an image
Поиск
Это интересно

Музей птичьих перьев

Датский фермер Хансен занимался разведением домашней птицы. Его любознательный сынишка заинтересовался птичьими перьями и уже с пяти лет начал собирать их, сортируя по цвету и величине. Со временем он стал наиболее авторитетным экспертом по птичьим перьям и владельцем единственного в своем роде музея. Хансен сделал классификацию более 10 миллионов перьев, почти столько же их находится в стадии подготовки. В 1957 году «Музей перьев» был открыт официально. Хотя входная плата довольно высока, его охотно посещают туристы.

Анонс

Еще раз о марках ЗСФСР

В первом номере журнала «Филателия СССР» за 1969 год была опубликована статья Е. Войханского «Почтовые марки ЗСФСР». Она вызвала интерес у филателистов, собирающих марки закавказских республик. Однако в статье допущено немало ошибок. Обращу внимание на основные.

На десятой странице помещена таблица к постановлению № 1 от 3.1.1923 года по Закмаркомпочтелю. Эта таблица не соответствует постановлению. В ней названы почтовые тарифы, существовавшие в Грузинской ССР в 1922 году, то есть до образования ЗСФСР. Минимальный номинал марок в закавказских бонах был установлен в 10 000 руб. (см. каталог Чучина, вып. 5, 1926 г. — «Армения», 1923, февраль — май, № 307; «Грузия»—1923, февраль — июнь, № 45). В этом еще раз нетрудно убедиться, если внимательно рассмотреть изданные в феврале 1923 года первые закавказские марки с надпечаткой звезды и с размещенными по ее углам буквами «ЗСФСР» (см. там же, стр. 30, N2 93).

В республиках ЗСФСР с января 1923 года применялись их национальные марки, но с новыми надпечатками, которые соответствовали почтовым тарифам ЗСФСР. Об этом свидетельствуют факты. Например, марки Армении (Чучин, стр. 93, N9 297—306), отпечатанные в государственной типографии АССР в Ереване, поступили в обращение только после того, как их переоценили в соответствии с почтовыми тарифами ЗСФСР. То же можно сказать о марках Грузии (№№ 45—59) и Азербайджана (№№ 85—92). Эти выпуски вроде бы относятся к эмиссии ЗСФСР. Однако, учитывая их национальный характер, Чучин поступил правильно, указав их как издание соответствующих республик.

К тому времени, когда была образована ЗСФСР, во всех республиках Закавказья, наравне с переоцененными национальными марками, курсировали, как и в РСФСР, марки России выпуска 1909—1917 годов без надпечаток. Их использовали в тех случаях, когда недоставало знаков почтовой оплаты национальных выпусков. Поскольку подобными марками злоупотребляли, Закнаркомпочтель дал указание изъять их из обращения до тех пор, пока на них не сделают необходимые надпечатки.

Изъятые из обращения марки России были сданы Закнаркомпочтелю в Тбилиси. Вскоре на них оттиснули надпечатки. В каталоге Чучина справедливо указано, что «эти марки были заготовлены Наркомпочтелем ЗСФСР в Тифлисе для всего Закавказья». Однако далее в каталоге ошибочно напечатано, что их приняли только в Азербайджанской ССР. Поскольку в архивах пока не удалось обнаружить официальных документов, подтверждающих справедливость решения Закнаркомпочтеля, обратимся к логике событий.

Известно, что надпечатки были сделаны на марках России, полученных Наркомпочтелем ЗСФСР из Армении, Грузии и Азербайджана. Причем среди тех знаков, которые поступили из Армении, случайно оказались и марки с дашнакской надпечаткой (номиналы 50 коп. № 297а и 1 рубль № 99а и 98 а).

Надпечатки на марках производили вручную, каучуковыми штемпелями одного рисунка. Чтобы ускорить этот процесс, применяли двадцать два штемпеля.

Изъятие марок России из почтового обращения вызвало острый недостаток знаков почтовой оплаты в ряде районов Азербайджана. Поэтому часть тиража с надпечаткой была направлена в эту республику. Остальные хранили в Тбилиси (столице ЗСФСР) на складе Наркомпочтеля в качестве резерва. В Азербайджан вовсе не поступала марка номиналом 350 000 руб. (3 р. 50 к.).

