an image
Поиск
Это интересно

Музей птичьих перьев

Датский фермер Хансен занимался разведением домашней птицы. Его любознательный сынишка заинтересовался птичьими перьями и уже с пяти лет начал собирать их, сортируя по цвету и величине. Со временем он стал наиболее авторитетным экспертом по птичьим перьям и владельцем единственного в своем роде музея. Хансен сделал классификацию более 10 миллионов перьев, почти столько же их находится в стадии подготовки. В 1957 году «Музей перьев» был открыт официально. Хотя входная плата довольно высока, его охотно посещают туристы.

Анонс

Московское общество собирателей почтовых марок

В 1894 г. в Москве в типографии А. И. Снегиревой была напечатана книжка, посвященная филателии „По поводу первого десятилетия со дня основания Московского общества собирателей почтовых марок" (М., 1894 г,, 12 стр.). Книжка уникальная, и сведения, содержащиеся в ней, возможно, заинтересуют.

В 1883 году двадцать известных в Москве собирателей почтовых марок получили приглашение собраться 28 сентября (10 октября нов. ст. — Р. Т.) в квартире г-на Зиверта для обсуждения вопроса об основании в Москве Общества собирателей почтовых марок. Цель общества — доставить московским собирателям возможность сходиться в определенные дни, совершать между собой обмен своих дублетов, приобретать новые марки и вообще с большим удобством и единодушием заниматься филателией — этой новейшей отраслью человеческого знания.

На этом предварительном собрании и было решено образовать в Москве общество или кружок собирателей почтовых марок, собрания которого были назначены сперва по понедельникам (дважды в месяц), в квартире г-на Зиверта; а затем в гостинице «Билло» на Лубянке в первый и третий четверги каждого месяца.

Регулярные собрания вновь основанного общества продолжались до мая 1887 г., когда, к сожалению, стало известно, что дальнейшие собрания становятся невозможными, за неимением на это у его членов легального разрешения.

Лишь в феврале 1888 г., благодаря старанию некоторых коллекционеров, из канцелярии московского генерал-губернатора было выдано свидетельство за № 1950, устанавливающее за обществом название: «Московское общество собирателей почтовых марок». 8(20) сентября 1888 г. состоялось его первое официальное собрание, на котором присутствовало несколько посторонних лиц и представителей периодической прессы.

Вот некоторые данные о деятельности общества. Со времени его основания было проведено 148 собраний, из которых 5 чрезвычайных. Всех членов в настоящее время числится 26, из коих 3 иногородних. Библиотека, составленная из пожертвований, заключает в себе около 100 названий, архив — около 35 дел.

За истекшие десять лет, главным образом за время с осени 1888 г., деятельность Московского общества собирателей почтовых марок выразилась в следующем.

Прежде всего постоянную заботу общества составляло выработать Устав и исходатайствовать утверждение его.

Далее члены общества специально, по крайней мере значительная часть их, занимались изучением знаков почтовой оплаты, выпущенных русскими земскими почтами. Земские почты, учрежденные почти во всех уездах и действующие на громадных расстояниях, представляют весьма любопытное, но мало изученное явление. Почти все они имеют свои особые марки для предварительной оплаты корреспонденции, и полная коллекция этих марок имеет очень большую ценность. В этом отношении сделано достаточно много, и мы заняли бы немало времени, если бы захотели перечислить все те редкости, что удалось открыть и приобрести некоторым из коллекционеров.

За первые десять лет своего существования Московское общество деятельно поддерживало сношения как с иностранными обществами собирателей, так и со своим Петербургским собратом.

Не особенно блестяща и широка эта деятельность, но это потому, что и самое собирание почтовых марок на серьезных основаниях есть дело в России новое и непрочное, часто вызывающее со стороны лишь улыбки и насмешки.

А что же такое собирание почтовых марок? Наука, спорт, забава? Несомненно, преувеличивает тот, кто приписывает филателии особенно научное значение; но, с другой стороны, неправы и те, кто видит в ней одну лишь мальчишескую забаву.

