an image
Поиск
Это интересно

Великан и лилипут

В голландских городах недавно появились местные (то есть имеющие хождение только в пределах этих городов) почтовые марки с изображением великана и лилипута. Великан с почтовой сумкой, на которой видны латинские буквы РТТ (Post-Telephon-Telegraf), символизирует общегосударственную почту, а лилипут — многочисленные местные почты, которые возникли в последнее время в Нидерландах.

Причиной возникновения этих получастных почтовых контор явилось постоянное повышение государственной почтой тарифов на почтовые услуги. Отправка простого письма внутри Голландии независимо от расстояния стоит 25 центов. Локальные же почты за местные письма взимают 10, 12 или 15 центов, причем такие письма разносятся пенсионерами или школьниками значительно быстрее, чем государственными почтальонами. Крупные фирмы и банки, имеющие ежедневно дело с сотнями и тысячами писем, также начали создавать собственные почты и выпускать свои марки.

Почтовое ведомство Нидерландов возбудило процесс против местных почт. Выяснением отношений между «великаном» и «лилипутом» сейчас занимается голландская юстиция.

Анонс

Бесправные марки

Однажды мне попала в руки любопытная марка — почтовый знак республики Стелланд. О такой республике я никогда не слышал. Перерыл все географические справочники и атласы, но о государстве Стелланд не нашел ни строчки...

Позднее я стал обладателем и других марок вымышленных стран. Выпуск их затеял, например, француз Марк Давид де Майрен. В 1884 году судьба забросила его с группой миссионеров в центральную часть Вьетнама — Аннам. Хитростью и обманом ему удалось завоевать доверие небольшого племени седангов. Вскоре он объявил себя их королем. С награбленным добром новоявленный король приехал в Париж. Но так как расходы у Майрена оказались чрезмерными, то деньги быстро растаяли. И чтобы поправить свои дела, он затеял выпуск почтовой марки с надписью «Королевство Седанг»

Но поживиться на этом деле ему не удалось, так как «королем седангов» заинтересовалась полиция и ему пришлось срочно удирать. А марки, чтобы покрыть расходы, типография пустила в продажу, предварительно проштемпелевав.

Другой француз, журналист Джеймс Хорден-Хики, путешествуя по разным странам, обнаружил необитаемый остров Тринидад в 700 милях к северо-востоку от Рио-де-Жанейро. Искатель приключений решил превратить остров в «королевство», а себя провозгласил принцем Тринидада — Джеймсом I.

В 1893 году он заказал в Нью-Йорке серию почтовых марок. Конец этой истории тоже оказался печальным. Остров был захвачен Великобританией. «Принц» покончил с собой. Остались только марки.

В 1960 году вышли в почтовое обращение первые почтовые марки Демократической Республики Конго. Не успели филателисты отвести для них отдельные страницы в своих альбомах, как появились марки с надпечаткой «Stat auionome du sud kasai» (Автономное государство Южной Касаи).

Выяснилось, что в Южной Касаи (часть территории Конго) появился «король» Колонжи. Пока правительство Конго приводило в чувство сепаратного «короля», он успел выпустить марки, на одной из которых изображен оскалившийся тигр.

Страницы газет всего мира обошла скандальная история с почтовыми марками так называемой Молуккской республики. Вскоре после окончания второй мировой войны в конторе одной из крупнейших американских марочных фирм появилось несколько джентльменов. Они заявили, что представляют новое государство в ООН. Новые марки нового государства сулили хозяевам фирмы большие деньги. Сделка по производству экзотических марок неизвестной Молуккской республики была завершена быстро. Лучшие художники и графики фирмы приступили к разработке проекта миниатюр «новой страны».

Продолжение ...

Анонс

Ямщики на московской Руси

Предпосылки для организации регулярной связи возникли на Руси давно.

В русской летописи 984 года сохранилась запись о радимичах: «...платят дань Руси повоз везут до сего дне». Под повозом подразумевался такой способ уплаты дани, при котором побежденные племена сами доставляли дань в определенное место. В Ипатьевской летописи (1151 г.) упоминается о том, что Юрий Долгорукий по дороге из Городца в Суздаль заехал к князю Святославу Ольговичу Черниговскому и «тот прият и с честью великой, и повозы да ему».

Позднее в северо-восточной Руси вместо «повоз» стали употреблять слово «подвода». Подводная повинность была тяжела для населения. По воле князя каждый из его подданных обязан был доставлять любую кладь или грамоты в указанный князем пункт и обеспечивать княжеских гонцов транспортом. Причем порядок получения подвод был различен для гонца, княжеского чиновника и просто частного лица, едущего по своим делам.

Подводная повинность предшествовала так называемой ямской гоньбе, как определенной системе сообщений.

