an image
Поиск
Это интересно

Марка - причина заговора

Вскоре после появления синей марки стоимостью в 2,5 анна в Британской Индии был открыт крупный заговор. Когда английская колониальная полиция начала выяснять его причину, то оказалось, что выступление готовилось из-за... новой марки, на которой слон был изображен настолько безобразно, что его можно было принять скорее за свинью. Такое изображение священного животного оскорбило религиозные чувства местных жителей и вызвало их возмущение. Колониальные власти поспешили немедленно изъять злосчастную марку из обращения.

Анонс


Условность или иллюзорность?

Читатели знакомы со статьей Э. Вальдмана «Почтовая марка как предмет изобразительного искусства». Вопрос, который поднимает автор, очень своевременный и важный. Качество почтовых марок — проблема номер один для наших художников и полиграфистов. Это, как говорится, кровное дело и тех, кто марки собирает.

В откликах на статью Э. Вальдмана читатели, в основном поддерживая автора, упрекали его за излишнюю «научностью языка, неясность определений. Но ведь это не вина статьи. Вряд ли кто будет оспаривать тот очевидный факт, что в советской филателистической графике (да и в филателии) пока отсутствует общая определенная, четкая и устойчивая терминология. Это забота искусствоведов, художников и, конечно, читателей, К сожалению, мы до сих пор не знаем мнения тех читателей, кому статья адресована лично: мнения работников Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой «платы.

Редакция считает необходимым продолжить этот принципиально важный разговор.

Вышедшие в 1966 году две марки С. Поманского— золотисто-зеленая и серебряно-красная (по скульптуре А. П. Кибальникова «В. И. Ленин — мыслитель») — несомненная удача талантливого художника. Выполнены они в мягкой, «бархатистой» манере. Художник-график, воспроизводя мрамор, моделирует его тенями, полутенями, и рефлексами, тонами и полутонами. Такую стилистическую манеру в изобразительном .искусстве часто называют живописной.

Иную манеру мы видим в серии марок 1965 года художника В. Завьялова из истории отечественной почты. Для них характерны четкость, чертежность, контурность, ограниченность каждого элемента формы, ровная залитость цветового пятна. В отличие от «живописных» марок Поманского, эти семь марок Завьялова откровенно графичны. Вместе с тем Завьялову не чужда и противоположная манера, мы будем называть ее «иллюзорной», хотя бы в его же юбилейной почтовой серии 1958 года.

Отметим еще одну разницу между упомянутыми марками Поманского и Завьялова, которая заключается не в манере, а в композиции. Марки с изображением В. Й. Ленина просты, лаконичны, броски, они, как говорят художники, «легко читаются». Наоборот, марки с изображением технических средств русской и советской почты — несколько загромождены, пестры, внимание зрители дробится, обилие изобразительной информации не всегда завязано в соответствующие зрительные узлы — предметные, линейные, колористические. Так что если по манере работы Поманского и Завьялова, соответственно иллюзорно-живописные и условно-графические, то и по композиции они достаточно противоположны.

А теперь посмотрим свою коллекцию почтовых марок СССР, представим себе необъятное разнообразие мировой филателистической графики, насколько это возможно, конечно.

Одни марки (имеется в виду изображение) — условные. Другие — иллюзорные. Третьи — то или иное сочетание обоих стилистических принципов. В зависимости от тематики и размера, национальной традиции данной страны и индивидуальных склонностей художника, времени выхода марки или серии в свет, изобразительные приемы миниатюрной графики, цвет и рисунок, композиция и колорит претерпевают самые различные и подчас неожиданные изменения.

Возможности же для создания оригиналов, которыми распоряжаются при этом графики-марочники, поистине безграничны: линия и пятно, чертеж и фотомонтаж, тушь и акварель, гравюра на дереве и печать на алюминиевой фольге и т. д.

Только один пример. На одной из марок киносерии 1965 года—«Броненосец Потемкин» — мы видим сочетание черно-белой фотографии, кинокадра и экспрессивно-пятнового языка киноплаката, условного, броского по цвету, что создает особое, «кинематографическое» очарование, оптическую насыщенность, зрительное богатство этой лаконичной миниатюры (художник И. Мартынов).

