an image
Поиск
Это интересно

Американский миллиардер Астор велел оклеить комнату своего сына иллюстрированными открытками всех стран света. Отец будто бы хотел облегчить своему сыну изучение географии. Таким образом, у Астора была педагогическая цель. К сожалению, история умалчивает, какие успехи сделал сын Астора в изучении географии. Неизвестно также ничего о самом методе преподавания. Предоставляем судить читателю — велось ли оно с потолка, или как-либо иначе.

Видимо, другое соображение руководило содержателем одной гостиницы в Лозане, который оклеил три комнаты в своей гостинице иллюстрированными открытками фривольного содержания.

Анонс

Советские почтовые марки 1917-1941

1922. Декабрь— 1923. Первый стандартный выпуск почтовых марок РСФСР (ГФК, №№ 80—87).

Рисунки марок сделаны по фотографиям со скульптур Н. Д. Шадра «Рабочий» (10 руб.) и «Красноармеец» (50, 70 и 100 руб.). В начале декабря 1922 г. поступили в обращение три беззубцовых знака в 10, 50 и 100 руб. Остальные вышли в январе — сентябре 1923 года (в каталоге 1958 года - дата указана неточно).

Разновидности.

1. Вся зубцовая серия издана с рамочной перфорацией 14 : 14½. Кроме того, вышли марки с линейной зубцовкой 13½ (10 и50 руб.) и 12½ (вся серия).

2. Лист марок состоит из четырех 9 групп по 25 (5 × 5) штук. В листах 100-рублевых (оранжевых) марок у 72-й марки (в левой нижней группе) изменено клише: вместо номинала в 100 руб. поставлено клише марки в 70 руб. Так появилась разновидность: почтовый знак в 70 руб. оранжевого цвета. (Местоположение марки на листе а каталоге ГФК указано неверно). Оранжевая марка в70 руб. без зубцов чрезвычайно редка.

Внимание.

1. Известны многочисленные подделки марок в 10, 50 и 100 руб. с зубцами 12½. (Фальшивая перфорация на беззубцовых экземплярах). Такие фальсификаты легко различимы: у подделок перфорация 12¼ (точное измерение), у подлинных — 12½.

Практический совет. Эталоном подлинных зубцов 12½ может служить любая марка тек лет с такими же зубцами.

2. Известна подделка рамочных зубцов 14: 14½ у марки в 10 руб. (№ 84). Чтобы определить ее, нужна квалифицированная экспертиза. Часто у подделок чистые, аккуратные зубцы, в то время как у подлинных— неровные, притуплённые.

3. Известны марки с частной (неофициальной) перфорацией, которой нет в каталогах. Назовем хотя бы экземпляры с линейными зубцами 11½ (10, 50, 70 руб.), 12½ : 13½ (10, 50, 70 руб.), 13½ (70 руб.) и т.п. Все они «изготовлены» из беззубцовых марок и к официальному выпуску никакого отношения не имеют.

Проблемы.

1. Дата выпуска (месяц) зубцовых марок в 1923 году пока не установлена. Необходимы поиски наиболее ранних гашений.

2. Неверно, по существу, название серии «Первый стандартный выпуск», указанное в каталоге 1958 года. Стандартными являлись и выпуск 1921 — 1922 гг. с номиналами от 1 руб. до 22.500 руб. (№№ 1 — 11, 36—40); и серия 1922—1923 гг. с надпечаткой пятиконечной звезды (№№ 66—79), и другие. Нумерация стандартных выпусков РСФСР требует уточнения.

1923. Май. Филателия — трудящимся, почтово-благотворительный выпуск. Надпечатки на марках №№ 8, 36 и 57(ГФК, №№ 88—92).

Номиналы. 1р.+ 1 р., 10 р. — надпечатки бронзовой и золотой, 2р.+ 2р., 250 р. — бронзовой, 4 р. + 4 р. — бронзовой и серебряной красками.