Организацию ее основания можно отнести ко временам Ивана III (1462— 1505). В своем завещании он пишет сыну Василию, чтобы тот «держал ямы и подводы по тем местам, где были ямы и подводы по дорогам при мне».

Слово «ям» происходит от монгольского слова «дзям» — дорога. Первое упоминание о яме мы встречаем в семидесятых годах ХIII века в ярлыке хана Менгли-Тимура, обращенном к русским митрополитам. Среди льгот, которые были даны церкви, есть упоминание и об освобождении от яма как от налога. В дальнейшем ямом называлась станция с подводами, а если почту перевозили по реке, то на яму должны были находиться «суда» и гребцы к ним.

Ямская гоньба создавалась для нужд государственного управления. Обычно ямы стояли на путях, по которым доставляли дипломатическую корреспонденцию, как, например, от Новгорода до ливонского рубежа. Присоединив Смоленщину, Василий III (1479—1533) организовал ямскую гоньбу в Казанском ханстве и в Сибири. Однако в то время еще многие торговые пути ямов не имели.

Первоначально ямской гоньбой управляли казначеи великого князя через «ямских дьяков». В письменных памятниках 1550 года мы встречаем упоминание о ямской избе, а в семидесятых годах XVI века был создан особый Ямской приказ в Кремле.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Первые советские доплатные

В декабре 1923 года у нас в стране впервые были выпущены доплатные марки. Для их изготовления использовали революционные марки 1918 года (рука с мечом, разрубающая цепь), ранее изъятые из обращения. На марках произвели специальную надпечатку: «Доплата ... коп. золотом». Сначала в обращение поступило семь марок с надпечатками номиналом: 1, 3, 6, 10, 12, 32 и 40 копеек, а затем, в 1924 и 1925 годах, еще две номиналами 8 и 14 копеек. Все надпечатки, кроме одной, номиналом в 8 копеек, двух вариантов: они сделаны способом высокой печати карминовой и кирпично-красной красками. Надпечатка номиналом и 8 копеек сделана только карминовой краской.

Для производства большинства надпечаток были использованы листы первых революционных почтовых марок в 35 коп. (синие), а для надпечатки 12 коп. — в 70 коп. (коричневые).

Судя по имеющимся у меня в коллекции отдельным экземплярам и целым листам, для изготовления доплатных марок использовали листы революционных марок 35-копеечного достоинства трех тиражей. Поэтому вес разновидности и полиграфические особенности этих выпусков присущи и первым доплатным маркам.

Доплатные марки на почте не продавались. Их наклеивали сотрудники почтовых учреждении на письма и другие отправления, полностью или частично неоплаченные отправителями. Вначале эти марки не гасили. Позже из них начали ставить штемпеля. Чрезвычайно редки надпечатки достоинством 32 и 40 копеек, которые применялись как своеобразная отметка о том, что доплата взыскана. Использование этих доплатных марок отменено с 1 февраля 1926 года.

Разберем теперь наиболее характерные признаки надпечаток, сделанных на первых революционных марках 1918 года.

1) Точки после слова «коп.» круглые и квадратные. Квадратные разных размеров: мельче и крупнее.

2) Точки расположены не строго по одной линии с буквами, о выше или ниже ее. Чаще всего подобный признак встречается в надпечатке «Доплата 14 коп. золотом».

3) Почти во всех надпечатках неодинаковые цифры.

4) На многих марках есть разнообразные сдвиги надпечаток.

Отдельные буквы и даже слова не допечатаны. Кроме того, встречаются марки с оттисками надпечаток на клеевой стороне.

Теперь более подробно рассмотрим каждую надпечатку.

1. Надпечатка в 1 копейку имеет следующие разновидности:

а) Цифры в листах этих марок трех типов: первый — линии, образующие цифру, составляют прямой угол: второй — линии цифры сходятся под острым углом, третий тип маленькая цифра «1» с подножкой. Последние два типа цифр встречаются значительно реже.

б) В некоторых листах есть марки (17-я и 37-я) с коротким «т» в слове «доплата».

в) На марках с надпечатками кирпично-красного цвета (35-я) в слове «золотом» вместо второго «о» оттиснута цифра «8».

г) Точки после слов «коп.» и «золотом» расположены не на одной линии. Они бывают выше и ниже.

д) Надпечатки кирпично-красного цвета перевернуты.

е) Надпечатка номинала сделана на светло-синих и темно-синих марках.

2. Надпечатка в 3 коп. имеет такие разновидности:

а) Расстояния между цифрой и словом «коп.» различные: первый тип — от 2,25 до 2,5 мм., обычное: второй тип — от 3,25 до 3,5 мм. (марки 27 и 77); третий тип—от 1,5 до 2,0 мм. (марки 88 и 92).