Разобраться в этом эстетическом мире — не просто. Отметим сразу же несколько бесспорных и ключевых положений.

Первое. Филателистическая графика в большинстве случаев тяготеет именно к условности, является условной, а не иллюзорной. Условность, «ограниченность» изобразительного языка — ее коренная черта. В то же время это нужно понимать не как обязательное правило и нерушимый закон, но как общую тенденцию.

И второе. Советская почтовая марка последнего десятилетия становится все более условной и лаконичной, все менее иллюзорной и загроможденной. Причем происходит это в соответствии с аналогичными процессами в современной большой графике, плакате, декоративно-прикладном искусстве, станковой и монументальной живописи. Но в отличие от этих более удачливых видов изобразительного искусства изживание прошлого, ремесленного копиизма и орнаментальных излишеств как раз в филателистической графике, несмотря на общие сдвиги и отдельные удачи, все еще идет медленно. Прилизанно-парикмахерская «красивость» «стиля», неоакадемические, псевдоклассицистические и безвкусно-эклектические композиционные нагромождения все еще давят на маленький и скромный знак почтовой оплаты.

Пропагандируя и защищая условность, мы отнюдь не умаляем иллюзорность, не трактуем ее как вялый копиизм, но находим ей свое естественное место. В серии 1963 года «Уральские самоцветы», состоящей из шести марок художника Н. Круглова, точность воспроизведения формы и цвета драгоценных и полудрагоценных камней, удачно подобранный фон, печать на мелованной бумаге и лаковое покрытие подчеркивают природные богатства нашей Родины. Такого рода «натурализм» можно только приветствовать.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Надпечатки на марках Германии

Советская зона, июнь — июль 1948 г.

Почтовый округ 3 Берлин

К почтовому округу 3 Берлин относился советский сектор Большого Берлина. Надпечатки на марках производили 56 почтамтов и почтовых отделений. Для этого они использовали 140 штемпелей, из которых 23 с латинским шрифтом. Резиновых штемпелей было 3 (Берлин — Хохеншенха-узен — 2 типа и Берлин — Кепеник). Цветной краской сделаны такие надпечатки: фиолетовой — Берлин 55, Берлин—Кепеник и Берлин—Нидер-шеневайде, Берлин—Хохеншенхаузен, красной — Берлин—Кепеник. Наиболее редкие — Берлин W 8а, Берлин 16h, Берлин N 54а, БерлинМюг-гельхейм. Встречается много фальшивых надпечаток, которые сделаны поддельными штемпелями, а также и настоящими, но не применявшимися для надпечаток или изготовленными позже. Наиболее искусно изготовлены фальшивые надпечатки — Берлин 4, 7, 8, 17, 25, 54, 66, 92, 113, 115, Берлин — Баумшуленвет, Берлин — Бонсдорф, Берлин — Каров, Берлин — Каульсдорф, Берлин — Лихтенберг. Их порой трудно отличить от подлинных.

Кроме марок, были надпечатаны и маркированные открытки —10 пф. (2523 шт.), 12 пф. (8600 шт.] и 30 пф. (446 шт.).

Почтовый округ 14 Дрезден

К почтовому округу 14 Дрезден относилась вся Восточная Саксония. В него была включена также часть бывшего почтового округа Бреслау. К. 1948 г. все контрольные штемпеля заменили новыми — с номером 14. Здесь не встречаются штемпеля с номерами других почтовых округов. В почтовом округе 14 право делать надпечатки на марках было предоставлено 101 почтамту. Однако этого права не использовали Дрезден А7, Вайнбела, Дюррерсдорф и Зиебен-лен. Некоторые почтамты производили надпечатки штемпелями подчиненных отделений.

Использовались штемпеля 268 типов, из которых 87 — с латинским шрифтом. Резиновых штемпелей было 17.

