an image
Поиск
Это интересно

Самую дорогую в мире открытку, как указывали в свое время французские газеты, нарисовал Бугеро. Известный парижский банкир Ротшильд однажды обратился к художнику с просьбой изобразить какой-нибудь сюжет на открытке, которую финансист собирался послать своей племяннице, завзятой собирательнице. Бугеро охотно выполнил просьбу банкира. На следующий день он прислал ему почтовую открытку с рисунком и... счет на 5000 франков. Ротшильд заплатил по счету, но больше уже открыток художнику не заказывал.

Анонс

Ступени неба

Когда над нами, оставляя за собой гул, проносится современный воздушный лайнер, невольно думаешь о том, как мало у него лишних, тормозящих полет частей. В течение восьми десяти двух лет самолет приобретал свой теперешний облик. И почтовые марки, подобно документальной киноленте, зафиксировали все стадии роста.

1885 год. Наш соотечественник — моряк А. Ф. Можайский впервые в мире построил самолет и испытал его в непродолжительном полете. На марке, выпущенной в СССР в 1963 году в серии «Русские деятели авиации» изображен портрет А, Ф. Можайского и достаточно точно— первый самолет-моноплан в полете.

1895 год. Первый полет планера. Его построил и испытал немецкий инженер Отто Лилиенталь. Портрет конструктора-испытателя и изображение планера-биплана мы видим на марке, изданной в Германии в 1934 году. Однако художник, автор марки, допустил грубую ошибку. Он нарисовал планер в полете, но... без летчика. Планер Лилиенталя был, так называемый, «балансирный», где летчик удерживался, опираясь локтями о центральную часть нижнего крыла, ноги при этом он вытягивал вперед для того, чтобы сместить центр тяжести всего аппарата. В 1896 году О. Лилиенталь погиб во время одного из своих экспериментальных полетов.

1903 год. Американцы братья Райт построили и успешно облетали свой первый самолет — биплан. Кстати, его прообразом был планер Лилиенталя. Самолету Райтов посвящено две марки США и одна государства Сан-Марино. На марке, вышедшей в США в 1953 году, изображен самолет братьев Райт в полете.

Путь развития авиации, предложенный Можайским, в ту пору не был использован. Однако уже через 10 лет после полетов братьев Райт, моноплан, изобретенный русским конструктором, стал успешно конкурировать с бипланом и через 45 лет почти полностью вытеснил его,

1909 год. Первой существенной победой моноплана был перелет французского летчика Луи Блерио через Ла-Манш. Самолету Л. Блерио посвящена одна французская марка и надпечатка авиационной почты на ряде марок французских колоний, в частности, на марках Туниса. На лиловой марке, достоинством 2 франка 25 сантимов, выпущенной во Франции в 1939 году, изображен маршрут перелета моноплана «Блерио — XI» с мотором мощностью 25 л. с. Скорость этой машины была около 70 км/час.

1912 год. Перед первой мировой войной аэропланы появились во многих странах. Их скорость не превышала 90—95 км/час, мощность двигателя достигала 100 л. с. Один из таких монопланов типа «Этрих-Таубе» изображен на норвежской марке, выпущенной в 1962 году в честь 50-летня первого полета в Норвегии.

1913—1918 годы. Первая мировая война дала толчок развитию самолетостроения. Возросла мощность двигателей. Увеличилась численность машин. Однако общий их вид мало изменился. Разве только фюзеляж стали затягивать со всех сторон материей и его форма получалась более обтекаемой. В качестве примера авиационной техники тех времен можно привести двухместный австрийский биплан-разведчик «Лонер-Даймлер». Он изображен на австрийской марке, вышедшей в 1918 году в серии, посвященной вооруженным силам Австро-Германского военного блока. На марке Боливии, выпущенной в 1920 году в честь образования национального воздушного флота, мы видим еще один самолет периода первой мировой войны — французский одноместный моноплан «Моран-Сольнье», (скорость около 100 км/час). 1918—1920 годы. Молодая Советская Республика заново создавала авиационную промышленность. В 1922 году увидела свет первая советская марка на авиационную тему. Это лиловая почтовая миниатюра из серии «Голодающим». На ней — самолет-моноплан «Ньюпор-XV» с двигателем 80 л. с, развивавшим скорость до 150 км/час. Выпуск марки примерно соответствовал по времени первым рейсам советской авиапочты. Это были «летающие проволочные заграждения», отслужившие свой век в боях с белогвардейцами и интервентами.

В 1918 году, по указанию В. И. Ленина, создай Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ), Организатором и первым его научным руководителем был знаменитый русский ученый профессор Н. Е. Жуковский. Ему посвящено шесть советских марок, выпущенных в разное время.

