an image
Поиск
Это интересно

Вопрос:

Меня интересует:

1.  Есть ли среди марок России, выпущенных с 1900 по 1916 год, почтовые знаки со смещенным центром?

2.  Как выглядела первая французская марка?

Эксперт:

1. К 1900 году было издано 44 вида марок,, а с 1900 по 1916 год —свыше 80. Многие из них имели вариации оттенков (от трех до семи видов). Как во всяком производстве,— и в полиграфии встречается брак. Особенно среди марок, которые печатаются в две и более красок. Брак обычно уничтожают. Но в данном случае какое-то его количество попало к филателистам. Все виды брака, в том числе смещение центров, трудно учесть. Они имеют немало различий, которые не всегда удается учесть составителям каталогов. Поэтому невозможно описать все «смещения», «переверстки» и прочее. Да и смысла большого в этом нет. Брак — результат небрежности в полиграфии, а не сущность марки. Так что вряд ли он заслуживает внимания.

2. 1 января 1849 года во Франции поступила в обращение первая марка. Ее номинал 20 сант., она черного цвета и без зубцов. Почти во всех каталогах мира она значится под № 3. В них приводится три оттенка бумаги, на которой напечатана эта марка, — белый, желтоватый и сероватый. На почтовой миниатюре изображена голова Цереры, по древнеримской мифологии — богини плодородия. Клише для печатания марки изготовил гравер французского монетного двора Жан-Жак Баррэ.

Анонс

Автор первой революционной советской марки

Предлагаем вниманию читателей заметку коллекционера В. Беленовского о жизни и творческой деятельности Р. Зариньша.

Теперь всем известно, что 7 ноября 1918 года, отмечая первую годовщину Великого Октября, вышли марки, на которых рука с мечом разрубала цепь. Филателисты знают, что автор этих почтовых знаков — Рихард Германович Зариньш. Эти скупые сведения кочуют из статьи в статью, а между тем Р. Зариньш много и плодотворно работал в области малой графики. Поэтому я и решил разыскать о нем биографические сведения.

Родился Рихард Зариньш 27 июня 1869 года в бывшей Лифляндской губернии (Латвийской ССР), Валмиерского района.

Его отец был управляющим в имении Киегели. Вскоре он покинул и менее и перешел на бумажную фабрику в Лигатне — одну из старейших в Прибалтике. Лигатне находится километрах в семидесяти к северу от Риги.

Фабрика и местечко Лигатне расположены на берегу реки Гауи. Там прошло детство Рихарда. Первые впечатления, запавшие в его душу, оказали заметное влияние на творчество будущею художника.

По неизвестным причинам отец Рихарда переселяется в местечко Грива около города Двинска (ныне Даугавпилс), что в 300 километрах от Лигатне. В Двинске Рихард заканчивает среднюю школу. Там у него впервые обнаруживается талант художника-рисовальщика. По настоянию директора К. Вальцера и архитектора В. Неумана Рихард в 1887 году отправляется в Петербург, чтобы продолжить обучение в школе технического рисования. Однако лишь спустя год он становится студентом.

Занятия в школе, где подготавливали специалистов декоративно-прикладного искусства, проходят успешно. Окончив ее в мае 1895 года, Рихард получает заграничную командировку и стипендию. Молодой Зариньш изучает литографию, офорт и гравюру в Берлине, Мюнхене и в Вене у профессора В. Унгера, а затем отправляется в Париж.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Марка и ее дефекты

Одно из парадоксальных явлений современной филателии — погоня за «безукоризненными» экземплярами. Фетишизм марки принимает все более уродливые формы. У большинства филателистов сложилось мнение, что в коллекциях место лишь идеальным экземплярам. Нехватка одного-двух зубчиков, булавочный прокол, загиб уголка уже рассматриваются как недопустимый брак, и немногие согласятся поместить такую марку в свой альбом.

В чем же тут дело? Думается, что эстетическая сторона имеет здесь наименьшее значение; основное — это явные или подсознательные соображения меркантильного характера.

Если я стану собирать марки только в идеальной сохранности, рассуждает один, то всегда могу рассматривать свою коллекцию как легко реализуемую ценность. Выбраковывание, «остракизм» даже слегка поврежденных экземпляров редких марок уменьшает находящиеся в свободном обращении дефицитные марки, тем самым повышая цены на имеющиеся у спекулянтов запасы.