Фиолетовые надпечатки — Дрезден А19, 20, 23, 24, 26, 29, 32, 36, 42, 43, 47, 50, А 53, Баутцен 1, 2, 3, Вайсевассер, Вайссенберг, Вильсдруфф, Готтлёйб, Золанд, Лёбау, Нойхаузен, Нойкирх, Нойзальц — Шпремберг, Ниедеркуннерсдорф, Ниедеродервитц, Оберкуннерсдорф, Риечен, Ротенбург, Руланд, Хорка, Ширгисвальде;

Красные — Дрезден 3, 20, А26, 36, Диппольдисвальде, Ннедерзед-литц.

Полные серии с красной надпечаткой существуют только со штемпелем Диппольдисвальде.

Почтамты Ниески и Руланд надпечатывали марки штемпелем «а14», не указывая города. Обе надпечатки — фиолетовые.

Наиболее редкие надпечатки — Дрезден 41, Бергтиссхюбель, Гросс-Зер-хен, Лауенштейн, Лиебштадт, Пипль-ннтц, Приестевитц — Ланд, Торно, Франценштейн. Шлейфе. Часто встречаются фальшивые надпечатки— Дрезден А15, 21, 25, 44, 53, 54, Банневитц, Граупа. Они выполнены настоящими штемпелями, которые, однако, для надпечаток не применялись.

На почтамте Ниедерзедлитц по частной инициативе большой цифрой 76 (она расположена в круглой рамке) было надпечатано сто серий (по одному листу). Чтобы легализовать эту надпечатку, 10 серий направили в Главную почтовую дирекцию в Дрезден, которая отказалась признать ее законной. Эти марки — спекулятивный выпуск. Филателистической ценности они не представляют. Необходима экспертиза следующих надпечаток — Дрезден 6, А19, 26, А39, Баутцен, Видннтц, Герлитц, Геррнхут, Майссен, Мускау, Пирна 3, Риеза, Фрейберг, Циттау, Эйбау. Среди них встречаются фальшивые. Были надпечатаны и маркированные открытки — 10 пф. (7689 шт.), 12 пф. (88757 шт.) и 30 пф. (2121 шт.). Кроме того, известны надпечатки на открытках службы розыска родственников, хотя знак оплаты не них нельзя считать маркой в обычном понятии. В большинстве случаев эти открытки без всяких надпечаток с 24.6 по 10.7 1948 г. продавались на новые денежные знаки.

Почтовый округ 16 Эрфурт

В почтовый округ 16 Эрфурт была включена Тюрингия. Во время денежной реформы на марках, имевшихся здесь, надпечатаны названия 186 почтамтов и почтовых отделений. Надпечатки сделаны штемпелями 297 типов, из них с латинским шрифтом 27

штемпелей. Резиновых штемпелей было 2 (Мойзельвитц 2 типа). В Мойзельвитце и Мюльхаузене надпечатки выполняли еще и нумератором, которым проставляли дату и порядковый номер.

Фиолетовая краска применялась для надпечаток в Бойрене, Бад Зуль-це, Бланкенхайке, Вайде, Вингероде, Гейемаре, Гераберге, Грёфенроде, Гроссхерингене, Готе, Киндельбрюке, Лойтенберге, Лиебен штейне, Лобен-штейне, Мойзельвитце, Роттенбахе, Удере, Финстербергене, Фридрнхсро-де, Хайлигенштадте, Швейке, Штейн-баке; красная — в Вайде, Грефенро-де, Зупе, Крафтсдорфе, Мюльхаузене 2, Фридрихсроде, Хайпигенштадте и Эрсхаузене.

Встречаются марки в парах, на каждой из которых сделана надпечатка другим штемпелем. Например, 16 Удер /16 Вингероде; 16 Гейсмар/ 16 Бойрен.

Редкие надпечатки — Дорнбург, Ге-фелль, Ниедерпелльннтц, Роттенбах, Фрёттштедт, Харра. Часто встречаются такие фальшивые надпечатки — Альтенбург, Арольда, Бад Зульца, Веймар, Гера, Заальфельд, Зоннеберг 1, Иена, Кала, Катцхютте, Мейнинген, Мойзельвитц, Оепьце, Шварцбург, Швейна. Сделаны надпечатки и на маркированных открытках—10 пф— 375 штук, 12 пф.— 38675 штук и 30 пф. — 364 штуки. Были надпечатаны и открытки службы розыска родственников.