Последняя из них — черно-голубая — достоинством в 16 коп. вышла в свет в 1963 году в серии «Русские деятели авиации». На марке — портрет Н. Е. Жуковского и схема аэродинамической трубы — основного инструмента экспериментальной аэродинамики.

1925—1928 годы. Новая веха в развитии авиации. В некоторых странах, в том числе и СССР, начинают применяться цельнометаллические конструкции, В ту пору были распространены самолеты-бипланы и полуторапланы со стойками и расчалками между крыльями. Одним из наиболее распространенных советских полуторапланов был цельнометаллический самолет конструкции А. Н. Туполева «АНТ-3», построенный в 1925 году. Самолет «АНТ-3»— двухместный. На нем устанавливался двигатель водяного охлаждения мощностью 450 л. с. Максимальная скорость этого самолета— 206 км/час. В 1927 году летчик С. А, Шестаков совершил на «АНТ-3» перелет Москва — Токио — Москва, «АНТ-3» изображен на двух советских марках. Они, достоинством в 10 коп., 15 коп., выпущены в честь 1-й Международной авиапочтовой конференции 1927 года. Другим известным советским полуторапланом был деревянный двухместный самолет конструкции Н. Н, Поликарпова «Р-5», Он имел двигатель водяного охлаждения мощностью 500 л. с. и развивал скорость до 229 км/час. Этот самолет филателисты могут увидеть на марке, выпущенной в 1935 году в честь спасения челюскинцев. На той же марке запечатлен портрет одного из спасателей челюскинцев. Героя Советского Союза Н. П. Каманина. Марка лиловая, достоинством 40 коп.

1929—1935 годы. Самолетостроители стали переходить на более совершенную схему моноплана со свободнонесущим крылом. Такая машина испытывает значительно меньшее сопротивление воздуха в полете, чем биплан. Еще в 1925 году был построен и успешно испытан двухмоторный, цельнометаллический моноплан «АНТ-4», названный «Страна Советов». На этом самолете летчик С. А. Шестаков в 1929 году совершил героический перелет Москва — Нью-Йорк. У «АНТ-4» было два двигателя по 500 л. с. каждый. Самолету посвящена марка, вышедшая а 1937 году в серии «Советские самолеты». Марка черно-серая, достоинством 50 коп. Кроме того, «АНТ-4» изображен на одной из марок, посвященных спасению челюскинцев. С 1934 года на авиалиниях началась эксплуатация двухмоторного «АНТ-9М», конструкции А. Н. Туполева, с двумя двигателями водяного охлаждения по 500 л. с. каждый. Самолет этот перевозил девять пассажиров со скоростью 235 км/час. Изображение «АНТ-9М» сохранилось на одной из пяти марок, серии «Гражданская авиация СССР», вышедшей в 1934 году. В 1934 году наша авиапромышленность создала восьмимоторный цельнометаллический самолет-гигант «АНТ-20» — «Максим Горький», в то время самый большой в мире Вот его некоторые технические данные: размах крыла 65 м, мощность всех двигателей 7200 л. с, максимальная скорость — 280 км/час. «Максим Горький» представлен на одной из марок серии «Советские самолеты» 1937 года.

1935—1948 годы. Самолетостроение развивается чрезвычайно, интенсивно. Конструкторы стремятся создать такую машину, которая испытывала бы минимальное лобовое сопротивление воздуха. Увеличиваются мощности двигателей. Во время Великой Отечественной войны советская авиапромышленность выпускала первоклассные боевые машины с двигателями водяного и воздушного охлаждения. В 1945 году в честь героических подвигов нашей авиации вышла серия марок. На них изображения истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. На почтовых миниатюрах достоинством в 1 руб. и 60 коп. — двухмоторный фронтовой бомбардировщик и разведчик «ТУ-2» конструкции А. Н. Туполева. На марках достоинством в 60 коп. и 1 руб. — истребитель «ЯК-9» с двигателем водяного охлаждения. На марках достоинством в 1 руб. и 50 коп. — истребитель конструкции С. А. Лавочкина — «ЛА-7» с двигателем воздушного охлаждения. На марках достоинством в 1 руб. и 15 коп. — бронированный штурмовик конструкции С. В. Ильюшина «ИЛ-2». Серия заканчивается марками достоинством 15 коп. и 1 руб. с изображением тяжелого бомбардировщика конструкции В. М. Петлякова — «ПЕ-8».

