an image
Поиск
Это интересно

Неожиданную роль должна была сыграть открытка в деле приговоренного к смертной казни убийцы и грабителя Позе, в Ландсберге (Германия). Накануне приведения в исполнение приговора, прокурор спросил осужденного, не имеет ли он каких-либо желаний. «Я бы желал получить красивую иллюстрированную открытку: на ней я напишу вам письмо с того света, господин прокурор»,— ответил осужденный.

Анонс

Ямщики на московской Руси

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ СВЯЗЕЙ В XVII-XVIII ВЕКАХ

Указ царя Алексея Михайловича от 6 ноября 1672 года положил начало развитию почты внутри государства. Если в организации международной почты правительство прибегало к помощи иностранцев, то внутреннюю почтовую связь оно налаживало собственными силами,

Первая почтовая дорога пролегла от Москвы до Киева. В «Глуховских договорных статьях», заключенных московским правительством с гетманом Многогрешным, есть упоминание «чтоб учинить на местах почту...»

В 1670 году киевскому воеводе Козловскому было предложено устроить в Киеве почту для скорой пересылки вестовых писем в Москву. Почтарей предписывали нанимать добровольно.

Однако наладить почту тогда не удалось, и в 1673 году снова было приказано установить почтовую связь Москвы с украинскими городами через Калугу, Севск и Глухов. Организацию почты возложили на Ямской приказ, который должен был сообщить, сколько и на каком стане (станции) есть лошадей и «в каких местах кому почта поручена будет». Нанятым почтовым гонщикам наказали «быть всегда наготове для его, великого государя, скорых дел».

По этой почте предполагалось пересылать не только правительственную корреспонденцию, но и частные письма— «всякие письма именно безо всякие задержки». Ямским приказом для организации почты из Москвы был послан специальный человек—ямской приказчик Чешихин.

В 1674 году правительство пишет новому киевскому воеводе Трубецкому о том, что необходимо возобновить почтовую связь с Киевом, которая, видимо, существовала и ранее. В 1676 году царь Федор Алексеевич, посылая на Украину переяславского воеводу Волконского, приказывал ему, если он «услышит о появлении моровой язвы в соседних землях, о том писать государю по почте».

В августе 1678 года севский воевода Неплюев получил новый указ о том, чтобы он «для скорых посылок» из Москвы до войск Ромодановского организовал почтовую связь от Севска через Глухов, Конотоп, Ромны до Днепра — «до самого полка» и чтобы стан от стана был не дальше 30 верст.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Почта Шпицбергена

Северным очагом полярной почты был Шпицберген. Хотя принято считать, что первая полярная марка появилась в 1903 году, когда Новая Зеландия сделала «антарктическую» надпечатку на одном из своих выпусков, у первенца были своеобразные предшественники. Правда, они не упомянуты в каталогах «Ивер», «Цумштейн» и «Михель». Однако правомерность их не оспаривается: это марки, так называемой локальной почты. Они мирно «сосуществовали» рядом со знаками оплаты регулярной почты.

марка Почта Шпицбергена

История арктических марок локальной почты тесно связана с той эпохой в освоении Крайнего Севера, когда интерес к этому району стал принимать массовый характер. Вслед за энтузиастами на остров Шпицберген потянулись и просто любопытные. Одним из энтузиастов полярных исследований в Арктике в девятнадцатом веке был капитан дальнего плавания Вильгельм Баде. Его основная заслуга — установление надежной связи со Шпицбергеном. Благодаря этому в середине 90-х годов многим впервые представилась возможность познакомиться с Арктикой. Вместе с тем кое-чем обязаны капитану Баде и филателисты...

Вильгельм Баде родился в 1843 году в Мекленбурге и уже в 15-летнем возрасте начал плавать юнгой. В 1869 году он был участником второй германской арктической экспедиции, в 1891 году побывал на Шпицбергене. Эта поездка и натолкнула его на мысль организовать специальные туристские рейсы к Шпицбергену. Впоследствии капитан Баде побывал и на островах Земли Франца Иосифа.