Выпуск марок посвящен празднику 1 Мая — Дню международной солидарности трудящихся. Марки продавались только на Главном почтамте Москвы и имели хождение в течение одного этого дня. Поэтому гашеные экземпляры имеют календарный штемпель «Москва, 1.V.23» (или в редких случаях — 2.V.23, так как часть писем, опущенная в почтовый ящик, была вынута на следующий день). Первая половина номинала составляла почтовый сбор, вторая шла в фонд ЦК Последгола ВЦИК на восстановление хозяйства трудящихся, пострадавших от неурожая 1920 — 1921 гг.

Разновидности. Надпечатка 2р.+ 2р. сделана на марке в 250 руб. на обыкновенной и тонкой бумагах (№ 8 и 8А).

Внимание. Известны поддельные надпечатки 4р.+ 4 р. серебром (№92). Подлинная надпечатка делалась в два приема: вначале в красном цвете, а затем на красную основу наносилось серебро. Красная основа просвечивает сквозь серебряную краску. Поддельная надпечатка, как правило, нанесена прямо на марку, либо сделана на черной основе. В том и другом случае нужна филателистическая экспертиза.

1923. Май — август. Второй стандартный выпуск почтовых марок РСФСР (№№ 93 — 106).

Номиналы. 3, 4. 5, 10, 20 руб. с зубцами.

В каталоге ГФК 1958 года серия описана неудовлетворительно. Из 14 марок, приведенных там, в почтовом обращении были (т.е. являлись государственными знаками почтовой оплаты) только пять: 3, 4, 5, 10 и 20 руб. с зубцами (№№ 102—106). Все остальные — с зубцами в 1 и 2 руб. (№№ 100 и 101), а также беззубцовый выпуск от 1 руб. по 20 руб. (№№ 93 - 99) — в почтовое обращение не поступали и потому основными номерами советских марок считаться не могут, Кроме того, нельзя указывать для таких марок, как это сделано ГФК, цену за гашеные экземпляры. Марки для франкировки корреспонденции не применялись, а из фондов Гознака сразу поступили в магазины СФА для продажи филателистам. Дата выпуска марок, указанная в каталоге 1958 года, также неточна: знаки в 3, 4, 5 и 10 руб. поступили на почту 2 мая, а марка в 20 руб. — 15 августа 1923 года.

Рисунки марок выполнены со скульптур И. Д. Шадра «Рабочий» (1 и 4 коп.), «Крестьянин» (2 и 5 руб.) и «Красноармеец» (3, 10 и 20 руб.).

Внимание.

1. Часть тиража марки в 4 руб. без зубцов (№ 96) продавалась в магазинах СФА без клея.

2. Встречаются марки в 4 и 20 руб. с обрезанными зубцами. Такие «беззубцовые» экземпляры выявляются просто — достаточно наложить их на зубцовые.

Приложение к разделу «Почтовые марки РСФСР».

Кроме общегосударственных знаков почтовой оплаты, курсировавших в 1918—1923 гг., известны еще три выпуска марок, произведенных в 1922 году различными организациями. Эти марки в каталоге должны быть описаны в специальных разделах.

1922. Апрель. «Юго-Восток голодающим».

Номиналы. 2 т. (2.000 руб.) зеленая, 2 т. розовая, 4 т. (4.000 руб.) розовая, 6 т. (6.000 руб.) зеленая.

Марки изданы Уполномоченными Наркомата финансов по Юго-Восточной РСФСР (г. Ростов-на-Дону) для сбора местного почтового налога в пользу пострадавших от неурожая. Взималось с каждого отправления: 2.000 руб. с заказного письма. 4.000 руб. с денежного перевода, 6.000 руб. с посылки. Без этих марок отправления не принимались. Таким образом, сбор носил не добровольный, а обязательный характер, и неверно поэтому определять марки Юго-Востока как благотворительный выпуск, что сделано в некоторых каталогах. Эти марки не только почтовые, хотя и использовались почтой, но и налоговые, фискальные. Не были эти марки и знаками почтовой оплаты (их номинал не включал никаких почтовых сборов), при отправке корреспонденции их наклеивали только рядом с курсирующими почтовыми марками. Использовались в течение короткого срока — с 19 апреля но 2 мая 1922 года в Ростове-на-Дону, Нахичевани, Новочеркасске и других городах), после чего были изъяты распоряжением Наркомпочтеля РСФСР, как изданные без его ведома и разрешения.