На всех марках отмечены характерные особенности наших самолетов: схема моноплана, хорошо обтекаемый фюзеляж, закрытая кабина летчика. Средние скорости истребителей к концу войны возросли до 500—600 км/час.

После войны наша авиапромышленность стала выпускать отвечающие уровню техники пассажирские самолеты. В 1948 году была создана машина на 24 пассажира — «ИЛ-12» с двумя двигателями воздушного охлаждения по 1775 л. с. каждый.

На «ИЛ-12» конструкторы поставили трехколесное убирающееся шасси с передней стойкой, которая обеспечивает безопасную посадку.

В 1949 году поступила в обращение серия «Воздушная почта». На марке достоинством в 1 руб. на фоне карты авиалиний СССР изображены самолеты ИЛ-12».

Еще более совершенной машиной был самолет «ИЛ-14». Его скорость 340 км/час. Ему посвящена марка из серии «ГВФ СССР», которая издана в 1958 году. Рисунки самолетов «ИЛ-12» и «ИЛ-14» напечатаны на 11 советских, 4 польских и на 3 марках ГДР.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Опыт периодизации деятельности русской почты в Болгарии во время войны 1877-1878 годов

В почтово-филателистической истории Балкан важное место занимает деятельность русской администрации военно-полевой и гражданской почтовых служб во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Работа этих служб, различных по виду, но тесно связанных между собой, относится к периоду 1877—1879 гг.

Почтовая документация того времени как предмет коллекционирования привлекает внимание любителей филателистической классики.

Опубликовано с разрешения коллекционера Любомирова

Опубликовано с разрешения коллекционера Любомирова

Этот период деятельности русских почтовых служб представляет интерес не только для русской почтово-филателистической истории. Он тесно связан с первыми шагами болгарской филателии, с ее историографией. Исследователи посвятили несколько статей деятельности русской почты в 1878—-79 гг. на территории Румынии и Болгарии.

В опубликованных материалах очень часто встречаются неточности, пробелы и ошибочные комментарии. Это относится, в частности, к текстам, сопровождающим документальные материалы. Не всегда правильно определяется происхождение писем, конвертов, почтовых открыток, то есть, относятся ли они к военно-полевой или к гражданской почте. Это вызвано тем, что еще не все хорошо знают штемпеля, которые использовались в то время.

Все это заставляет нас попытаться осуществить периодизацию небольшого, но очень важного этапа деятельности русских почтовых служб на болгарской земле.

Еще до объявления русско-турецкой войны 1877—1878 гг. при Главном штабе русской армии была учреждена Канцелярия гражданского управления освобожденных земель к югу от Дуная. Канцелярия ставила своей задачей организацию почтовой и телеграфной сети. Ее работа переплеталась с деятельностью военно-полевой службы при действующей армии. С другой стороны, Берлинский конгресс в 1878 году образовал на Балканах два государства: Княжество Болгарию и Восточную Румелию (Южную Болгарию). Учитывая это, следует четко определить время существования русской почты на территории двух, искусственно созданных Болгарий.

Для Княжества Болгарии можно выделить три ясно разграниченных периода:

1. Деятельность русской военно-полевой почты с июня — июля 1877 г. до мая — июня 1879 г. Русская военно-полевая почта начинает работу в Кишиневе 12 (24) апреля 1877 года. Ее деятельность расширяется в мае 1877 г. В том же году были организованы службы в Плоешти, где находилась тогда Главная квартира русской армии. Русская военно-полевая почта продолжает работу до мая — июня 1879 года, т. е. более 9 месяцев после вступления в силу Берлинского договора.

Солдатская и официальная корреспонденции отправлялись без марок. Почтовые марки, за небольшим исключением, не употреблялись. На корреспонденции ставился штемпель, рисунок которого состоял из двух кругов и текста: «Полевая почт. контора» и «Полевое почт. отделение». Кроме этого, в нижней части в скобках ставился номер главной почтовой «конторы», а цифры с двух сторон обозначали порядковый номер подведомственной ей службы — «отделения». Реже употреблялся штемпель с текстом «БЕСПЛАТ.» в центре восьмиугольной рамки.

2. Почтовая служба русской гражданской администрации с июля 1877 года до 30 апреля 1879 года. Ее работа начинается с создания на местах гражданского административного управления. 4 (16) июля 1877 года в торжественной обстановке в городе Свиштов было объявлено об учреждении первого областного гражданского управления болгарской земли Свиштовско, освобожденной русскими. 17 (29) ноября 1877 года в этом городе открывается первая Почтовая контора, которая имела свой собственный штемпель. Сначала он был круглый, с текстом на русском и болгарском языках. Хорошо известны штемпеля: «Свиштовская п. к.» (п. к. — почтовая контора). «Тырновская п. к.», «Габровское п. о.» (п. о. — почтовое отделение). Со второй половины 1878 г. начинают употребляться и другие штемпеля. Их рисунок — два круга с названием населенного пункта в верхней части на русском языке, а в нижней — на болгарском.