Кроме того, большую часть тиража марок с надпечаткой закавказской звезды принял уполномоченный по филателии и бонам по ЗСФСР И. И. Каухчишвили. Он их отправил в Москву.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Автор первой революционной советской марки

Предлагаем вниманию читателей заметку коллекционера В. Беленовского о жизни и творческой деятельности Р. Зариньша.

Теперь всем известно, что 7 ноября 1918 года, отмечая первую годовщину Великого Октября, вышли марки, на которых рука с мечом разрубала цепь. Филателисты знают, что автор этих почтовых знаков — Рихард Германович Зариньш. Эти скупые сведения кочуют из статьи в статью, а между тем Р. Зариньш много и плодотворно работал в области малой графики. Поэтому я и решил разыскать о нем биографические сведения.

Первая марка

Вторая марка

Родился Рихард Зариньш 27 июня 1869 года в бывшей Лифляндской губернии (Латвийской ССР), Валмиерского района.

Его отец был управляющим в имении Киегели. Вскоре он покинул и менее и перешел на бумажную фабрику в Лигатне — одну из старейших в Прибалтике. Лигатне находится километрах в семидесяти к северу от Риги.

Фабрика и местечко Лигатне расположены на берегу реки Гауи. Там прошло детство Рихарда. Первые впечатления, запавшие в его душу, оказали заметное влияние на творчество будущею художника.

По неизвестным причинам отец Рихарда переселяется в местечко Грива около города Двинска (ныне Даугавпилс), что в 300 километрах от Лигатне. В Двинске Рихард заканчивает среднюю школу. Там у него впервые обнаруживается талант художника-рисовальщика. По настоянию директора К. Вальцера и архитектора В. Неумана Рихард в 1887 году отправляется в Петербург, чтобы продолжить обучение в школе технического рисования. Однако лишь спустя год он становится студентом.

Занятия в школе, где подготавливали специалистов декоративно-прикладного искусства, проходят успешно. Окончив ее в мае 1895 года, Рихард получает заграничную командировку и стипендию. Молодой Зариньш изучает литографию, офорт и гравюру в Берлине, Мюнхене и в Вене у профессора В. Унгера, а затем отправляется в Париж.

В 1899 году Рихард возвращается на родину и поступает рисовальщиком в Экспедицию заготовления государственных бумаг, которая находилась в Петербурге. Через год он стал техническим и художественным директором ЭЗГБ, где грудился двадцать лет до осени 1919 года.

В мае 1919 года правительство Советской Латвии объявило, что в Риге открываются художественные мастерские по Петроградскому образцу. Рихард возвращается на родину и возглавляет местную Экспедицию заготовления государственных бумаг. Вскоре он стал профессором и руководителем графической мастерской Латвийской Академии художеств (1921—1936, январь).

Умер Зариньш 21 апреля 1939 года и погребен в Риге в Межа Капи (Лесное кладбище).

Художественное наследие Р. Зариньша огромно и разнообразно. Работая в Петербурге, он исполнил денежные знаки России достоинством 1, 3, 5, 10, 25 рублей и одну сторону знаков в 100 и 500 рублей. Р. Зариньш нарисовал три книжных знака для Экспедиции заготовления государственных бумаг в 1905 и 1918 годах. Эти довольно редкие в Москве знаки есть в собрании москвича-экслибрисиста С П. Фортинского.

Рисунок первых революционных марок Р. Зариньш подготовил сразу же после февральских событий 1917 года. Однако выпустили их только при Советской власти. Обозначенный на них номинал соответствует советскому почтовому тарифу 1917 года.

Рихард Зариньш считается первым в Латвии мастером офорта, литографии и прикладной графики. Он многое успел сделать. Художник нетерпимо относился к формализму. В его творчестве не было колебаний. На него не повлияли различные модные в то время течения в изобразительном искусстве. Он оставался верен романтизму, что подтверждают шесть листов его гравюр из цикла «Почему шумят латвийские леса».

Р. Зариньш является основоположником латвийского книжного знака. Первый экслибрис он сделал в 1897 году для будущей супруги Евы. Художник создал около 75 экслибрисов.

Работы Рихарда Зариньша, бесспорного автора первой революционной почтовой чарки, бережно хранятся в музее изобразительного искусства Риги и в других картинных галереях.

В. Беленовский