Внимание.

1. Известны фальшивые марки (заграничного происхождения), а также сфабрикованные конверты с марками Юго-Востока, якобы прошедшие почту

2. В приложении к каталогу 1933 года был опубликован образец листа марок Юго-Востока в натуральных цветах, но с уменьшением в два раза. Известны случаи, когда картинки, вырезанные на каталога, выдавались за «образцы», «пробные марки» и т. п. 1922. Июль. Служебные марки воздушной почты Наркомата иностранных дел РСФСР. Надпечатки на марках консульской пошлины России. (ГФК, №№ 41 — 48).

Номиналы (в германских марках); 12 г. м. (2 р. 25 к., 24 г. м.) 3 р.. 120 г. м. (2 р. 25 к., 600 г м.) 3 р., 1200 г. м. (10 к., 1200 г. м.) 50 к., 1200 г. м. (2 р. 25 к., 1200 г. м.) 3 р. Выпуск произведем советские посольством в Берлине для взимания платы за пересылку служебной корреспонденции различных советских организаций, отправляемой воздушной почтой из Берлина в Москву. Марки гасились специальными штемпелями, чернилами или карандашом.

Проблемы. В советском каталоге описаны четыре типа надпечатки, отличающиеся различным начертанием букв и точек. Однако недавно из филателистической печати стало известно, что на Всемирной выставке «Аэрофила-67» в Будапеште демонстрировалась исследовательская коллекция марок, консульской авиапочты бельгийского филателиста И. Браунштейна, который обнаружил пятый тип надпечатки (одна марка на листе).

1922. Октябрь. Марки «заграничного обмена». Служебный выпуск советской филателистической организации; Надпечатка «РСФСР ЦКПГ ОБМЕН» на марках 1918 г. в 35 и 70 коп.

Продолжение ...

Анонс

Повторные выпуски в 1951г.

Серии «175-летие Государственного академического Большого театра СССР» 1951 г. (ГФК, №№ 1651 — 1652).

28 Мая 1951 года поступила в обращение отпечатанная тиражом в 1 миллион экземпляров серия из двух многоцветных почтовых миниатюр, посвященная Большому театру Союза ССР. Крупноформатные марки созданы по эскизам художницы Е. С. Булановой.

Через несколько лет советская почта повторила выпуск популярных марок. Новое издание отличалось от первого и по оттенкам краски, и по некоторым деталям рисунка.

40 коп. Здание Большого театра СССР (№ 1651).

I выпуск. Знамя со словом «Ленин» на ордене — темно-вишневое, фон ордена — черный. Дата «1951 г.» выполнена тонким, четким шрифтом. Лента с текстом «ПОЧТА СССР» сливается с нижним белым полем марки. Ножка буквы «Ч» имеет вверху тени с обеих сторон. Размер рисунка марки 45,5 × 31,5 мм.

II выпуск, Знамя на ордене ярко-красное, фон ордена — серо-синий, цифры в дате «1951 г.» обведены черно-коричневой краской. Лента с текстом отделена от поля чарки тонкой коричневой линией. Ножка «Ч» имеет тени только с правой стороны. Размер уменьшен — 45 × 31 мм.

1 руб. Портреты композиторов (№ 1652).

I тип. Фон ордена Ленина — голубой. Портреты в овалах — черные. Площадь перед театром — коричневая. Лента с текстом «ПОЧТА СССР» отделена от нижнего поля марки тонкой линией. У букв очень бледные тени, которые можно увидеть только в лупу. Высота рисунка марки 47 мм.

