an image
Поиск
Это интересно

Вопрос:

У меня есть марки стран, названия которых я пока еще не знаю. Вот одна из них. На ней такие надписи: «Fiume», «FrancoBollo postale per giornale». На этой марке нарисован корабль. Ее размеры 4 × 4,5 мм.

Эксперт:

Это — газетная марка. Она выпущена в 1920 г. в г. Фиуме (Рьека). Город Фиуме принадлежал Австро-Венгрии. По Раппальскому договору 1920 года был создан вольный город Фиуме. Но в 1924 г. по Римскому договору он был присоединен к Италии. С 1 апреля 1924 г. в Фиуме использовались итальянские марки. В 1947 году этот город присоединен к Югославии. Называется он теперь Рьека.

Анонс

Советские почтовые тарифы. РСФСР 1918-1923

15.8.1921

Бесплатная пересылка простых писем, введенная в самый напряженный период иностранной интервенции и Гражданской войны, безусловно, сыграла свою положительную роль. Но с окончанием Гражданской войны политика военного коммунизма, которую проводило в 1918—1920 гг. Советское государство, исчерпала себя. X съезд РКП(б), состоявшийся в марте 1921 г., принял решение о переходе к новой экономической политике — нэпу. Основой социалистической экономики становился хозрасчет, самоокупаемость. В соответствии с этим Наркомпочтель вновь ввел с 15 августа 1921 г. платность всех почтовых отправлений и отменил различные льготы на пользование услугами почты, существовавшие в период Гражданской войны. С того же дня, согласно декрету Совета Народных Комиссаров СССР от 1 августа, устанавливались новые, шестые советские почтовые тарифы:

почтовая карточка — 100 руб.;

простые закрытые письма:

местное, за каждые 4 лота или часть их — 100 руб.;

иногороднее, за каждые 15 г или часть их — 250 руб.;

дополнительный сбор за заказ — 1000 руб.

Эти три достоинства —100, 250 и 1000 руб.— стали основными при выборе номиналов для последующих выпусков советских марок. Однако новые знаки оплаты нужных достоинств к 15 августа еще не были готовы, и почта могла оказаться в трудном положении. Выход был найден. Наркомат почт и телеграфов распорядился срочно выпустить в продажу сберегательные и контрольные марки дореволюционной России из расчета по 250 руб. за штуку, независимо от номинала. Разрешалась также оплата заказных отправлений наличными деньгами. Часто на конверт накладывался доплатной штемпель, куда от руки вписывалась стоимость пересылки письма.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Почтовая марка как предмет изобразительного искусства

ЭМБЛЕМА — пожалуй, один из наиболее распространенных видов символического изображения. Гербы, знаки, эмблемы разнообразных международных и спортивных организаций и конгрессов, флаги государств, геральдика профессий и учреждений — всего этого на почтовых марках так много, что можно было бы написать объемистое монографическое исследование по филателистической геральдике. Классический тип чисто эмблемной геральдической марки — целое филателистическое море русской земской почты, обычные сюжеты марок которой — гербы городов и губерний необъятной России.

На почтовой марке следует отличать два типа эмблем: изображение соответствующих «эмблематических» предметов (ордена, медали, значки и т. п.) и собственно марки-эмблемы с оригинальными рисунками. К последним, например, относятся марки РСФСР 1921—1922 гг. с рисунками эмблем рабочего и крестьянского труда или с рисунком руки рабочего, сжимающей молот, и с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (N2 36). Марки «золотого» стандарта с изображением шадровских скульптур — рабочего, крестьянина, красноармейца также в какой-то степени были эмблемными.

В первый раз красный флаг и красная звезда, «красный цвет моих республик» (В. В. Маяковский), сверкнули на советских почтовых марках в 1928 и 1938 гг. (10-летие и 20-летие Красной Армии). Цвет — это тоже эмблема, символ; так же, как рисунок, цвет имеет и свой политический подтекст.

Сегодня на нашей почтовой марке мы видим едва ли не все мотивы и формы нашей эмблематики: политической — государственной и партийной, военной, трудовой, культурной, спортивной и проч. Так и должно быть: эмблемы народа и державы — священные, дорогие сердцу каждого человека символы нашей любви к своей Родине, нашей великой и вдохновенной устремленности в будущее, и они должны быть распространены и размножены в миллионных и миллиардных количествах экземпляров — по всей стране, по всему миру. Новой высокохудожественной эмблемой стало барельефное изображение профиля В. И. Ленина на занавесе зрительного зала Кремлевского Дворца съездов, исполненное ленинградским художником А. А. Мыльниковым. Вскоре оно появилось и на почтовой марке «XIV съезд ВЛКСМ» (худ. И. Левин, 1962 г.).

Компонуя эмблемную марку, художник должен учитывать «игру» формата самой эмблемы с форматом и рамкой марки. Как это делается — см., например, серию «Медали СССР» 1946 г., особенно гравированный III выпуск (№№ 1100—1107), где мудро и изящно согласованы форматы и размеры самой медали, овала рамки и вертикального прямоугольника марки (художники — А. Мандрусов и И. Михеев). Специальные средства печати — например, гравюра на металле — усиливают элемент декоративно-прикладного искусства в филателистической графике.