Почтовый округ 20 Галле

В 1945 г. в почтовый округ 20 Галла был включен почтовый округ 29 Магдебург. Отдельные почтамты этого округа, желая ускорить работу, применяли для надпечаток изъятые из употребления старые штемпеля с номером 29. Например, 20 Дессау 1 и 29 Дессау 1, 20 Зальц-ведель и 29 Зальцведель и другие. Поэтому а округе 20 имеются надпечатки с номером 29. Право производить надпечатки было предоставлено 154 почтамтам. Однако 8 этим правом не воспользовались. Остальные 146 применяли для надпечаток не только свои, но и штемпеля подчиненных отделений. В округе существовало 264 различных штемпеля с номером 10 (из них 87 с латинским шрифтом) и 51 штемпель с номером 29 (из них 17 с латинским шрифтом). В округе 20 был использован один резиновый штемпель, две надпечатки сделаны нумератором. Существует еще 9 надпечаток с цифрой 2°. Она изготовлена так. В номере 29 у цифры 9 удалена нижняя часть. Таким путем была сделана попытка привести в соответствие номера штемпелей с номерами почтовых округов. Подобные надпечатки выполнены в Акене, Грёнингене, Кведлинбурге, Кётене, Мёкерне и Рагуне. Причем в Грёнингене штемпель «исправлен» после того, как было сделано несколько надпечаток штемпелем с номером 29,

Фиолетовые надпечатки производились на почтамтах — Бад Шмиедеберг, Барлебен, Боквитц, Бург, Зандерслебен, Зеехаузен, Кальбе, Магдебург, Ошерслебен, Эльстерверда (округ 20), Арендзее, Дрейлебен, Зоммерсдорф, Эркслебен (округ 29); красные — Барлебен, Претч; сине-черные — Ошерслебен и зеленые — Претч.

Стоит отметить, что надпечатка 20 Магдебург черного цвета более редкая, чем фиолетовая. Некоторые надпечатки интересны тем, что в них нет названия почтамта. На марке оттиснут только номер округа. Такие надпечатки были сделаны в Биедеритце, Гроееоттерслебене и Магдебурге (11 типов). Существуют пары марок с разными надпечатками. Например, 20 Шохвитц /20 Ердеборн; 20 Пёзен/ 20 Эпьстер-верда. Наиболее редкие надпечатки — Гютерглюн, Ройтцш, Штёкхайм, Эленд. Фальшивые надпечатки сделаны штемпелями, не бывшими в употреблении, — Вольмирштедт, Герсбах Зальцведель 1, Кведибург, Кетен, Лютер штадт Эйслебен. Часто встречаются такие фальшивые надпечатки — Биттерфельд, Брена, Вегелебен, Галле, Гарцгероде, Кпейнванцлебен, Магдебург, Мерзебург, Остервиек, Ошерслебен, Претч, Росслау, Халь-берштадт, Хеггштедт, Хольцвайссиг, Шёнебек, Штассфурт, Штендаль, Цайтц. Были надпечатаны и маркированные открытки — 10 пф. (1230 шт.), 12 пф. (201399 шт.) и 30 пф. [403 шт.), а также открытки службы розыска, на которых больше всего надпечаток округа 20.

Почтовый округ 27 Лейпциг

Почтовый округ 27 Лейпциг, ликвидированный в 1934 г., в 1946 г. был восстановлен и в него включили почтовый округ 41 Хемниц. Территориально округ 27 совпадал с Западной Саксонией.

К 1948 г. крупные почтамты бывшего округа 41 применяли еще старые контрольные штемпеля с номером 41, в то время как небольшие почтовые отделения уже были снабжены новыми штемпелями с номером 27. Правом надпечатки воспользовались 51 почтамт в округе 27 и 77 почтамтов бывшего округа 41. Для надпечаток в округе 27 был использован 231 штемпель, из них с латинским шрифтом 78. Резиновых штемпелей было 3, нумераторов — 2. В бывшем округе 41 было использовано 184 штемпеля, из них с латинским шрифтом 2.