II тип. Фон ордена и портреты — одного цвета, темно-серые Площадь перед театром — серо-голубая или желто-зеленая. Лента внизу сливается с полем марки. У букв заметные четкие тени. Высота рисунка — 46,8 мм.

Кроме того, у марок, продававшихся с филателистическим гашением, еще одно отличие; гашеные экземпляры первого издания поступали в продажу без клея, а повторного выпуска — с клеем.

Серия «5 лет со дня смерти М И. Калинина». 1951 г. (ГФК, №№ 1663 — 1665).

Три почтовых знака в 20, 40 коп. и 1 руб., посвященные памяти М. И. Калинина вышли 4 августа 1951 года. Тираж серии 1 миллион экземпляров. Автор марок — Н. В. Филлер.

Повторный выпуск серии выполнен с перегравированных клише. В каталоге ГФК 1958 года указаны особенности нового выпуска (тип II) только для двух номиналов — в 40 коп. и 1 руб., в то время как и третий знак в 20 коп. также имеет существенные отличия.

20 поп. Музей М. И. Калинина в Москве (№ 1663).

I выпуск. Рисунок сделан матово- коричневой краской. Отчетливо видны ступени здания. В тексте (справа) в словах «выдающегося» и «деятеля» буквы «д» расположены точно одна под другой по вертикали. Весь текст расположен симметрично относительно обрамляющей его рамки.

II выпуск. Рисунок четкий, выполнен яркими красками. Ступени здания не различимы, Буква «д» в слове «деятеля» находится правее «д» слова «выдающегося», Текст заметно сдвинут к правому краю рамки.

40 коп. Портрет М. И. Калинина (№ 1664).

I выпуск, Центральный рисунок матово-коричневый. Памятная дата «1946—1951» белого цвета. В тексте буква «й» в слове «большевистский» находится правее буквы «н» слова «дня» (верхняя строка). Размер рисунка марки 27,2 × 39,8 мм.

II выпуск. Рисунок черно-коричневый. Цифры даты «1946—1951» заполнены зелеными точками. Текст выполнен более мелким шрифтом; буква «й» находится левее «н». Размер уменьшен — 26,8 × 38,8 мм.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Метрополитену посвященные

Первая серия советских почтовых марок, посвященная строительству Московскою метрополитена, вышла в свет в феврале 1935 года. Эта серия, ставшая теперь филателистической редкостью, до сих пор остается одной из лучших по выразительности и разнообразию сюжетов.

марка московское метро

В серии четыре марки, созданных художником И. Соколовым. На первой, оранжевого цвета, достоинством в 5 копеек, изображено строительства тоннеля. Сюжет этой марки заимствован художником с фотографии Л. Великжанина, опубликованной в газете «Вечерняя Москва» 7 сентября 1933 года, На переднем плане — откатчик, который толкает вагонетку. Теперь о профессии откатчика стали забывать. Поезда с вагонетками тянут электровозы. Но в те времена о рудничных электровозах метростроевцы могли только мечтать.

марка московское метро

Вторая марка — синего цвета, достоинством в 10 копеек. На ней изображен разрез станции метрополитена и интересный исторический документ перспективный план развития Московского метрополитена. Он напоминает схему ныне действующих линий, которая имеется в каждом вагоне метро. Но далеко не все совпадает в плане и схеме. В частности, ранее Центральный стадион было намечено возвести в Черкизове и проложить туда линию метро. Но Центральный стадион, как известно, был построен в Лужниках, и необходимость в Черкизовском радиусе метрополитена отпала. Если же сравнить общее количество радиусов и протяженность линий метро на старом и новом планах, то видно, что перспективный план сейчас перевыполнен. Построено Большое кольцо, не предусмотренное в 1935 году, а многие радиальные линии протянулись гораздо дальше, чем намечалось когда-то.

марка московское метро

Третья марка — карминовая, достоинством в 15 копеек. На ней изображен поезд метро в тоннеле. Это — одна из редких почтовых миниатюр. Немногие коллекционеры имеют ее. Объясняется это тем, что пятнадцатикопеечные марки предназначались в то время для оплаты международной корреспонденции и издавались меньшими тиражами, чем почтовые знаки других номиналов.