Другие штемпеля с названием города только на одном языке — сверху, а снизу — почтовая эмблема — два рожка или небольшой орнамент. В это же время находятся в употреблении русские почтовые марки и цельные вещи. Тарифы же соответствуют русским.

3. Болгарская государственная почта (с 1 мая 1879 года). Русские передают почту в руки болгар вместе с конторами. С этого времени функционирует только одна почта — болгарская. В обращение поступают новые болгарские марки — сантимы. Употребляются и штемпеля, унаследованные от русской гражданской почты. Впоследствии они были заменены.

Опубликовано с разрешения коллекционера Любомирова

Опубликовано с разрешения коллекционера Любомирова

Организация почтового дела в Восточной Румелии была похожа на болгарскую. Здесь, с нашей точки зрения четыре периода.

1. Деятельность русской военно-полевой почты с начала 1878 г. до июля 1878 г. Она ничем не отличается от деятельности русской военно-полевой почты в Болгарии.

2. Почтовая служба русской администрации с весны 1878 г. до июля 1878 г. Ее деятельность закончилась после того, как вступил в силу Берлинский договор — в июле 1878 г. Сначала же она работала так же, как и в Болгарии. Тоже употреблялся штемпель с двумя кругами. В верхней его части текст «Почта», а внизу — название соответствующего города. Для Пловдива, столицы Восточной Румелии был изготовлен и другой штемпель, более характерный: сверху надпись «Филиппополь», а снизу — «Пловдивъ» — болгарское название города. Других штемпелей в это время не было.

3. Переходный период с июля 1878 г. до 19 мая 1879 г. Вступает в силу Берлинский договор. Временным генерал - губернатором назначается генерал А. Столыпин — организатор болгарской национальной администрации в Восточной Румелии. Указанный период мы называем «переходным», потому что, хотя русская администрация продолжала свою работу, но уже имела несколько видоизмененный статут в соответствии с Берлинским договором. Марки гасят теми же видами штемпелей, что и во втором периоде. Существенной разницы с филателистической точки зрения между вторым и «переходным» периодом нет. Он заканчивается в конце мая 1879 года. И для этого времени характерно использование русских почтовых марок и цельных вещей, выпущенных в России.

4. Четвертый период. С 19 мая 1879 г. до 6 сент. 1885 г. Румелийская почтовая служба начинает работать в последний день мая 1879 года. Здесь, как и в Болгарии, не было готовых к употреблению румелийских почтовых марок. Стоимость почтового отправления оплачивалась предварительно отправителем. Некоторые почтовые станции ставили на конвертах штемпель с текстом «FRANCO». В конце 1880 года выпускаются первые румелийские марки с соответствующей надпечаткой на них. Этот период существования Румелийской почты характеризуется датированными и «немыми» штемпелями». Он длится до присоединения области к Княжеству Болгария — 6 сентября 1885 г. Естественно, что этот период не имеет отношения к деятельности русской гражданской администрации. Некоторые почтовые штемпеля, унаследованные от нее и продолжавшие употребляться, нельзя приписывать русской почте.

Для правильной классификации филателистического материала, относящегося к 1877—79 гг., нужно не забывать эти даты. Иначе возникнут ошибочные выводы. Штемпель не всегда определяет род почтовой службы военно-полевой или гражданской, болгарской или румелийской почты. Круглый почтовый штемпель русской администрации, использовавшийся в обеих Болгариях после ухода русских, продолжал долгое время оставаться в силе.

Могут встретиться конверты или почтовые открытки с русскими или болгарскими марками, полученными обычным путем или в Болгарии, или в Восточной Румелии, с штемпелями, датированными после вывода русской администрации. Такие материалы в большинстве случаев — дело рук частных лиц. Они изготовлены со спекулятивной целью. В их число входят, например, и две-три русских почтовых открытки с наклеенными впоследствии болгарскими марками-сантимами. Такие открытки встречаются, но они не имеют ни филателистической, ни документальной ценности.

В этой статье мы постарались установить по возможности более точно день, месяц, год, периоды деятельности двух видов русской почты на юге от Дуная в 1877—1879 годах.

С удовольствием и большим интересом мы узнали бы мнение коллег в связи с рассмотренным вопросом.

Д. Н. Минчев

Продолжение...