Страсть к собиранию редкостей, к коллекционерству, есть страсть, врожденная человеку: следы ее мы находим в глубокой древности. Но эта страсть становится разумной и полезной лишь в том случае, когда собираемые предметы достойны сохранения от действия всесокрушающего времени, когда собирание их хоть чем-нибудь поучительно. Всем этим требованиям удовлетворяет разумно составленная коллекция почтовых марок.

Маленькая почтовая марка заслуживает сохранения ее от гибели и исчезновения во мраке времени, ибо значение ее больше, чем это обычно думают.

Изобретение марки, совершившееся 50 лет назад, есть событие исторической важности, ибо оно дало огромный толчок развитию почтового дела, значение которого в истории человеческой культуры несомненно.

Итак, марки заслуживают сохранения и коллекционирования как предмет любопытный и поучительный. Действительно, хорошая коллекция почтовых марок, составленная и расположенная по всем правилам требовательной филателии, может быть поучительной для всех обозревающих ее без предвзятой мысли осуждения. Помимо самого обширного знакомства с политической географией и историей последних 50 лет, всякий неизбежно приобретет хотя бы краткое знакомство со следующими отраслями знаний: нумизматикой, геральдикой, языкознанием, гравировальным искусством, техникой бумажного производства и печатного дела и т. д.

Ввиду всего вышесказанного, кажется, мы вправе поместить филателию рядом с другими вспомогательными ветвями исторической науки.

Продолжение ...

Анонс

Меморандум Сакорафоса

Тематика первых олимпийских марок. Филателия субсидирует организацию древних игр. Старт 6 апреля 1896 года

История олимпийской филателии насчитывает много лет. Она тесно связана с историей олимпийских игр. Почтовые марки стали своеобразными «участниками» этих интересных международных соревнований.

В 1892 году 29-летний француз Пьер де Кубертен выступил в Сорбонском университете в Париже с необычным докладом. Он блестяще обосновал необходимость возрождения олимпийских игр. Два года спустя в Сорбонне состоялась учредительная сессия МОК — Международного олимпийского комитета. Среди посланцев тридцати четырех государств был и представитель России.

Свои цели и задачи МОК провозгласил в решении, единодушно принятом по предложению Кубертена: «В интересах оживления и поощрения физических упражнений, а особенно в интересах установления дружеских отношений между народами, устраивать — в соответствии с эллинскими олимпиадами — спортивные игры каждые четыре года и пригласить к участию все нации». А через несколько дней было объявлено, что первые олимпийские игры состоятся в 1896 г. в Афинах.

Однако Международный олимпийский комитет тут же столкнулся с непредвиденными затруднениями. Они оказались настолько серьезными, что премьер-министр сообщил Пьеру де Кубертену об отказе Греции проводить игры. С большим трудом олимпийский комитет добился от греческого короля согласия организовать кампанию по сбору средств для их проведения.

Часть денег пожертвовали купцы. Одному из них даже установили памятник на Афинском стадионе. Но пожертвований было явно недостаточно, И вот тут-то, весьма кстати, выступил с любопытным предложением основатель греческой ассоциации коллекционеров почтовых марок Деметрис Сакорафос, известный также и среди спортсменов. Он предложил выпустить первые в мире олимпийские марки. Его «меморандум», адресованный кронпринцу — председателю Греческого олимпийского комитета, содержал убедительные аргументы: такой выпуск сулил большие моральные и материальные выгоды...

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Почтовая марка как предмет изобразительного искусства

Задача статьи — возвести почтовую марку в ранг произведений изобразительного, предметного искусства. Осуществить подобную задачу можно только на основе эстетической, искусствоведческой теории этого функционального вида графического искусства.

Прежде всего это нужно самим эстетике и искусствоведению. Недавнее пренебрежение к прикладным, «неизящным» искусствам только обедняло и искажало эстетическую науку и искусствоведческую теорию.