марка московское метро

Четвертая марка — зеленая достоинством в 20 копеек. Она большего формата, чем остальные. Она знакомит нас с проектом станции метро «Библиотека имени Ленина» (автор—архитектор А. И. Гонцкевич).

марка московское метро

Марки этой серии отпечатаны на бумаге с водяным знаком «Ковер» способом фототипии.

марка московское метро

Особый интерес для коллекционеров представляют конверты и открытки с этими марками, погашенными московскими штемпелями с датой 15 мая 1935 года. В этот день открылось регулярное движение поездов метро первой очереди.

марка московское метро

Строительство второй очереди Московского метрополитена отметила серия из шести марок, изданных в ноябре 1938 года. Автор серии — художник С. А. Поманский.

марка московское метро

На первой марке этой серии, лилового цвета, достоинством а 10 копеек, изображена станция метро «Маяковская» (автор—академик А. Н. Душкин). Станция отличается большими архитектурно-художественными достоинствами. Макет частя станций демонстрировался на международной выставке в Нью-Йорке и пользовался у посети гелей большим успехом, поэтому и тематическую коллекцию «Московский метрополитен.» можно включить и марку с изображением павильона СССР на этой выставке (№ 14 по каталогу ГФК). Станция знаменита еще и тем, что 6 ноября 1941 гола, когда враг стоял у самых стен нашей столицы, в подземном зале ее состоялось торжественное заседание представителей трудящихся Москвы, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

марка московское метро

На второй марке, темно-коричневого цвета, достоинством в 15 копеек, изображена станция метро «Сокол» (авторы проекта — архитекторы К. Н. и Ю. Н. Яковлевы). На третьей — черно-коричневого цвета, достоинством в 20 копеек, художник показывает станцию «Киевская», за архитектуру которой автору проекта академику Д. Н. Чечулину присуждена Государственная премия. Четвертая марка — лиловая, достоинством в 30 копеек. На ней изображение наземного вестибюля станции «Динамо» (автор проекта тоже Д. Н. Чечулин.)

марка московское метро

Пятая марка — черно-коричневая, достоинством в 40 копеек, по сюжету отличается от остальных. На ней мы1 видим поезд метро в тоннеле.

марка московское метро

На последней, шесток, почтовой миниатюре — коричневого цвета, достоинством в 50 копеек, изображена станция «Площадь Революции» (автор проекта —академик А. Н. Душкин). Украшена эта станция 80 бронзовыми скульптурами, созданными академиком М. Г. Манизером. Два из них («Красногвардеец» и «Крестьянин с винтовкой») отлично видны на марке.

марка московское метро

Первая серия, посвященная метрополитену, вышла в свет до окончания строительства метро и сделана, в основном, по эскизам проектировщиков Метростроя (исключение — пятикопеечная марка). Серия, связанная со второй очередью, оформлена художником С. А. Поманским по собственным рисункам и фотографиям. Она отличается большим количеством мелких деталей, которые легко можно разглядеть на марках. Способ печати — фототипия.

марка московское метро

Обилие деталей позволяет обнаружить ошибку в рисунке для 10-копеечной марки. Во время подготовки формы к печати негатив рисунка был перевернут, и марка представляет собой зеркальное изображение. Третий рельс (токопровод) прокладывается в тоннеле с левой стороны по ходу поезда, что хорошо видно, например, на 50-копеечной марке. На 40-колеечттоп же третий рельс с левой стороны тоннеля. Значит, либо фотограф снимал уходящий поезд, либо негатив при печати был перевернут. Первый вариант исключается, поскольку поездная бригада, лица которой видны на марке, всегда находится в головном вагоне. Следовательно, был перевернут негатив.

марка московское метро

Московский метрополитен стал гордостью нашей столицы, одной из главных ее достопримечательностей. Поэтому среди выпусков марок, посвященных архитектуре Москвы, всегда можно найти почтовые миниатюры, имеющие отношение к метрополитену.