б) Начало средней строки надпечатки несколько сдвинуто вперед по сравнению с первой и третьей строками, а в надпечатках на марках 5, 8, 45, 48, 68 и 97 средняя строка сдвинута и начинается на 1—1½ мм. правее двух других строк;

в) В надпечатках на марках 10 и 75 нет точек после слова «коп.»;

г) В надпечатках на марках 76, 81, 88 и 98 нет точек после слова «золотом»;

д) В надпечатке на марке 42 оттиснута буква «г» вместо «п» в слове «доплата», а также короткое «т» в слове «доплата»:

е) В надпечатках разбиты или не допечатаны буквы:

ж) Надпечатка сдвинута или повторена дважды.

На некоторых марках кирпично-красная надпечатка перевернута.

3. Надпечатка в 5 копеек имеет такие разновидности:

а) цифры двух типов: первый тип — цифра «5» более широкая и круглая: второй тип — цифра «5» более жирная. «спинка» у нее срезана прямой линией;

б) расстояние между цифрой и словом «коп.» нескольких вариантов, наиболее распространенные среди них: расстояние от 2 до 2,5 мм. (обычное): расстояние от 3 до 3,5 мм. встречается четыре раза (марки 18, 72, 82 и 98);

в) начало средней строки сдвинуто вправо на 0,5 мм. (марки 55 и 65); влево на 0,5 мм. (марки 27, 28, 97 и 98);

г) два раза в листе встречается короткое «т» и слове «доплата» (марки 57 и 67). В слове «золотом» (марка 87) встречается короткая буква «з»;

д) есть марки с надпечатками, у которых точки после слов «коп» и «золотом» расположены выше или ниже линии букв;

е) надпечатки сделаны на клеевой стороне;

ж) надпечатки сдвинуты; разбиты или не допечатаны буквы;

з) известны надпечатки на темно-синих марках без зубцов.

4. Надпечатка номиналом 8 копеек имеет такие разновидности:

а) цифры двух типов: первый тип — цифра «8» более широкая, круглая. Второй тип — цифра «8» более узкая (марки 8, 20, 58, 70 и 93);

б) нет точек после слова «золотом» (марки 2 и 52);

в) точки расположены выше линии букв;

г) встречаются марки со сдвигами надпечаток, с разбитыми и не допечатанными буквами;

д) встречаются марки с перевернутой надпечаткой, двойной надпечаткой, а так же без зубцов.

5. Надпечатка номиналом в 10 копеек имеет такие разновидности:

а) цифра «1» трех типов. Они те же. что в надпечатке «Доплата 1коп. золотом»;

б) короткое «т» в слове «доплата» (марки 17 и 57);

в) точки после слов «коп» и «золотом» расположены выше и ниже линии букв;

г) надпечатки сделаны на клеевой стороне, сдвинуты;

д) не допечатано слово «золотом»;

е) кирпично-красная надпечатка двойная. Кроме того, на некоторых листах на 61-й марке нет надпечатки.

6. Надпечатка номиналом 12 копеек имеет такие разновидности:

а) цифра «1» двух типов (второй и третий); эти типы описаны выше;

б) точки после слова «коп.» расположены выше и ниже линии букв;

в) цифра «1» расположена выше цифры «2»;

г) встречаются двойные надпечатки;

д) карминовая надпечатка перевернута;

е) надпечатка на клеевой стороне;

ж) надпечатка сделана на листах, в которых марки верхнего ряда без зубцов (пропуск перфорации).

7. Надпечатка номиналом 14 копеек имеет следующие разновидности:

а) цифра «4» двух типов: первый тип — цифра узкая с острым углом, второй тип — цифра широкая;

б) цифра «1» двух типов, как и у предыдущей надпечатки;

в) нет точки после слова «золотом» (марки 21 и 81):

г) точки после слов «коп» и «золотом» расположены выше или ниже линии букв;

д) карминовая надпечатка сделана на марках без зубцов, а также на клеевой стороне;

е) цифры «1» и «4» расположены не на одной линии.

8. Надпечатка номиналом 32 копейки имеет следующие разновидности:

а) цифра «2» двух типов: первый тип — цифра округлая и четкая, второй тип — жирная цифра с крутым верхним завитком, конец у верхнего завитка длинный (марки 15, 35, 65 и 95);

б) нет точки после слова «золотом» (марка 54);

в) цифры расположены выше и ниже линии букв;

г) кирпично-красная надпечатка перевернута;

д) надпечатка сдвинута, а также сделана на клеевой стороне.

9. Надпечатка номиналом 40 копеек имеет такие разновидности:

а) цифра «4» двух типов, как и у надпечатки номиналом 14 коп.;

б) у кирпично-красной надпечатки короткое «т» в слове «доплата» (марка 83);

в) точки после слова «коп.» расположены выше линии букв (марки 1 и 52):

г) кирпично-красная надпечатка перевернута.

П. Федоров