Одна из важнейших задач эстетики, искусствоведения сегодня — разработка вопросов утилитарной, функциональной стороны искусства, прикладного, промышленного творчества, функциональной архитектуры и скульптуры, технической эстетики, художественного конструирования. Поэтому теория и история почтовой марки — должны стать частью нашего искусствознания, частью нашего понимания прекрасного. Она должна также войти в создаваемую современной наукой семиотику — всеобщую символическую, знаковую теорию изображения как художественного, так и чисто информационного. Затем это необходимо филателии. Коллекционирование почтовых марок — это собирание миниатюрных художественных произведений — графических и полиграфических и в том числе репродукций с лучших произведений живописи и графики, изображений скульптурных и архитектурных памятников, предметов декоративного искусства и вообще памятников материальной культуры. А филателистическая коллекция — не что иное, как маленький домашний музей, «альбом», выставка таких художественных произведений. Филателист — не любящий, не понимающий изобразительного искусства, собирающий не почтовые марки — драгоценные зерна общечеловеческой и национальной сокровищницы изобразительной информации и изобразительного искусства, а только «знаки почтовой оплаты», считающий лишь зубцы да увлекающийся разновидностями или даже браком печати и забывающий при этом об эстетике, красоте, искусстве — это еще не филателист.

Конечно, хорошо, что проводятся конкурсы на лучшую марку года, что имеются кружки филателистов — художников, что филателисты иной раз сами предлагают сюжеты марок и серий, экспонируют на своих выставках коллекции со специально «художественной» тематикой. Но более важным представляется другое: общий подъём художественной, эстетической культуры филателистов. Филателист должен стать ценителем и любителем, подлинным знатоком графического искусства, замечательных достижений русского и мирового рисунка, гравюры, графики, литографии, иллюстрации, плаката, миниатюры и т. д. Знатоком и вдохновенным пропагандистом.

Поэтому с удивлением отметили мы черты равнодушия к искусству и изображению в статье Б. Стальбаума «Дружить с почтой», где классическая «почтовая» филателия противопоставляется «художественной», где изображение и сюжет преподносятся как «картинка» и «тема», где в лучшем случае за рисунок милостиво признается эдакий «аромат документа эпохи» и где категорически утверждается: «марка, даже самая лучшая, никогда не заменит подлинного документа, картины, плаката». А зачем ей их, собственно, заменять, когда она сама — документ эпохи, произведение графики, миниатюрный плакат?

Такая точка зрения — вольно или невольно — оправдание ремесленничества, эмпирически сложившегося и отнюдь не во всём благоприятного фактического положения вещей.

Наконец, «теория почтовой марки» нужна и всем тем, кто непосредственно, практически ее создает и издает. И от кого зависит её сегодняшняя и завтрашняя почтовая и художественная судьба. Речь идет не только о графиках-марочниках, граверах и полиграфистах «Гознака», но и о составителях планов выпуска почтовых марок, организаторах выставок, членов жюри конкурсов, журналистах, популяризаторах, критиках, пишущих о марке. Всем им нужны критерии, твердые и однозначные, обоснованные рекомендации, действительно научные, а не субъективные. Таким образом, филателистическая теория — это филателистическая практика.

Как известно, почтовая марка была «изобретена» в 1840 г. в Англии, К 1849 году 11 стран выпустили всего 44 марки. Первая русская марка вышла в 1857 году, а в 1866-ом российских марок было лишь около двадцати. О какой, собственно, изобразительной функции и о каком тематическом коллекционировании можно было говорить 100 лет назад? Сегодня ситуация коренным образом изменилась. И не только количеством марок (200 000!) числом филателистов (100 000 000!) и цифрами тиражей никем точно не подсчитанными, но, по-видимому, чудовищными, но и той ролью, которую почтовая марка и филателия играют в современном мире.

Почтовая марка появилась в век паровоза и парохода, электромагнитного телеграфа и доавтоматиче-ского телефона, в годы создания Всемирного почтового союза, появления первых крупных телеграфных агентств. Сегодня марка существует и действует совсем в ином мире. А именно — в мире атома и космоса, в мире идеологической борьбы и экономического соревнования, в условиях новой, не менее значительной, чем создание письменности и изобретение книгопечатания, информационной, кибернетической революции. Сегодня —марка рядом с радио и телевидением, кино и массовой прессой, электронно-счётными машинами, колоссальными тиражами литературы. Духовный и эстетический отпечаток, который накладывает наш век на почтовую марку и филателию, конечно, не исчерпывается «космическими» сериями и атомной эмблематикой на фоне ядерного реактора.

