Метрополитену посвященные
Первая серия советских почтовых марок, посвященная строительству Московскою метрополитена, вышла в свет в феврале 1935 года. Эта серия, ставшая теперь филателистической редкостью, до сих пор остается одной из лучших по выразительности и разнообразию сюжетов.
В серии четыре марки, созданных художником И. Соколовым. На первой, оранжевого цвета, достоинством в 5 копеек, изображено строительства тоннеля. Сюжет этой марки заимствован художником с фотографии Л. Великжанина, опубликованной в газете «Вечерняя Москва» 7 сентября 1933 года, На переднем плане — откатчик, который толкает вагонетку. Теперь о профессии откатчика стали забывать. Поезда с вагонетками тянут электровозы. Но в те времена о рудничных электровозах метростроевцы могли только мечтать.
Вторая марка — синего цвета, достоинством в 10 копеек. На ней изображен разрез станции метрополитена и интересный исторический документ перспективный план развития Московского метрополитена. Он напоминает схему ныне действующих линий, которая имеется в каждом вагоне метро. Но далеко не все совпадает в плане и схеме. В частности, ранее Центральный стадион было намечено возвести в Черкизове и проложить туда линию метро. Но Центральный стадион, как известно, был построен в Лужниках, и необходимость в Черкизовском радиусе метрополитена отпала. Если же сравнить общее количество радиусов и протяженность линий метро на старом и новом планах, то видно, что перспективный план сейчас перевыполнен. Построено Большое кольцо, не предусмотренное в 1935 году, а многие радиальные линии протянулись гораздо дальше, чем намечалось когда-то.
Третья марка — карминовая, достоинством в 15 копеек. На ней изображен поезд метро в тоннеле. Это — одна из редких почтовых миниатюр. Немногие коллекционеры имеют ее. Объясняется это тем, что пятнадцатикопеечные марки предназначались в то время для оплаты международной корреспонденции и издавались меньшими тиражами, чем почтовые знаки других номиналов.
Четвертая марка — зеленая достоинством в 20 копеек. Она большего формата, чем остальные. Она знакомит нас с проектом станции метро «Библиотека имени Ленина» (автор—архитектор А. И. Гонцкевич).
Марки этой серии отпечатаны на бумаге с водяным знаком «Ковер» способом фототипии.
Особый интерес для коллекционеров представляют конверты и открытки с этими марками, погашенными московскими штемпелями с датой 15 мая 1935 года. В этот день открылось регулярное движение поездов метро первой очереди.
Строительство второй очереди Московского метрополитена отметила серия из шести марок, изданных в ноябре 1938 года. Автор серии — художник С. А. Поманский.
На первой марке этой серии, лилового цвета, достоинством а 10 копеек, изображена станция метро «Маяковская» (автор—академик А. Н. Душкин). Станция отличается большими архитектурно-художественными достоинствами. Макет частя станций демонстрировался на международной выставке в Нью-Йорке и пользовался у посети гелей большим успехом, поэтому и тематическую коллекцию «Московский метрополитен.» можно включить и марку с изображением павильона СССР на этой выставке (№ 14 по каталогу ГФК). Станция знаменита еще и тем, что 6 ноября 1941 гола, когда враг стоял у самых стен нашей столицы, в подземном зале ее состоялось торжественное заседание представителей трудящихся Москвы, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
На второй марке, темно-коричневого цвета, достоинством в 15 копеек, изображена станция метро «Сокол» (авторы проекта — архитекторы К. Н. и Ю. Н. Яковлевы). На третьей — черно-коричневого цвета, достоинством в 20 копеек, художник показывает станцию «Киевская», за архитектуру которой автору проекта академику Д. Н. Чечулину присуждена Государственная премия. Четвертая марка — лиловая, достоинством в 30 копеек. На ней изображение наземного вестибюля станции «Динамо» (автор проекта тоже Д. Н. Чечулин.)
Пятая марка — черно-коричневая, достоинством в 40 копеек, по сюжету отличается от остальных. На ней мы1 видим поезд метро в тоннеле.
На последней, шесток, почтовой миниатюре — коричневого цвета, достоинством в 50 копеек, изображена станция «Площадь Революции» (автор проекта —академик А. Н. Душкин). Украшена эта станция 80 бронзовыми скульптурами, созданными академиком М. Г. Манизером. Два из них («Красногвардеец» и «Крестьянин с винтовкой») отлично видны на марке.
