачая природа блока создает заманчивые возможности для филателистов оживить свои коллекции.
СОЧЕТАНИЯ МАРОК НА ЛИСТЕ
В конце 40-х годов прошлого столетия предприимчивый гравер по имени Анатоль Юло убедил французское почтовое ведомство в том, что изобрел «секретный» способ печати, исключающий возможность подделки марок. Никто до сих пор не уяснил себе, в чем состоял этот «секрет». Известно только, что для того, чтобы подкрепить свою выдумку, Юло установил некоторые клише на досках в перевернутом положении, получив марочные листы с обратным расположением рисунков. Для обозначения перевернутых по отношению друг к другу марок применяется французский термин «тет-беш».
Марки с взаимно перевернутыми изображениями выпускаются до сих пор и пользуются большой популярностью у филателистов. Первый советский тет-беш появился в сентябре 1921 года. С 1963 года они частые гости в окошках наших почтовых отделений.
Иногда марки одной серии печатаются на марочном листа в различных сочетаниях. Расположенные рядом две разные марки образуют пару. Пары могут быть горизонтальными или вертикальными Иногда можно из марок одного листа составить и ту, и другую пару. Это бывает в тех случаях, когда клише располагаются в шахматном порядке. Таким образом была отпечатана в 1966 году серия «Оперы азербайджанских композиторов У. Гаджибекова и М. Магомаева».
Если несколько различных марок или целая серия отпечатаны на листе в ряд, такое сочетание называют полосой. Полосы так же, как и пары, могут быть вертикальными и горизонтальными. В коллекцию обычно помещают не только отдельные марки, но и их сочетания — пары и полосы.
Если пара или полоса объединены каким-либо общим элементом рисунка, такое сочетание марок называют сцепкой. Причиной появления парных марок с купонами явился брак печатной формы. Испорченное клише марки заменяли новым с какой-нибудь виньеткой или текстом. Почтовые ведомства таких стран, как Бельгия, Дания, Италия заполняли пустые места пропагандистским текстом или торговой рекламой. Затем специально стали выпускать марки с купонами, служащими дополнением к марке. На них помещают цитаты, стихи, эмблемы и другие знаки. Обычно марки имеют купон справа или слеза, Так, марки, выпущенные в 1962 году, к первой годовщине полета человека а космос, имеют купоны только справа, А в серии «Флора СССР. Грибы» купоны могут располагаться с той и другой стороны. Бывают случаи, когда на две различные марки приходится один купон.
В 1966 году в серии «10-летне советских исследований в Антарктике» вышла марка с не совсем обычным купоном: он был отделен от нее зубцовкой только наполовину. Если марка имеет купоны справа и слева, в коллекцию берут обе разновидности.
БЕЗЗУБЦОВЫЕ МАРКИ
До изобретения перфорационных машин все марки поступали в почтовое обращение без зубцов. Их отделяли друг от друга ножницами. Но и после появления специальных перфораторов выпускались беззубцовые марки.
Как известно, выпуск почтовых марок планируется заранее. Но часто для того, чтобы отметить какое-нибудь внезапно происшедшее событие, выпускаются беззубцовые марки. Таков, например, траурный выпуск по поводу смерти В. И. Ленина, поступивший в продажу 27 января 1924 года. В марте появились такие же марки с зубцами 13½. Беззубцовыми марками были отмечены первый полёт человека в космос, выход А. Леонова в космическое пространство и другие события,
В последнее время почтовые ведомства многих государств выпускают параллельно с зубцовыми беззубцовые марки, предназначенные только для филателистов, Очень незначительные тиражи определяют искусственный характер таких выпусков.
НАДПЕЧАТКИ
Часто начинающий филателист становится в тупик, встречая отпечатанные поверх рисунка марки новую стоимость, название другой страны, памятные надписи и тому подобное. Это так называемые надпечатки. Надпечатки почтовая администрация изготовляет и пускает в обращение тогда, когда необходимо срочно выпустить новые марки, а для этого нет возможности, или когда от некоторых старых выпусков остается большое количество неиспользованных марок.
Надпечатки на марках чаще всего делаются в следующих случаях:
а) при освобождении государства от чужого господства. Таковы марки многих молодых африканских стран, когда на марке бывшей колонии ставилось название нового независимого государства;
б) при денежных реформах, изменениях почтовых тарифов. Хорошо известны надпечатки новых номиналов на марках РСФСР первого и второго выпусков;
в) при изменении назначения марки — использование марок в качестве служебных и доплатных или наоборот. В Советском Союзе известны случаи, когда доплатная марка превращалась надпечаткой в обыкновенную почтовую;
г) в память некоторых внезапно происшедших примечательных событий, которые необходимо отметить. К маркам такого типа относятся все космические и спортивные марки с надпечатками.
Тиражи марок с надпечатками, как правило, незначительны, поэтому известно много случаев их подделок.
Обычно надпечатки делаются на марках, уже бывших в почтовом обращении. Однако известен случай, когда надпечатка на марке появилась раньше ее самой. В дни работы XXIII съезда КПСС находящаяся в космическом пространстве советская автоматическая станция «Луна-10» передала в эфир партийный гимн «Интернационал». В то же время на фабрике «ГОЗНАК» печаталась серия «День космонавтики 1966 г.», поэтому было решено на одной из марок серки сделать надпечатку «Луна-10» — XXIII съезду КПСС». Беззубцовая марке с такой надпечаткой появилась в продаже на четыре дня раньше своих зубцовых собратьев без надпечаток.
А. Вигилев