Особое, можно сказать, совершенно новое понимание и содержание в почтовую марку, а значит и в филателию, внес замечательный и все еще мало изученный опыт. Почтовая марка— это подлинное зеркало великой державы, многонациональной, миролюбивой, трудолюбивой. Почтовая марка— это подлинное открытие почтовой марки как жанра миниатюрного плаката, как средства массовой агитации и действенной пропаганды, как мощного и благородного средства культурной революции, средства расширения художественного кругозора, эстетического воспитания. Наша марка борется за мир, утверждает на земле светлые идеалы коммунизма.

Всё это дает нам возможность и право дать следующее, более современное, чем общепринятое, определение почтовой марки:

Почтовая марка — это небольшое по размеру, миниатюрное произведение графического и полиграфического искусства, одновременно эстетико-декоративное и художественно-изобразительное, служащее знаком почтовой оплаты, а также являющееся предметом коллекционирования — предметом филателии.

Целый ряд черт почтовой марки сближает её с плакатом: лаконизм, броскость, общий политический пафос. Марка — близкая родственница книжной графики, элементов оформления обложки и т. п. Её более дальними родственниками являются изделия декоративно-прикладного искусства и даже монументально-декоративной живописи, так как вэтих видах пространственно-прекрасного также имеет существенное значение единство художественного и функционального начала. Но для того, чтобы стать произведением декоративно-прикладного искусства, почтовая марка должна иметь очень высокий графический и полиграфический, орнаментальный и фактурный уровень. А чтобы выдержать сравнение с фреской, мозаикой, витражом, почтовая марка должна иметь высокий и содержательный потенциал эпической мемориальности и поистине миллиардные тиражи, которые в графике малых форм как бы заменяют пространственный размах, впечатляющие масштабы монументальных форм. Близкие родственники почтовой марки — всевозможные этикетки, наклейки, почти не поддающееся учету, приводящее в отчаяние коллекционеров стихийное изобилие многообразных форм прикладной промышленной графики. Но среди прикладных, утилитарных форм, почтовая марка — наиболее художественная. А среди художественных, пожалуй, наиболее прикладная, функциональная.

Потому-то почтовая марка и занимает такое особое, исключительное место среди своих ближайших соседей по «малой графике». Общее, родовое отличие филателистической графики от предметов бонистики, филумении, филокартии, от экслибрисов, от монет, медалей, значков — как раз этот всеобщий и бесспорный характер ее художественности. Только почтовая марка соединяет, концентрирует в себе существующие порознь, в различных функциональных жанрах, информационные, художественные, мемориальные качества: изящный и лаконичный графический язык экслибриса, первоклассную «государственную» печать банкнот, массовость и монументальность тематики и тиражей этикеток и медалей, пропаганду большого искусства открыткой. Поэтому та радость, восхищение, которые испытывает настоящий филателист, рассматривая хрупкую и драгоценную почтовую марку, вполне идентичны по своей эстетической природе тому счастью, художественному и познавательному, которое переживает зритель, рассматривая на выставках и в музеях произведения большой графики и шедевры мировой живописи.

Разумеется, 170 лет назад нельзя было даже и подумать, что из маленького прямоугольника с профилем королевы возникнет целая новая отрасль, обширная и щедрая ветвь рисунка, гравюры, офорта, литографии — настоящая художественная индустрия принципиально нового вида функционального изобразительного искусства. Сегодня же это вполне совершившийся факт. И лучшее доказательство тому — все большее приближение почтовой марки к искусству, а филателии — к науке. Ясно, что такая наука немыслима без филателистического искусствоведения, без функциональной эстетики и соответствующей художественной критики, бытующих сегодня в стране малых форм изобразительного искусства.

Десять функций почтовой марки.

Итак, почтовая марка — особый вид функциональной графики. Для того чтобы понять предметную и изобразительную, прикладную и идейную природу почтовой марки, необходимо представить ее как сумму определенных функций. Причем одни из этих функций принадлежат самой почтовой марке, другие — экономике, технике, требованиям которых она должна подчиняться. Как известно, функциональный подход вполне оправдал себя в теории и практике современной архитектуры. Он является эстетической и искусствоведческой основой художественного конструирования, составляет научное содержание технической эстетики, помогает объяснить самые различные и запутанные случаи прикладной графики. Можно назвать по крайней мере десять функций современной почтовой марки.

