Первая серия авиапочты?
В конце 1921 г. было учреждено русско-германское общество воздушных сообщений «Дерулюфт». Ему поручили организовать регулярное сообщение по маршруту Москва—Берлин для перевозки корреспонденции Наркоматов иностранных дел и внешней торговли в советское посольство в Берлине и обратно. Срок доставки, прежде составлявший целую неделю, должен был сократиться до 22 часов.
Сообщение открылось 1 мая 1922 г. Воздушная линия шла через Калининград, Каунас, Полоцк, Смоленск. Самолеты из Москвы отправлялись два раза в неделю и столько же раз из Берлина в Москву.
Но воздушная линия использовалась не только для нужд посольства в Берлине. Вместе с дипломатической пересылалась в Москву и служебная корреспонденция различных советских торговых организаций, размещенных за границей. Вначале — первые полтора месяца после открытия линии — почтовые отправления этих учреждений перевозились посольством бесплатно. Но поток их все возрастал, расходы увеличивались и потому с 15 июля было решено взыскивать с организаций, пользующихся воздушной почтой, некоторую плату.
Для этой цели самим посольством были заготовлены специальные авиапочтовые марки; коллекционерам они известны, как марки «Консульской почты». Эта серия состоит из восьми марок, которые сейчас встречаются чрезвычайно редко.
Для марок были использованы крупноформатные гербовые знаки дореволюционной России, предназначавшиеся для взимания консульской пошлины. На них была сделана ярко-красная надпечатка: «Воздушная почта Р.С.Ф.С.Р.». Поскольку марки эти использовало само посольство в Берлине и весь доход поступал в его распоряжение, на них был проставлен почтовый номинал в немецкой валюте: от «12 герм. марок» до «1200 герм. марок» из расчета 12 марок за пересылку 10 граммов корреспонденции.
Тираж марок был невелик. Это объясняется своеобразным способом их использования: марки, как правило, наклеивались не на почтовые отправления, а на сопроводительные описи-реестры к ним. Так что, случалось, одна марка сопровождала целый пакет писем. С помощью «консульских» марок предполагалось только выяснить — на какую общую сумму отправляет корреспонденции та или иная торговая организация, с тем, чтобы позднее взыскивать с организаций ежемесячный сбор наличными деньгами. Выпуск марок, таким образом, носил чисто служебный характер, и поэтому в общую продажу они не поступили. Да и гасились марки не почтовыми штемпелями, а химическим карандашом и фиолетовым штемпелем в одну строку с указанием числа, месяца, года.
В каталоге ГФК «Почтовые марки СССР», 1958 г. серии «Консульской почты» отведено почетное место. Всем восьми знакам присвоены порядковые каталожные номера — 41—48, указаны четыре типа надпечаток, проставлены довольно высокие цены. Но по праву ли эти марки заняли место в каталоге?
История советской почты знает случаи, когда марки издавались не Наркоматом почт и телеграфов, а местными почтовыми конторами или даже отдельными организациями. Так случилось, например, в Ростове-на-Дону, когда, без ведома Наркомпочтеля, в апреле 1922 г. уполномоченный Наркомата финансов по Юго-восточной области РСФСР издал собственные марки для сбора средств в помощь голодающим Поволжья. Этих марок в советском каталоге нет. Они относятся к ведомственным выпускам, и потому не могут быть помещены среди официальных знаков почтовой оплаты. Но марки «Консульской почты», изданные советским посольством в Берлине для служебных целей,— ведь это тоже не что иное, как ведомственный выпуск! Вот почему приходится признать: в каталоге советских государственных знаков почтовой оплаты «Консульской почте» места нет.
Любопытное свидетельство, которое, правда, нуждается в дополнительной проверке, приводит французский специальный «Исторический и описательный каталог марок авиапочты» за 1925 г.: «Как только Наркомат (Почт и телеграфов — В. Ф.) в Москве узнал, что выпущены новые марки без должного предварительного разрешения, он отдал приказ посольству прекратить наклейку марок и немедленно вернуть в Наркомпочтель все надпечатанные марки. Таким образом, запас марок с надпечатками был отослан в Москву, в Наркомат, который и передал их в продажу (коллекционерам — В. Ф.).
Успех первой международной авиалинии Москва — Берлин, бесперебойная ее работа позволили уже в следующем месяце открыть прием корреспонденции от населения. Первая такая авиакорреспонденция в Германию была отправлена в начале июня 1922 г. Оплачивалась она обычными почтовыми знаками, а 8 ноября поступила в широкое обращение первая советская государственная авиамарка. Она была издана для взимания дополнительного сбора за отправление корреспонденции «авиапочтой». Новая марка поэтому наклеивалась на конверт рядом с обычными знаками почтовой оплаты.
Новый знак для авиакорреспонденции представлял собою одну из марок серии «5-я годовщина Великого Октября» в 45 рублей, черного и зеленого цветов, с ярко-красной надпечаткой контура летящего самолета (№ 61). Марка продавалась на Московском почтамте, где принималась корреспонденция на Кенигсберг.
Любопытно, что эта марка является единственной советской маркой, выпущенной для оплаты только авиакорреспонденции. Все последующие советские авиамарки, несмотря на имеющуюся на них надпись «Авиапочта», уже разрешалось использовать для оплаты любых видов корреспонденции — и наземной, и воздушной.
В. Филиппов