С появлением туристских судов у берегов Шпицбергена предприимчивые норвежцы решили извлечь выгоду из растущего интереса к Арктике. В 1896 году норвежское пароходное общество открыло маленькую деревянную гостиницу в бухте Адвентбэй. Так появился самый северный в мире отель. Это и послужило предпосылкой для организации местной почты на Шпицбергене, В том же году в Норвегии отпечатали первую марку Шпицбергена — так называемую марку локальной почты. Автором ее был М. Гьерер из Тромсе. Один выпуск за другим следовал вплоть до 1912 года, и все они печатались в Тромсе, а продавались только в отеле в Адвентбэе. Применяли их в качестве дополнительной франкатуры, сверх которой полагалось для оформления почтовой операции клеить на конверт марку Норвегии. Для продажи и гашения марок открыли специальное почтовое отделение при отеле. Здесь применяли свой штемпель. Интересно, что среди первых туристов было немало русских. Русская пресса уделяла тогда особое внимание Шпицбергену, Очевидцы, рассказывавшие в газетах о своем путешествии, не оставили незамеченными и марки локальной почты.

...Однако почти одновременно с появлением первых марок шпицбергенской почты пустил в оборот свои марки и капитан Баде. Они поступали в обращение, естественно, только на кораблях, использовавшихся для рейсов на Шпицберген — «Штеттин», и «Данциг» (пароходной компании «Норддейчер Ллойд»), «Эрлинг Ярл», «Кёниг Харальд» (Норвежское пароходное общество). Это обстоятельство заставляет особо выделить марки Баде, не включая их в общий ряд локальных марок Шпицбергена. Во всяком случае они являются довольно редким материалом: по каждому рисунку было изготовлено всего лишь тысяча экземпляров и никакого запаса не делалось. Печатание своих марок Баде поручил одному литографу в городе Висмаре. Заказ выполнялся в течение 1897—1898 годов.

Марки Баде имели разные сюжеты и разные цвета. На рисунке первого выпуска 1897 года — лыжник, сопровождаемый собакой. Вверху надпись полукругом — «Арктическая почта», внизу — «Кап. В. Баде». По углам обозначен номинал — 10. Эту марку печатали в фиолетово-золотисто-черной цветовой гамме. На рисунке второго выпуска — тюлень на льдине, Внизу надпись: «Полярная почта», вверху по углам тот же номинал. Марка синяя. Оба выпуска имеют зубцовку 11¼. бумага без водяных знаков.

Известна также иллюстрированная почтовая карточка Баде, Небольшой тираж этих карточек отпечатан в литографии Мюнхена. На лицевой стороне изображен живописный глетчер Смеренбург на Шпицбергене, пароход у берега и белый медведь на льдине. Над рисунком помещена рекламная надпись: «В Норвегию, на Шпицберген и к вечным льдам — с полярным путешественником В. Баде, капитаном в отставке. Висмар на Балтийском море».

Карточки Баде выпущены только одного типа. Приобрести их можно было лишь у обер-стюарда на судне. Слева от служебной надписи наклеивали одну из марок Баде. Для гашения марок применяли особые штемпеля с обозначением географического пункта (по кругу) и даты (по центру). В филателистических исследованиях приведены следующие шесть типов этих штемпелей (фиолетового и синего цвета):

Шпицберген — Северное побережье; Шпицберген — Смеренбург; Шпицберген — Магдаленен-Бай; Шпицберген — Айсфиорд; Медвежий остров Северного Ледовитого океана; Северный Ледовитый океан — 80° сев. широты.

Чтобы погашенные карточки Баде могла принять к пересылке регулярная почта, в первом же порту необходимо было проштемпелевать предварительно наклеенную справа почтовую марку Норвегии. Чаще всего это происходило на почтамте города Хаммерфеста.

В последние годы возрос интерес коллекционеров к предшественникам парных полярных марок, и а частности к локальным маркам Шпицбергена на конвертах.

Е. Сашенков