1. Прежде всего почтовая марка — это знак почтовой оплаты. Отсюда ее первичная денежная, финансовая функция. Это графически выражено в соответствующей цифровой и текстовой надписи — обозначении номинала. Существует немало способов выделить, подчеркнуть номинал — размером, цветом, местоположением. Это необходимо, так как номинал марки — это ее «почтовая специальность». А специфика филателистической графики — в органическом единстве номинала с изображением.

2. Почтовая марка является пред метом, «вещью», бумажным, но предметом, служащим для оплаты почтового отправления. Отсюда — клей, цвет, отделяющий ее от фона, на котором она клеится. Отсюда же и характернейшее свойство почтовой марки, далеко выводящее ее за рамки простой предметной целесообразности: ее миниатюрность, малые размеры. Да, почтовая марка — миниатюра, и в этом смысле она представительница древнего искусства миниатюр, инициалов и «иллюминаций» рукописных книг, медальонов, печатей. Она не должна быть слишком маленькой, чтобы ее было удобно взять, и не слишком большой, чтобы на конверте можно было наклеить несколько марок, чтобы осталось место для адреса и для штемпеля. Что касается блоков, то это уже чисто филателистическая, то есть не «функциональная», а «станковая» форма. В качестве отдельной, самостоятельной «вещи», почтовая марка должна обладать фактурой, материалом, поверхностью, предметным, а не бесплотным цветом, органическим единством и конструктивной цельностью текста, номинала, «картинки», орнамента, единством графической техники и полиграфической технологии. Поэтому-то особенно «предметны» марки-гравюры. Наличие богатого декора, затейливых украшений, «роскошной» печати, тиснения, золота делает марку уже предметом декоративно-прикладного искусства.

3. Почтовая марка — государственный знак, символ данной страны, национальности, ее политического строя. Известная формула Георгия Димитрова «Марка — это визитная карточка страны» в первую очередь имеет в виду эту черту филателистической миниатюры. Такого рода государственное, политическое представительство марка осуществляет с помощью характерной политической символики и эмблематики, надписи — наименования страны, шрифта и языка. Традиционными символическими изображениями английских почтовых марок являются, как известно, портреты королей (королев), США — портреты президентов, Франции — профиль Республики и т. д. Для Советского Союза такими политическими эмблемами служат герб и флаг СССР, Московский Кремль, фигуры рабочего, колхозника, воина, ученого — подлинных творцов истории, создателей всех материальных и духовных ценностей. Не надо думать, что функция полпредства — только у стандартных марок. Просто в них она проявляется в более прямой форме. На самом деле любая марка — выбором и трактовкой сюжетов и портретов, символикой, атрибутами, текстами, даже стилистикой — настойчиво и систематически демонстрирует и пропагандирует вполне определенный, «свой» политический и экономический строй, национальную структуру, агитирует за свой «образ жизни», тип и уровень культуры. Художник-марочник не должен об этом забывать.

4. Почтовая марка — произведение графического и полиграфического искусства и, в качестве такового, должна удовлетворять целому ряду технических требований. Совокупность такого рода требований можно назвать технологической функцией почтовой марки. Сюда относятся, например, требования тиражности, группового расположения почтовых марок на листе при печати. Графика должна соответствовать, идти на встречу полиграфии, а цинкографическое и типографское исполнение— техническим возможностям рисунка-оригинала. Прогресс современной полиграфической техники отнюдь не означает, что можно печатать все, что угодно, с оригиналов любой, в том числе «живописной» техники, с любой степенью уменьшения, с любым количеством цветов. Подобного рода «репродукционным» подходом страдает как раз на ша сегодняшняя филателистическая графика. Нагромождения и пестрота, композиционные излишества, может быть, и не выглядят столь отрицательно на оригиналах, но воспроизведенные в печати, они превращаются в зрительную «кашу». Одно из преимуществ гравюры на металле, дереве — отсутствие искажения при уменьшении, совпадение размеров оригинала и оттиска. Вообще, «совпадение» графики и полиграфии в гравюре делают ее наиболее технологичной среди других видов рисунка и печати. В то же время самыми простыми средствами можно добиться максимальных в эстетическом и художественном отношении результатов, наглядный пример — знаменитая черно-красная траурная ленинская марка худ. И. Дубасова, вышедшая в январе 1924 г. Бесполезно искать пути повышения качества нашей марки в роскоши и дороговизне печати: они уместны далеко не всегда. Без решительной и последовательной борьбы за «технологичность» почтовой марки поднять ее графическое и полиграфическое качество невозможно.