Первая серия, посвященная метрополитену, вышла в свет до окончания строительства метро и сделана, в основном, по эскизам проектировщиков Метростроя (исключение — пятикопеечная марка). Серия, связанная со второй очередью, оформлена художником С. А. Поманским по собственным рисункам и фотографиям. Она отличается большим количеством мелких деталей, которые легко можно разглядеть на марках. Способ печати — фототипия.
Обилие деталей позволяет обнаружить ошибку в рисунке для 10-копеечной марки. Во время подготовки формы к печати негатив рисунка был перевернут, и марка представляет собой зеркальное изображение. Третий рельс (токопровод) прокладывается в тоннеле с левой стороны по ходу поезда, что хорошо видно, например, на 50-копеечной марке. На 40-колеечттоп же третий рельс с левой стороны тоннеля. Значит, либо фотограф снимал уходящий поезд, либо негатив при печати был перевернут. Первый вариант исключается, поскольку поездная бригада, лица которой видны на марке, всегда находится в головном вагоне. Следовательно, был перевернут негатив.
Московский метрополитен стал гордостью нашей столицы, одной из главных ее достопримечательностей. Поэтому среди выпусков марок, посвященных архитектуре Москвы, всегда можно найти почтовые миниатюры, имеющие отношение к метрополитену.
В июне 1937 года вышла в свет архитектурная серия, на восьми марках которой художник Н. Боров изобразил проекты новых зданий столицы. На 30-копеечном знаке почтовой оплаты — гостиница «Москва». Рассматривая эту марку через увеличительное стекло, можно заметить на углу здания, выходящем на улицу Горького, вход в станцию метро «Охотный ряд», а над ним букву «М» — символ Московского метрополитена. Значит, филателисты, работающие над тематической коллекцией «Московский метрополитен», могут смело помещать и эту марку в свои альбомы. Интересно, отметить, что автор почтовой миниатюры художник Н. Боров был одним из создателей проекта станции метро «Охотный ряд».
На одной из марок (серия вышла в марте 1939 года), посвященных реконструкции Москвы, изображен наземный вестибюль станции метро «Динамо». На ней отчетливо видны светильники оригинальной формы, установленные на балконе вестибюля. Сейчас вместо этих светильников стоят обыкновенные «шары», но изображение на марке — не вымысел художника Н. Шевердяева: точно такие же светильники на фотографии вестибюля, опубликованной в книге И. Катцена «Метро Москвы» (1947 год). Позднее они были сняты и заменены другими.
Московский метрополитен настолько органично вписался в архитектурный облик нашей столицы, что многие марки, посвященные архитектуре Москвы и не имеющие, казалось бы, непосредственного отношения к метрополитену, могут при внимательном изучении быть отнесены к этой теме.
Таковы еще три марки все той же серии 1939 года. На одной из них (20 коп.) — два вестибюля станции «Проспект Маркса» (в здании гостиницы «Москва» и в здании напротив Дома Союзов), а на второй (30 коп.) - два вестибюля станции «Библиотека имени Ленина» (в новом здании библиотеки и между новым и старым зданиями). Более отдаленное отношение к метрополитену имеет третья марка этой серии (80 коп): на одном из барельефов, украшающих здание речного вокзала, изображена станция метро «Киевская».
Следующая серия марок, посвященная Московскому метрополитену, издана в сентябре 1947 года, накануне празднования 800-летия столицы. В этой серии шесть миниатюр. На трех из них — станции метро третьей очереди: «Электрозаводская» (30 копеек, серо-коричневая), «Измайловская» (30 копеек, серо-синяя) и «Семеновская» (45 копеек, фиолетовая). На трех остальных художник В. Андреев нарисовал станции метро второй очереди: «Сокол» (15 копеек, коричневая), «Киевская» (60 копеек, красно-коричневая).
Таким образом, станции метро представлены на марках довольно полно. К сожалению, не нашли еще должного отражения в филателии трудовые подвиги строителей метро, замечательная техника, применяемая на строительстве и в эксплуатации метрополитена.
В серии марок, увидевшей свет в сентябре 1947 года и посвященной 800-летию Москвы, две марки (№№ 1206 и 1207 по каталогу ГФК) с изображением Казанского и Киевского вокзалов также можно включить в тематическую коллекцию «Московский метрополитен». На них виден вход на станции метро «Комсомольская» и «Киевская».