марка московское метро

В июне 1937 года вышла в свет архитектурная серия, на восьми марках которой художник Н. Боров изобразил проекты новых зданий столицы. На 30-копеечном знаке почтовой оплаты — гостиница «Москва». Рассматривая эту марку через увеличительное стекло, можно заметить на углу здания, выходящем на улицу Горького, вход в станцию метро «Охотный ряд», а над ним букву «М» — символ Московского метрополитена. Значит, филателисты, работающие над тематической коллекцией «Московский метрополитен», могут смело помещать и эту марку в свои альбомы. Интересно, отметить, что автор почтовой миниатюры художник Н. Боров был одним из создателей проекта станции метро «Охотный ряд».

марка московское метро

На одной из марок (серия вышла в марте 1939 года), посвященных реконструкции Москвы, изображен наземный вестибюль станции метро «Динамо». На ней отчетливо видны светильники оригинальной формы, установленные на балконе вестибюля. Сейчас вместо этих светильников стоят обыкновенные «шары», но изображение на марке — не вымысел художника Н. Шевердяева: точно такие же светильники на фотографии вестибюля, опубликованной в книге И. Катцена «Метро Москвы» (1947 год). Позднее они были сняты и заменены другими.

марка московское метро

Московский метрополитен настолько органично вписался в архитектурный облик нашей столицы, что многие марки, посвященные архитектуре Москвы и не имеющие, казалось бы, непосредственного отношения к метрополитену, могут при внимательном изучении быть отнесены к этой теме.

марка московское метро

Таковы еще три марки все той же серии 1939 года. На одной из них (20 коп.) — два вестибюля станции «Проспект Маркса» (в здании гостиницы «Москва» и в здании напротив Дома Союзов), а на второй (30 коп.) - два вестибюля станции «Библиотека имени Ленина» (в новом здании библиотеки и между новым и старым зданиями). Более отдаленное отношение к метрополитену имеет третья марка этой серии (80 коп): на одном из барельефов, украшающих здание речного вокзала, изображена станция метро «Киевская».

марка московское метро

Следующая серия марок, посвященная Московскому метрополитену, издана в сентябре 1947 года, накануне празднования 800-летия столицы. В этой серии шесть миниатюр. На трех из них — станции метро третьей очереди: «Электрозаводская» (30 копеек, серо-коричневая), «Измайловская» (30 копеек, серо-синяя) и «Семеновская» (45 копеек, фиолетовая). На трех остальных художник В. Андреев нарисовал станции метро второй очереди: «Сокол» (15 копеек, коричневая), «Киевская» (60 копеек, красно-коричневая).

марка московское метро

Таким образом, станции метро представлены на марках довольно полно. К сожалению, не нашли еще должного отражения в филателии трудовые подвиги строителей метро, замечательная техника, применяемая на строительстве и в эксплуатации метрополитена.

марка московское метро

В серии марок, увидевшей свет в сентябре 1947 года и посвященной 800-летию Москвы, две марки (№№ 1206 и 1207 по каталогу ГФК) с изображением Казанского и Киевского вокзалов также можно включить в тематическую коллекцию «Московский метрополитен». На них виден вход на станции метро «Комсомольская» и «Киевская».

марка московское метро

Подойдет для нашей коллекции и одна из миниатюр серии «3а досрочное выполнение послевоенной пятилетки», изданной в сентябре 1948 года. Художник В. Завьялов изобразил на синей шестидесятикопеечной марке перекресток улицы Кирова и Чистопрудного бульвара. Там проходят трамвайная и троллейбусная линии и находится здание станция метро «Кировская» (автор — академик Н. Я. Колли). Наземный вестибюль станции изображен на марке вместе с другими видами городского транспорта (трамвай, троллейбус, автомобиль). Однако на этой марке есть неточность: с фронтона вестибюля исчезла надпись «Метро».