5. Одной из важнейших, а для филателиста, конечно, самой главной, является изобразительная, зрительно-информационная функция почтовой марки. В этом и заключается художественное содержание филателии. Выбор сюжета единичной марки, сюжетов марок в серии и сюжета серии в целом, на конец, совокупность всех марок данной страны, ее «филателистический репертуар» — вот как далеко и многозначно простирается изобразительный эпос «маленькой» и «скромной» почтовой марки! Но функция изображения, разумеется, шире. Ведь сама она распадается на публицистическую, учебно-школьную и энциклопедически-познавательную, историческую и географическую, занимательную, лирическую и веселую. Одна из функций марок — юбилейная, мемориальная: памятные имена, даты, события, как из прошлой, так и из современной жизни народа. Особая роль сегодняшней филателистической тематики — в пропаганде научно-технических знаний, выдающихся достижений в покорении космоса и овладении атомом, рассказ о большой химии и увлекательной кибернетике. По существу современная почтовая марка имеет все возможности для создания художественно полноценного и информационно исчерпывающего изобразительного эпоса нашего времени, нашей великой страны. К сожалению, эта ее замечательная возможность далеко не всегда используется.

Репродукции с картин, изображения скульптурных и архитектурных памятников, произведений декоративно-прикладного искусства и изделий народных промыслов помогают осуществлению еще одной важнейшей информационной функции — художественной пропаганды и эстетического воспитания.

Достаточно перелистать каталог почтовых марок, чтобы убедиться, что все эти задачи нашего филателистического эпоса выполняются — но только «в основном». В то же время давно уже вызывают справедливое недовольство филателистов такие факты, как случайность сюжетов, незаконченность серий, пропаганда второстепенных имен и явлений и забвение людей и событий важных, действительно достойных увековечения.

Между тем — программы выпусков, выбор сюжетов марок, тщательная разработка филателистической тематики—тоже творчество, требующее не меньшего таланта, чем графическое исполнение.

6. Есть смысл юбилейную, мемориальную функцию выделить в отдельную, самостоятельную функцию филателистической графики, так как именно календарь памятных дат на будущий год — основной источник для составления тематического плана и для творческого вдохновения художника-марочника. Мемориальность — это, конечно, эпос, но он требует индивидуальности и конкретности — имени и подвига героя, времени, места, характера исторического события. Мемориальная функция

в скульптуре, обелиске в первую очередь, связана с пространством, с местом совершения подвига, захоронения героя, установления памятника и т. д. Мемориальность почтовой марки, наоборот, имеет связь со временем, хронологией, датой выпуска марки, серии, блока и т. п.

С мемориальностью неразрывно связана и монументальность. Мы уже говорили, что миллионные тиражи почтовых марок, в особенности стандартных,— своеобразная форма монументальности, а значит и мемориальности филателистической графики. Наконец мемориальность связана с металлом, камнем и другими «вечными» материалами, а почтовая марка — всего лишь клочок бумаги. Но и здесь у почтовой марки своя мемориальность. Во-первых, тиражность, а, во-вторых, филателия. Первая ее спасает от поголовного истребления, вторая — заботливо коллекционирует, сохраняет в кляссерах и альбомах, неутомимо разыскивает и тщательно реставрирует. Подлинная мемориальность марки — в крайне осторожном, в предельно тщательном отборе имен и дат, в их живой, индивидуальной, даже лирической и драматической трактовке.