Надпечатки фиолетовые — Хемниц (22 отделения), Бёлитц—Эренберг, Беренвальде, Калленберг, Мариеней, Нерхау, Оттендорф, Пегау, Рёрсдорф, Рёта, Рохлитц, Туле (округ 27) и Хемниц (3 отделения); красные — Лейпциг 3, 15, Лейсниг (округ 27) и Нойдорф (округ 41) и синие — Лейсниг. Почтамт Лейпциг 1 делал надпечатки штемпелем без номера. Штемпель фиолетовый, резиновый, известен только на марке № 1156. Аналогичный штемпель применялся и на почтамте Лейпциг 21. В Хартмэннсдорфе и Хольцхаузене названия почтамтов на марках не отпечатывались. Почтамт Мееране на каждые 4 марки ставил служебную печать фиолетового цвета (только на марке № 1156). На почтамте Шварценберг—Нейвельт, кроме контрольного штемпеля, ставился еще один с цифрой 12 красного или фиолетового цвета. Он встречается на марке № 1160. Всего было надпечатано 15 листов (по 100 штук). Наиболее редкие надпечатки—Адорф Эрцгеб, Беренвальде, Бобеннойкирхен, Верда, Затцунг, Кемтау, Коттенгрюн, Куннерсдорф, Леукергдорф, Мипьденау, Поссек, Цвота, Эбмат. Фальшивые надпечатки выполнена штемпелями, изготовленными позже или не бывшими в то время в употреблении,—Адорф, Ауэрбах, Глаухау, Лангенбернсдорф — Вердау, Ленгенфельд, Лобштедт—Борна, Нойкирхен, Райхенбах, Цвиккау. В экспертизе нуждаются надпечатки: Лейпциг 9, 22, 24, 25, Ауэ, Гашвитц, Нойкирхен, Тауха, Хемниц, Хонштедт, Энгепьсдорф (округ 27), Хемниц, Бад Эльстер, Глаухау, Нечкау, Ппауэн, Райхенбах, Тройен, Цвиккау, Шварценберг (округ 41). Среди них немало искусно изготовленных фальшивок.

Были надпечатаны также и открытки: округ 27—10 пф. (8690 шт.], 12 пф. (11047 шт.) и 30 пф. (623 шт.), округ 41 — 10 пф. (161 шт.), 12 пф. (3701 шт.) и 30 пф. (245 шт.).

Почтовый округ 36 Потстдам

Почтовый округ 36 Потсдам расположен на территории Бранденбурга. Марки надпечатывались контрольными штемпелями 171 почтамта и почтового отделения. Всего использовалось 240 различных штемпелей, из которых 123 были с латинским шрифтом. Резиновых — 22. Фиолетовая краска для надпечаток применялась на почтамтах — Барут, Бернау, Борним, Бранд, Брюк, Вальтерсдорф, Вандлитц, Вердер, Вернойхем, Вустермарк, Гроссбеерен, Гросс—Кройтц, Креммен, Лаутаверк, Лёвенберг, Меркиш—Бухгольц, Михендорф, Нойцелле, Петерсхаген, Потсдам—Бабельсберг 1, Рейнсберг, Рюдерсдорф, Тройенбритцен, Шведт, Шёнейхе, Шипкау, Шёнвельде, Штансдорф, Це-деиик, Цеперник, красная — Вердер, Вриецек, Шёнвальде; синяя — Потсдам — Бабельсберг 1. Наиболее редкие надпечатки — Альтенгоф, Блюменхаген, Зейлерсгоф, Люботц, Маркекталь, Треббин. Фальшивые надпечатки сделаны штемпелями, не бывшими а употреблении или изготовленными позднее — Ангермюнде, Боргсдорф, Гроссрешен, Иоахимстапь, Кольквитц, Саармунд, Фридрихсхайн, Форст, Штребитц, Эберсвальде. Необходима экспертиза следующих надпечаток — Альтеигоф, Бад Сааров, Биркеквердер, Вильдау, Виттенберге, Бустерхаузен, Капут, Коттбус, Кёнигс—Вустерхаузен, Михендорф, Потсдам, Финстервапьде, Шпремберг, Штраусберг. Среди них много подделок.