Подойдет для нашей коллекции и одна из миниатюр серии «3а досрочное выполнение послевоенной пятилетки», изданной в сентябре 1948 года. Художник В. Завьялов изобразил на синей шестидесятикопеечной марке перекресток улицы Кирова и Чистопрудного бульвара. Там проходят трамвайная и троллейбусная линии и находится здание станция метро «Кировская» (автор — академик Н. Я. Колли). Наземный вестибюль станции изображен на марке вместе с другими видами городского транспорта (трамвай, троллейбус, автомобиль). Однако на этой марке есть неточность: с фронтона вестибюля исчезла надпись «Метро».
1 января 1950 года был сдан в эксплуатацию первый участок кольцевой линии Московского метрополитена. Это событие отмечено выпушенной в июле 1950 года серией из семи марок.
Художник Е. Буланова на 40-копеечной марке карминового цвета изобразила станцию метро «Парк культуры» (авторы проекта — архитекторы И. Е. Рожин и Е. М. Маркова), на 40-копсечной темно- зеленой марке — станцию «Октябрьская» (автор проекта — академик Л. М. Поляков), на синей 40-копеечний марке — станцию «Таганская» (авторы проекта—архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков), на зеленой марке достоинством в 1 рубль — эскалаторный зал станции «Парк культуры», на рублевой фиолетовой марке — станцию «Павелецкая» (авторы проекта —Н. Я. Колли и И. Н. Кастель), на коричневой марке — подземный переход станции «Курская», за архитектуру которой авторы проекта Г. А. Захаров и 3. С. Чернышова были удостоены Государственной премии.
Последняя марка этой серии—черного цвета достоинством в 1 рубль. На ней — станция «Таганская». Об этой марке следует сказать особо. Дело в том, что высота изобразительного поля у этой марки на четыре миллиметра меньше, чем у остальных (18½ мм.). Кроме того, вызывает удивлении, что станция «Таганская» дважды изображена в одной и той же серии.
Можно предположить, что вначале существовал лишь вариант всей серии, а возможно, сначала у клише марки была нормальная высота, а потом от него была «отрезана» полоска в 4 мм (рисунок марки допускает такое толкование: его верхняя часть кажется срезанной).
Серия печаталась на бумаге с цветным фоном в несколько приемов. Поэтому в ней встречаются разновидности.
На втором участке кольцевой линии движение открылось 30 января 1952 года, а в декабре того же года были выпущены четыре марки в честь этого события. Это первые многоцветные марки, связанные с метрополитеном. Автор—художник С. А. Поманский. На марках изображены станции метро «Белорусская» (авторам проекта архитекторам Н. А. Быковой и И. Г. Таранову присуждена Государственная премия), «Новослободская» (авторы проекта — А. Н. Пушкин и А. Ф. Стрелков), «Ботанический сад» (авторы проекта—академик В. Г. Гельфрейх и архитектор М. А. Минкус) и «Комсомольская» (автор проекта — академик А. Б. Щусев). Все марки одного достоинства — 40 копеек.
Интересно также отметить, что все четыре марки этой серии первыми из почтовых знаков, посвященных Московскому метро, печатались па одном листе, «сцепкой». Они вышли двумя заводами. Поэтому у трех марок этой серии («Белорусская», «Ботанический сад» и «Новослободская») по две разновидности, которые отличаются оттенком рисунка. Различен также и порядок расположения марок в «сцепке»: в первом случае (слева направо) — «Белорусская», «Ботанический сад», «Новослободская», «Комсомольская», а во втором — «Комсомольская», «Ботанический сад», «Белорусская», «Новослободская».
Последние две марки, отразившие развитее столичного метро, появились в ноябре 1965 года.
Художник С. А. Поманский изобразил на этих шестикопеечных миниатюрах вестибюли станций Калужского радиуса «Октябрьская» и «Ленинский проспект». По оформлению это лучшие из марок, посвященных метрополитену. Они отпечатаны способом металлографии. Гравюры для них делал И, Мокроусов («Октябрьская»), Л. Майорова и А. Ткаченко («Ленинский проспект»).
На двух остальных марках этой серии изображены станции метро младших братьев Московского метрополитена: «Московские порота» (Ленинград, серо-коричневая марка) и «Завод «Большевик» (Киев, серо-зеленая марка).
Тематическую коллекцию «Московский метрополитен» можно закончить маркой с изображением ордена Ленина. Московский метрополитен удостоен этой награды в сентябре 1947 года, в день, когда Москва отмечала свое 800-летие.
В. Трембовлер