марка московское метро

1 января 1950 года был сдан в эксплуатацию первый участок кольцевой линии Московского метрополитена. Это событие отмечено выпушенной в июле 1950 года серией из семи марок.

марка московское метро

Художник Е. Буланова на 40-копеечной марке карминового цвета изобразила станцию метро «Парк культуры» (авторы проекта — архитекторы И. Е. Рожин и Е. М. Маркова), на 40-копсечной темно- зеленой марке — станцию «Октябрьская» (автор проекта — академик Л. М. Поляков), на синей 40-копеечний марке — станцию «Таганская» (авторы проекта—архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков), на зеленой марке достоинством в 1 рубль — эскалаторный зал станции «Парк культуры», на рублевой фиолетовой марке — станцию «Павелецкая» (авторы проекта —Н. Я. Колли и И. Н. Кастель), на коричневой марке — подземный переход станции «Курская», за архитектуру которой авторы проекта Г. А. Захаров и 3. С. Чернышова были удостоены Государственной премии.

марка московское метро

Последняя марка этой серии—черного цвета достоинством в 1 рубль. На ней — станция «Таганская». Об этой марке следует сказать особо. Дело в том, что высота изобразительного поля у этой марки на четыре миллиметра меньше, чем у остальных (18½ мм.). Кроме того, вызывает удивлении, что станция «Таганская» дважды изображена в одной и той же серии.

марка московское метро

Можно предположить, что вначале существовал лишь вариант всей серии, а возможно, сначала у клише марки была нормальная высота, а потом от него была «отрезана» полоска в 4 мм (рисунок марки допускает такое толкование: его верхняя часть кажется срезанной).

марка московское метро

Серия печаталась на бумаге с цветным фоном в несколько приемов. Поэтому в ней встречаются разновидности.

На втором участке кольцевой линии движение открылось 30 января 1952 года, а в декабре того же года были выпущены четыре марки в честь этого события. Это первые многоцветные марки, связанные с метрополитеном. Автор—художник С. А. Поманский. На марках изображены станции метро «Белорусская» (авторам проекта архитекторам Н. А. Быковой и И. Г. Таранову присуждена Государственная премия), «Новослободская» (авторы проекта — А. Н. Пушкин и А. Ф. Стрелков), «Ботанический сад» (авторы проекта—академик В. Г. Гельфрейх и архитектор М. А. Минкус) и «Комсомольская» (автор проекта — академик А. Б. Щусев). Все марки одного достоинства — 40 копеек.

Интересно также отметить, что все четыре марки этой серии первыми из почтовых знаков, посвященных Московскому метро, печатались па одном листе, «сцепкой». Они вышли двумя заводами. Поэтому у трех марок этой серии («Белорусская», «Ботанический сад» и «Новослободская») по две разновидности, которые отличаются оттенком рисунка. Различен также и порядок расположения марок в «сцепке»: в первом случае (слева направо) — «Белорусская», «Ботанический сад», «Новослободская», «Комсомольская», а во втором — «Комсомольская», «Ботанический сад», «Белорусская», «Новослободская».

Последние две марки, отразившие развитее столичного метро, появились в ноябре 1965 года.

Художник С. А. Поманский изобразил на этих шестикопеечных миниатюрах вестибюли станций Калужского радиуса «Октябрьская» и «Ленинский проспект». По оформлению это лучшие из марок, посвященных метрополитену. Они отпечатаны способом металлографии. Гравюры для них делал И, Мокроусов («Октябрьская»), Л. Майорова и А. Ткаченко («Ленинский проспект»).

На двух остальных марках этой серии изображены станции метро младших братьев Московского метрополитена: «Московские порота» (Ленинград, серо-коричневая марка) и «Завод «Большевик» (Киев, серо-зеленая марка).

Тематическую коллекцию «Московский метрополитен» можно закончить маркой с изображением ордена Ленина. Московский метрополитен удостоен этой награды в сентябре 1947 года, в день, когда Москва отмечала свое 800-летие.

В. Трембовлер