7. Маленький зубчатый прямоугольник почтовой марки,— часть окружающей нас предметной среды, произведение декоративно-прикладного искусства. И все требования, которые мы предъявляем к та кому произведению, должны быть предъявлены без всяких скидок на «специфику» марки. Так что она не только вещь утилитарная, то есть на клейка, но и предмет эстетический, вещь, чья функция — материальная, стилевая красота. Здесь возможны три случая, три уровня эстетического и художественного «освоения». Первый—стандартные марки, наиболее «функциональные», то есть «почтовые» из всех. Тут мы имеем дело с утилитарно-прикладным искусством. Их уровень красоты на уровне технической, то есть функциональной эстетики. Даже декоративность, орнамент на этой стадии функциональные: их роль не только «завитушек», украшений, сколько защитной сетки «гербового» денежного документа. Второй уровень, — собственно художественные марки. Здесь они декоративно-прикладное искусство. Такая филателистическая графика — праздничная, подарочная, орнаменты и декор обогащаются, приобретают более самостоятельный характер, переходят в изображение. Наконец, третий, самый «высший» уровень,— блоки и подобные им выпуски. Их почтовая функция целиком поглощена коллекционной, любительской. Перед нами — «чистое» произведение «декоративного» искусства, собственно графики. Ясно, что требования, которые мы должны предъявить к блокам, должны быть самыми высокими. Впрочем, у блоков есть и «своя», специфическая функция: демонстрация достижений полиграфической техники. Едва ли не единственный пример — ленинский блок 1964 г. худ. И. Дубасова: многоцветная автотипия с рельефным тиснением на мелованной бумаге.

8. Но почтовая марка — это прежде всего почтовая марка. И ее «первая» функция—сопровождать письмо, бандероль, посылку в их почтовых странствиях, свидетельствовать, что этот путь оплачен. Полностью эту свою роль марка выполняет тогда, когда она погашена календарным почтовым штемпелем. Настоящая почтовая марка не боится штемпеля, наоборот, он ее обогащает, украшает. По существу почтовый штемпель — не что иное, как особая, «хронологическая» и «круглая» форма почтовой марки: календарный штемпель — стандартная «марка», специальный штемпель, спецгашение — юбилейная «марка», а может быть, и «блок». С досадой отметим здесь, что наши стандартные, календарные штемпеля, как ручные, так и машинные, оставляют желать лучшего Что касается спецгашений, то здесь, по-видимому, еще период первоначального накопления: число их растет, увеличивается степень сложности рисунка, хотя собственно художественная сторона оставляет желать лучшего. Увы! И здесь нужна своя культура, знание художником истории изобразительного искусства, понимание им возможностей и требований «жанра».

9. Мы уже говорили, что понятие «функции» почтовой марки исторически меняется, усложняется, причем диалектика развития такова, что почтовая марка как бы «опровергает», «отрицает» свое прошлое. Конечно, почтовая, ведомственная функция марки и сегодня остается ее «первой» функцией. Но не единственной. «Второй» является функция коллекционная, филателистическая. Одно дело чисто почтовая марка 1840 или 1866 гг., другое — почтово-филателистическая марка 1940 или 1966 гг. Одно дело — английская почтовая марка с неизменными королями и королевами, другое — свыше 150-ти марок, ежегодно выпускаемых сейчас — разнообразных, богатых по тематике, ярких по своему идейному потенциалу. Совершенно ясно, что собственно филателистическая функция марки не менее реальна, чем почтовая. Это находит свое выражение, в частности, в том, что число выпусков и тиражи марок увеличиваются.

Графика «для почты» превращается в искусство для миллионов людей. Требования филателистов, вольно или невольно, накладывают все больший отпечаток на облик современной почтовой марки.

10. Наконец, последняя из перечисленных здесь функций: собственно художественная. Это означает, что почтовая марка не только предмет декоративно-прикладного искусства, но и произведение графического изобразительного искусства. Со своим специфическим языком, неповторимым голосом, образностью, идейностью, тематикой, сюжетом. Эта функция на почтовой марке выступает в двух планах. Во-первых, перерисовки-репродукции с портретов, произведений живописи и большой графики; изображения скульптурных и архитектурных памятников. Во-вторых, самостоятельные, оригинальные произведения художественной миниатюрной графики, задуманные и исполненные уже вполне оригинально самими мастерами-марочниками. Вторая задача, конечно, важней, так как ее решение должно ощутимо присутствовать в каждой марке. В обоих планах почтовая марка имеет и свои достижения, и недостатки. Изданы неплохие марки с репродукциями картин И. Е. Репина, В. И. Сурикова, П. А. Федотова, И. И. Шишкина и других художников-реалистов 19 века, в совокупности составляющих сегодня своеобразную Третьяковку филателиста. Вместе с тем, крайне мало, неохотно наша филателистическая графика пропагандирует достижения современной живописи. Неужели наше искусство только в прошлом, в произведениях передвижников?

