an image
Поиск
Это интересно

От названия монет произошли наименования некоторых предметов. Например, русское слово «газета» произошли от итальянского слова «газетта»—мелкая монета, на которую можно было купить только одну газету. Слово «лепта», означающее взнос, дар, участие в общем деле, произошло от названия мелкой греческой монеты «лепта», А английская золотая монета «Гинея» получила свое название от Гвинеи — места, где добывали золото.

Анонс

Ямщики на московской Руси

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ СВЯЗЕЙ В XVII-XVIII ВЕКАХ

Указ царя Алексея Михайловича от 6 ноября 1672 года положил начало развитию почты внутри государства. Если в организации международной почты правительство прибегало к помощи иностранцев, то внутреннюю почтовую связь оно налаживало собственными силами,

Первая почтовая дорога пролегла от Москвы до Киева. В «Глуховских договорных статьях», заключенных московским правительством с гетманом Многогрешным, есть упоминание «чтоб учинить на местах почту...»

В 1670 году киевскому воеводе Козловскому было предложено устроить в Киеве почту для скорой пересылки вестовых писем в Москву. Почтарей предписывали нанимать добровольно.

Однако наладить почту тогда не удалось, и в 1673 году снова было приказано установить почтовую связь Москвы с украинскими городами через Калугу, Севск и Глухов. Организацию почты возложили на Ямской приказ, который должен был сообщить, сколько и на каком стане (станции) есть лошадей и «в каких местах кому почта поручена будет». Нанятым почтовым гонщикам наказали «быть всегда наготове для его, великого государя, скорых дел».

По этой почте предполагалось пересылать не только правительственную корреспонденцию, но и частные письма— «всякие письма именно безо всякие задержки». Ямским приказом для организации почты из Москвы был послан специальный человек—ямской приказчик Чешихин.

В 1674 году правительство пишет новому киевскому воеводе Трубецкому о том, что необходимо возобновить почтовую связь с Киевом, которая, видимо, существовала и ранее. В 1676 году царь Федор Алексеевич, посылая на Украину переяславского воеводу Волконского, приказывал ему, если он «услышит о появлении моровой язвы в соседних землях, о том писать государю по почте».

В августе 1678 года севский воевода Неплюев получил новый указ о том, чтобы он «для скорых посылок» из Москвы до войск Ромодановского организовал почтовую связь от Севска через Глухов, Конотоп, Ромны до Днепра — «до самого полка» и чтобы стан от стана был не дальше 30 верст.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Почта Шпицбергена

Северным очагом полярной почты был Шпицберген. Хотя принято считать, что первая полярная марка появилась в 1903 году, когда Новая Зеландия сделала «антарктическую» надпечатку на одном из своих выпусков, у первенца были своеобразные предшественники. Правда, они не упомянуты в каталогах «Ивер», «Цумштейн» и «Михель». Однако правомерность их не оспаривается: это марки, так называемой локальной почты. Они мирно «сосуществовали» рядом со знаками оплаты регулярной почты.

марка Почта Шпицбергена

История арктических марок локальной почты тесно связана с той эпохой в освоении Крайнего Севера, когда интерес к этому району стал принимать массовый характер. Вслед за энтузиастами на остров Шпицберген потянулись и просто любопытные. Одним из энтузиастов полярных исследований в Арктике в девятнадцатом веке был капитан дальнего плавания Вильгельм Баде. Его основная заслуга — установление надежной связи со Шпицбергеном. Благодаря этому в середине 90-х годов многим впервые представилась возможность познакомиться с Арктикой. Вместе с тем кое-чем обязаны капитану Баде и филателисты...

Вильгельм Баде родился в 1843 году в Мекленбурге и уже в 15-летнем возрасте начал плавать юнгой. В 1869 году он был участником второй германской арктической экспедиции, в 1891 году побывал на Шпицбергене. Эта поездка и натолкнула его на мысль организовать специальные туристские рейсы к Шпицбергену. Впоследствии капитан Баде побывал и на островах Земли Франца Иосифа.