Почтамт НойПетерсхайн, кроме своего штемпеля, использовал для надпечаток штемпель «35 Зульмиршютц», который попал сюда во время войны. Надпечатка этим штемпелем существует на марках №№ 1157— 1166, 1168, 1171 и 1125, 1128, 1147, 1149.

Надпечатки на открытках—10 пф. (5932 шт.), 12 пф. (76282 шт.), 30 пф. (123 шт.). Известны надпечатки и на открытках службы розыска.

Почтовый округ 37 Шверин

В 1945 г. к почтовому округу 37 Шверин, расположенному на территории Мекленбурга, была присоединена часть бывшего почтового округа 38 Штеттин. К 1948 г. еще не все почтамты бывшего округа 38 были снабжены новыми контрольными штемпелями с номером 37. Поэтому существует значительное количество надпечаток со старым номером округа (38). Некоторые почтамты, например Грейфсвальд, использовали для надпечаток как новые (37), так и старые (38) контрольные штемпеля. В округе 37 сто три почтамта для надпечаток применяли 160 контрольных штемпелей, из них с латинским шрифтом— 38, резиновых — 12, нумераторов— 5. В округе 38 использовались 29 штемпелей 16 почтамтов. Два штемпеля были с латинским шрифтом. Надпечатки фиолетового цвета— Альбек, Бютцов, Зарин, Гиойен, Загард, Нойклостер, Нойхауз, Нейштэдт—Глеве, Пенцлин, Плау, Рибнитц, Тетерев, Узедом, Херингсдорф, Штавенхаген; красного — Барт; синего—Гнойен, Шёнберг. Почтамты Альтенкирхен, Бютцов, Варин, Нойхауз, Узедом и Херингсдорф надпечатки делали резиновым штемпелем. Название почтамта на нем заключено в прямоугольную рамку.

На почтамте Штернберг для надпечаток использовался также треугольный штемпель с цифрой 37. Этот штемпель обычно применяется для оформления почтовых отправлений наложенным платежом. Наиболее редкие надпечатки — Випперов, Оертценгоф, Трент. Рекомендуется проводить экспертизу таких надпечаток — Анклам, Бинц, Бютцов, Грабов, Дассов, Деммин, Заснитц, Зеллин, Казенов, Лойтц, Тантов, Циерцов, Шверин. Среди них немало искусно выполненных фальшивок. Были надпечатаны и открытки — 10 пф. (151 шт.), 12 пф. (37014 шт.) и 30 пф. (245 шт.), а также открытки службы розыска.

В заключение несколько слов о так называемых «фальшивках Клейне». Западноберлинский «фальшивомарочник» Клейне был привлечен к уголовной ответственности. При обыске у него обнаружили контрольные штемпеля 3 Берлин 17 (три типа), 3 Берлин 113, 3 Берлин 8, 41 Оепьснитц, (Эрцгеб) 1,16 Мейнинген, 29 Ейслебен, 20 Остервиек, 38 Заснитц, 20 Ашерслебен, 16 Гоесснитц, 16 Оельце, 38 Анклам, 20 Росслау, 36 Капут. Этими штемпелями он изготовлял фальшивки. Поэтому нужно быть особенно осторожным, приобретая маркие указанными надпечатками.

Мы рассмотрели особенности надпечаток каждого из почтовых округов, существовавших в 1948 г. на территории бывшей Германской Демократической Республики. Всего известно около 2000 различных штемпелей примерно с 1100 названиями почтамтом и почтовых отделений. Полная коллекция марок с перечисленными надпечатками должна состоять примерно из 30000 штук. Поэтому перечислять все надпечатки в одной статье невозможно. Тут рассказано о наиболее типичных надпечатках. Об остальном можно узнать из специальной литературы. Значительный интерес представляют подобные надпечатки на письмах. При этом надо учесть, что марки с надпечатками находились в обращении на всей территории бывшей ГДР, а не только там, где они были выполнены. Поэтому иногда на письме штемпель почтамта отправления не сходится с названием почтамта на марке. Марки периода денежной реформы могут о многом рассказать. Они — свидетели рождения Германской Демократической Республики.

Н. Владинец