За долгие годы своего существования миниатюрная графика выдвинула немало крупных, самостоятельных художников-марочников: В. Завьялова, И. Дубасова, С. Поманского, Д. Голядкина и других. В то же время на нашей почтовой марке процветают вялые перерисовки. Прозаический характер рождения и развития почтовой марки во многом предопределил невнимание к ней художников и критиков-искусствоведов. Именно в этом одна из главных причин того, что в работе над почтовой маркой не приняли участия такие, например, замечательные художники, как первоклассный мастер книги, фотомонтажа, плаката и оформления Эль Лисицкий, классик гравюры на дереве, иллюстратор, экслибрист и монументалист В. А. Фаворский, график, живописец, плакатист и монументалист А. А. Дейнека, чудесный рисовальщик-сказочник В. М. Конашевич, наш лучший художник-анималист В. А. Ватагин. Давно настала пора ликвидировать упущения. Филателистическая графика не может жить отдельно от всего остального изобразительного искусства великой страны. Современная живопись, плакат, кадры из лучших кинофильмов, новые произведения функциональной архитектуры, технической эстетики и т. д. — все это должно войти в нашу миниатюрную графику, влиять на нее, взаимодействовать с ней... Чем бы в самом деле была наша почтовая марка без изображений с эпохальных гравюр И. Д. Шадра, предопределивших ее высокохудожественное лицо на долгие годы?

Итак, мы назвали десять функций почтовой марки: финансовую, предметную, государственную, технологическую, информационную, мемориальную, эстетическую, почтовую, филателистическую, художественную. Не все из этих функций равноценны и не все обязательны для нее. Но в целом, статистически, они характеризуют и описывают почтовую марку.

Дело, конечно, не в числе функций. Более строгий теоретик, возможно, найдет, что их только пять, а более щедрый обнаружит, что их скажем, не менее 15-ти. Дело в том, что с помощью таких функциональных представлений можно понять и объяснить все многообразные стороны почтовой марки. И в первую очередь, ее художественные, эстетические стороны.

Почтовую марку как произведение изобразительного искусства, как художественное произведение малой функциональной графики характеризуют: 1. Миниатюрные размеры. 2. Символическая образность. 3. Условность стилистики, общая лаконичность графического, композиционного и колористического языка. 4. Серийность выпусков, то есть ансамбль, сюжетный и композиционный. 5. Единство декоративного и изобразительного начала, синтез предметности и информационности. 6. Наличие цифр и букв, шрифта и текста, связанных как композиционно, так и тематически с декором, изображением и сюжетом. 7. Теснейшая связь графики (оригинала) и полиграфии (печати). 8. Наконец, народность, правда искусства, идейность, то есть все то, что мы ждем и требуем от настоящего большого искусства и что в сфере маленькой и незаметной почтовой марки приобретает специфическую жанровую форму «малого» изобразительного эпоса. Все эти черты можно обнаружить в любой нашей высококачественной марке или первоклассной серии.

Об одних из перечисленных только что эстетических и художественных чертах почтовой марки мы уже кое-что сказали. О других — и, в особенности, об образности и символике, о стилистике и условности, а главное — о тематике и сюжетах, об изобразительном эпосе нашей филателистической графики, о пропаганде ею науки и техники, произведениях современного искусства есть смысл поговорить подробнее. Только всестороннее исследование почтовой марки, последовательный анализ ее функциональной природы, приложение к ней всех категорий эстетики и теории искусства, помогут нам понять и полюбить почтовую марку именно как произведение большого и современного искусства. А может быть, и открыть в ней такие черты, о существовании которых не догадывались, не подозревали и сами ее ценители-филателисты.

Э. Вальдман