С появлением туристских судов у берегов Шпицбергена предприимчивые норвежцы решили извлечь выгоду из растущего интереса к Арктике. В 1896 году норвежское пароходное общество открыло маленькую деревянную гостиницу в бухте Адвентбэй. Так появился самый северный в мире отель. Это и послужило предпосылкой для организации местной почты на Шпицбергене, В том же году в Норвегии отпечатали первую марку Шпицбергена — так называемую марку локальной почты. Автором ее был М. Гьерер из Тромсе. Один выпуск за другим следовал вплоть до 1912 года, и все они печатались в Тромсе, а продавались только в отеле в Адвентбэе. Применяли их в качестве дополнительной франкатуры, сверх которой полагалось для оформления почтовой операции клеить на конверт марку Норвегии. Для продажи и гашения марок открыли специальное почтовое отделение при отеле. Здесь применяли свой штемпель. Интересно, что среди первых туристов было немало русских. Русская пресса уделяла тогда особое внимание Шпицбергену, Очевидцы, рассказывавшие в газетах о своем путешествии, не оставили незамеченными и марки локальной почты.

...Однако почти одновременно с появлением первых марок шпицбергенской почты пустил в оборот свои марки и капитан Баде. Они поступали в обращение, естественно, только на кораблях, использовавшихся для рейсов на Шпицберген — «Штеттин», и «Данциг» (пароходной компании «Норддейчер Ллойд»), «Эрлинг Ярл», «Кёниг Харальд» (Норвежское пароходное общество). Это обстоятельство заставляет особо выделить марки Баде, не включая их в общий ряд локальных марок Шпицбергена. Во всяком случае они являются довольно редким материалом: по каждому рисунку было изготовлено всего лишь тысяча экземпляров и никакого запаса не делалось. Печатание своих марок Баде поручил одному литографу в городе Висмаре. Заказ выполнялся в течение 1897—1898 годов.

Марки Баде имели разные сюжеты и разные цвета. На рисунке первого выпуска 1897 года — лыжник, сопровождаемый собакой. Вверху надпись полукругом — «Арктическая почта», внизу — «Кап. В. Баде». По углам обозначен номинал — 10. Эту марку печатали в фиолетово-золотисто-черной цветовой гамме. На рисунке второго выпуска — тюлень на льдине, Внизу надпись: «Полярная почта», вверху по углам тот же номинал. Марка синяя. Оба выпуска имеют зубцовку 11¼. бумага без водяных знаков.

Известна также иллюстрированная почтовая карточка Баде, Небольшой тираж этих карточек отпечатан в литографии Мюнхена. На лицевой стороне изображен живописный глетчер Смеренбург на Шпицбергене, пароход у берега и белый медведь на льдине. Над рисунком помещена рекламная надпись: «В Норвегию, на Шпицберген и к вечным льдам — с полярным путешественником В. Баде, капитаном в отставке. Висмар на Балтийском море».

Карточки Баде выпущены только одного типа. Приобрести их можно было лишь у обер-стюарда на судне. Слева от служебной надписи наклеивали одну из марок Баде. Для гашения марок применяли особые штемпеля с обозначением географического пункта (по кругу) и даты (по центру). В филателистических исследованиях приведены следующие шесть типов этих штемпелей (фиолетового и синего цвета):

Шпицберген — Северное побережье; Шпицберген — Смеренбург; Шпицберген — Магдаленен-Бай; Шпицберген — Айсфиорд; Медвежий остров Северного Ледовитого океана; Северный Ледовитый океан — 80° сев. широты.

Чтобы погашенные карточки Баде могла принять к пересылке регулярная почта, в первом же порту необходимо было проштемпелевать предварительно наклеенную справа почтовую марку Норвегии. Чаще всего это происходило на почтамте города Хаммерфеста.

В последние годы возрос интерес коллекционеров к предшественникам парных полярных марок, и а частности к локальным маркам Шпицбергена на конвертах.

Е. Сашенков