В то же время явно мало удачны, лишены фантазии, находок наши эмблемы атомные и космические: сказывается недостаток научно-технических знаний у художников ... Что, например, дают уму и сердцу такие вялые, неинтересные, не новые, скорее похожие на незатейливую спичечную этикетку, чем на зрительно сложную, богатую, насыщенную изобразительной информацией почтовую марку, эмблемы атома и космоса, какие мы видим в серии «Атомная энергия в мирных целях» (худ. И. Левин, 1962, №№ 2765—2766)? Все вышесказанное относится и к рисункам специальных штемпелей гашения.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ и АЛЛЕГОРИЯ — следующие, более высокие, т. е. более изобразительные, «картинные» ступени символического. Олицетворение — это символ в виде человеческой или фантастической фигуры или фигуры животного. Аллегория — это символ в виде сюжетной сцены. Таковы, например, трудовые олицетворения «жнец» и «сеятель» худ. Г. Пашкова на его марках из серии 1923 г., посвященной Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (№№ 107, 108). Аллегорию можно видеть и на марках «5-летие Великой Октябрьской социалистической революции» (№№ 56—60), где художник И. Дубасов изобразил рабочего, высекающего на камне юбилейную дату. Здесь традиции нашей филателистической графики прямо связаны с традициями русского революционного символизма и революционного романтизма А. М. Горького и В. В. Маяковского, с рисунками, барельефами и скульптурами, осуществленными советскими художниками в первые годы революции по ленинскому плану монументальной пропаганды.

К сожалению, необходимо отметить, что в дальнейшем в нашей почтовой марке (как, впрочем, и в нашем плакате) нарастали черты вяло-академической и эклектико-архаической символики и терялись, забывались демократические и современные черты революционной символики двадцатых годов.

Особый раздел олицетворений и аллегорий — воспроизведение на марках скульптурных монументов, памятников, символических фигур и групп. Таковы скульптуры И. Д. Шадра, неоднократно уже упоминавшиеся, знаменитая группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», фигура «Советский воин-освободитель» Е. В. Вучетича. Обращение к скульптуре вполне естественно. Но при этом не следует забывать, что, во-первых, такое обращение не должно парализовать собственные поиски, творческую фантазию художников-графиков почтовых марок и, во-вторых, пропагандироваться в первую очередь должно самое лучшее, наиболее популярное.

Начало космической эры застало наших художников-марочников буквально врасплох. И именно в плане космической символики. Марки плакатного типа оказались начисто лишенными современных олицетворений и аллегорий, то есть поэзии, романтики, фантазии, звездной символики. А разве не лучше было бы, если вместо приевшихся схем астронавтики и ракетной техники без людей мы увидели бы на очередной звездной марке тех же «Покорителей космоса» А. А. Дейнеки — юных, динамичных, интеллектуальных или «Новую планету» К. Ф. Юона — с ее революционной романтикой, или «Космические фантазии» А. Соколова? Да, работа над олицетворением и аллегорией требует специального таланта, немалых знаний, особой образной и интеллектуальной культуры.

ОБРАЗ-СИМВОЛ — это лишенное условности, реалистическое изображение фигуры, головы, здания и т. п., которое, благодаря его обобщенности и особой важности, приобретает значение всеобщего символа, прежде всего политического — государственного и партийного. Главные образы-символы филателистической графики — изображения трудящихся нашей страны: от рабочего, крестьянина и красноармейца на первых стандартных выпусках РСФСР и СССР до шахтера, моряка, летчика, колхозницы, ученого, солдата, сталевара, инженера на последующих стандартных выпусках СССР. Миллиарды миниатюр с этими эпохальными изображениями утверждали на земле честь, славу и достоинство советского трудового человека, демократизм и миролюбие первого в мире государства трудящихся. Вместе с тем вызывает удивление и тревогу тот факт, что в последнем, 10-м стандартном выпуске В. В. Завьялова, имеющем почтовое хождение в наши дни, эти традиционные образы-символы почти совершенно исчезли, за исключением оставшегося на марках лишь одного комбайнера.

Образы-символы — Спасская башня Московского Кремля, Красная площадь в Москве, Кремлевский Дворец съездов и многие другие пронизывают буквально всю советскую филателистическую графику. Они не только образы конкретных людей, зданий, городов, но и символы, знаки нашей государственности, зримые и предметные святыни Родины. Вместе с многочисленными изображениями наших заводов, колхозных и совхозных полей, гидроэлектростанций и каналов, музеев и академий, вместе с портретами писателей и ученых, героев революционного движения и героев Гражданской и Великой Отечественной войн, школьников и пионеров, воинов и моряков они составляют зримый и предметный эпос великой страны. Требования, которые мы предъявляем к маркам с образами-символами, ясны и однозначны: отражать коренное, фундаментальное в нашей жизни, духовной и материальной; выбирать для воспроизведения на почтовой марке такие предметы, фигуры, лица, здания, картины, монументы, которые говорят о народе, Родине.

Э. Вальдман