Часто встречающиеся и обычные для почтовой марки дефекты не должны закрывать ей дорогу в альбом. Независимо от того, рассматриваем ли мы марку просто как коллекционный материал или как произведение малой графики, во всех случаях дефектная марка все же лучше, чем пустое место.

Но повреждения, недостатки марки бывают разные — от отсутствия углового зубчика и до сквозной дырки в центре марки. Как же, в зависимости от сохранности марки, при покупке или обмене обоснованно подойти к определению ее стоимости?

Этот весьма актуальный вопрос не раз поднимался в печати. Еще в 1924 году Л. Эйхфус, в то время председатель Всероссийского общества филателистов, опубликовал проект распределения марок по степени их сохранности на пять сортов.

Проект этот был расплывчатым. Его свободно истолковывали, когда пытались определить недостатки марки, а также размеры ее уценки, которые для некоторых групп колебались в пределах 30 процентов. Минимальная уценка, по Эйхфусу, составляла 30 процентов первоначальной стоимости марки.

В конце двадцатых годов немецкий филателист Фильгут предложил распределять бракованные марки на три группы — по степени и характеру их дефектов. Для марок первой группы уценка определялась в 20, для второй — в 50 и для третьей — в 80 процентов.

Основной недостаток обоих методов заключается, по нашему мнению, в том, что неясно было: как поступить в том случае, если у марки окажутся два или более дефекта?

Л. Эйхфус вовсе не дает ответа на этот вопрос. Фильгут же разъясняет, что две или три погрешности автоматически относят марку к третьей группе. Всегда ли верен такой подход? Скажем, плохая центровка плюс отсутствие пары зубчиков не должны бы уценить марку на 80 процентов (показатель третьей группы), как получается по Фильгуту.

Мне кажется, что нужен иной критерий для оценки дефектов марок. Не стоит их распределять по группам или сортам. Вместо этого мне кажется целесообразным применять «шкалу дефектности», где каждый недостаток, в зависимости от его степени и характера, определен тем или иным показателем балла. Каждый балл означает десятипроцентную уценку от основной стоимости марки. Если марка имеет два или более дефекта, следует сложить показатели. Полученное число покажет точный процент (в десятках) уценки марки. Если же сумма баллов достигает десяти, то это будет означать, что данную марку, в связи с большим количеством серьезных дефектов, приобретать для коллекции не следует.

ШКАЛА ДЕФЕКТНОСТИ

1.Плохая центровка. Края марки разные1 балл
2.Рисунок слегка размыт или выцвел2 балла
3.Сильный штемпель по центру рисунка2 »
4.Легкий изгиб или перелом уголка2 »
5.Тиннинг (утончение) не более диаметра карандаша2 »
6.Марка с дыркой в булавочный прокол2 »
7.На одной из сторон повреждено до трех зубцов (или их нет вовсе)2 »
8.Клей слегка поврежден. Следы наклейки (у чистой марки)2 »
9.Незначительные пятна от чернил или жира3 »
10.Надрыв длиною на толщину спички3 »
11.Легкие следы силикатного клея на обороте марки3 »
12.Сильно выцветшие или полинявшие краски4 »
13.Штемпель жирный, размазанный по рисунку4 »
14.Сильный изгиб через марку4 »
15.Тиннинг размером с копеечную монету4 »
16.Марка с дыркой в булавочную головку4 »
17.Все зубцы слегка повреждены или отсутствует до 6 зубцов4 »
18.Полное отсутствие клея (у чистой)4 »
19.Чернильные пятна общей площадью не более диаметра карандаша  5 »
20.Надрыв на толщину карандаша5 »
21.Тиннинг размером до трети марки6 »
22.Марка с дырой в спичечную головку6 »
23.Полное отсутствие зубцов на одной из сторон6 »
24.Сильные чернильные пятна и другие загрязнения по всей марке7 »
25.Надрыв до трети марки7 »
26.Следы силикатного клея с неотмеченной бумагой на обороте7 »
27.Большинство зубцов отсутствует8 »
28.  Марка разорвана пополам или часть ее отсутствует9 »

Перечень дефектов и их определение я постарался дать возможно полнее, чтобы избежать произвольных толкований. Но вопрос, реальны ли показатели баллов и не следует ли в некоторых случаях увеличить или уменьшить их, по-прежнему остается открытым. Пусть читатели выскажут свое мнение.

Продолжение здесь

И. Шелестян