an image
Поиск
Это интересно

Вопрос:

У меня есть марки стран, названия которых я пока еще не знаю. Вот одна из них. На ней такие надписи: «Fiume», «FrancoBollo postale per giornale». На этой марке нарисован корабль. Ее размеры 4 × 4,5 мм.

Эксперт:

Это — газетная марка. Она выпущена в 1920 г. в г. Фиуме (Рьека). Город Фиуме принадлежал Австро-Венгрии. По Раппальскому договору 1920 года был создан вольный город Фиуме. Но в 1924 г. по Римскому договору он был присоединен к Италии. С 1 апреля 1924 г. в Фиуме использовались итальянские марки. В 1947 году этот город присоединен к Югославии. Называется он теперь Рьека.

Анонс

Почтовая марка как предмет изобразительного искусства

ЭМБЛЕМА — пожалуй, один из наиболее распространенных видов символического изображения. Гербы, знаки, эмблемы разнообразных международных и спортивных организаций и конгрессов, флаги государств, геральдика профессий и учреждений — всего этого на почтовых марках так много, что можно было бы написать объемистое монографическое исследование по филателистической геральдике. Классический тип чисто эмблемной геральдической марки — целое филателистическое море русской земской почты, обычные сюжеты марок которой — гербы городов и губерний необъятной России.

На почтовой марке следует отличать два типа эмблем: изображение соответствующих «эмблематических» предметов (ордена, медали, значки и т. п.) и собственно марки-эмблемы с оригинальными рисунками. К последним, например, относятся марки РСФСР 1921—1922 гг. с рисунками эмблем рабочего и крестьянского труда или с рисунком руки рабочего, сжимающей молот, и с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (N2 36). Марки «золотого» стандарта с изображением шадровских скульптур — рабочего, крестьянина, красноармейца также в какой-то степени были эмблемными.

В первый раз красный флаг и красная звезда, «красный цвет моих республик» (В. В. Маяковский), сверкнули на советских почтовых марках в 1928 и 1938 гг. (10-летие и 20-летие Красной Армии). Цвет — это тоже эмблема, символ; так же, как рисунок, цвет имеет и свой политический подтекст.

Сегодня на нашей почтовой марке мы видим едва ли не все мотивы и формы нашей эмблематики: политической — государственной и партийной, военной, трудовой, культурной, спортивной и проч. Так и должно быть: эмблемы народа и державы — священные, дорогие сердцу каждого человека символы нашей любви к своей Родине, нашей великой и вдохновенной устремленности в будущее, и они должны быть распространены и размножены в миллионных и миллиардных количествах экземпляров — по всей стране, по всему миру. Новой высокохудожественной эмблемой стало барельефное изображение профиля В. И. Ленина на занавесе зрительного зала Кремлевского Дворца съездов, исполненное ленинградским художником А. А. Мыльниковым. Вскоре оно появилось и на почтовой марке «XIV съезд ВЛКСМ» (худ. И. Левин, 1962 г.).

Компонуя эмблемную марку, художник должен учитывать «игру» формата самой эмблемы с форматом и рамкой марки. Как это делается — см., например, серию «Медали СССР» 1946 г., особенно гравированный III выпуск (№№ 1100—1107), где мудро и изящно согласованы форматы и размеры самой медали, овала рамки и вертикального прямоугольника марки (художники — А. Мандрусов и И. Михеев). Специальные средства печати — например, гравюра на металле — усиливают элемент декоративно-прикладного искусства в филателистической графике.

В то же время явно мало удачны, лишены фантазии, находок наши эмблемы атомные и космические: сказывается недостаток научно-технических знаний у художников ... Что, например, дают уму и сердцу такие вялые, неинтересные, не новые, скорее похожие на незатейливую спичечную этикетку, чем на зрительно сложную, богатую, насыщенную изобразительной информацией почтовую марку, эмблемы атома и космоса, какие мы видим в серии «Атомная энергия в мирных целях» (худ. И. Левин, 1962, №№ 2765—2766)? Все вышесказанное относится и к рисункам специальных штемпелей гашения.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ и АЛЛЕГОРИЯ — следующие, более высокие, т. е. более изобразительные, «картинные» ступени символического. Олицетворение — это символ в виде человеческой или фантастической фигуры или фигуры животного. Аллегория — это символ в виде сюжетной сцены. Таковы, например, трудовые олицетворения «жнец» и «сеятель» худ. Г. Пашкова на его марках из серии 1923 г., посвященной Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (№№ 107, 108). Аллегорию можно видеть и на марках «5-летие Великой Октябрьской социалистической революции» (№№ 56—60), где художник И. Дубасов изобразил рабочего, высекающего на камне юбилейную дату. Здесь традиции нашей филателистической графики прямо связаны с традициями русского революционного символизма и революционного романтизма А. М. Горького и В. В. Маяковского, с рисунками, барельефами и скульптурами, осуществленными советскими художниками в первые годы революции по ленинскому плану монументальной пропаганды.

К сожалению, необходимо отметить, что в дальнейшем в нашей почтовой марке (как, впрочем, и в нашем плакате) нарастали черты вяло-академической и эклектико-архаической символики и терялись, забывались демократические и современные черты революционной символики двадцатых годов.

Особый раздел олицетворений и аллегорий — воспроизведение на марках скульптурных монументов, памятников, символических фигур и групп. Таковы скульптуры И. Д. Шадра, неоднократно уже упоминавшиеся, знаменитая группа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», фигура «Советский воин-освободитель» Е. В. Вучетича. Обращение к скульптуре вполне естественно. Но при этом не следует забывать, что, во-первых, такое обращение не должно парализовать собственные поиски, творческую фантазию художников-графиков почтовых марок и, во-вторых, пропагандироваться в первую очередь должно самое лучшее, наиболее популярное.

Начало космической эры застало наших художников-марочников буквально врасплох. И именно в плане космической символики. Марки плакатного типа оказались начисто лишенными современных олицетворений и аллегорий, то есть поэзии, романтики, фантазии, звездной символики. А разве не лучше было бы, если вместо приевшихся схем астронавтики и ракетной техники без людей мы увидели бы на очередной звездной марке тех же «Покорителей космоса» А. А. Дейнеки — юных, динамичных, интеллектуальных или «Новую планету» К. Ф. Юона — с ее революционной романтикой, или «Космические фантазии» А. Соколова? Да, работа над олицетворением и аллегорией требует специального таланта, немалых знаний, особой образной и интеллектуальной культуры.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Советские почтовые тарифы. РСФСР 1918-1923

История выпуска советских марок неразрывно связана с историей отечественной почты.

Развивалась и совершенствовалась техника почтовой связи — и появлялись марки для новых видов корреспонденции — «авиа», «спешной», «авиаэкспресс». Успехи полиграфии привели к многообразию способов печати марок, к созданию многокрасочных почтовых миниатюр. Но особо интересно проследить, как влияли на очередные выпуски марок тарифы за пересылку и доставку корреспонденции. К сожалению, советские почтовые тарифы — тема, совершенно не исследованная в нашей филателистической литературе. А между тем с действующими тарифами тесно связаны величина номиналов издающихся марок, их тиражи и сроки почтового хождения. Не раз тарифы диктовали переоценку курсирующих марок, вызывали к жизни новые стандартные выпуски и различные надпечатки. Наконец, знакомство с тарифами помогает коллекционеру определить — правильно ли франкировано интересующее его письмо, верно ли взыскана доплата!

Советские почтовые тарифы за пересылку и доставку внутренних (то есть не международных) почтовых отправлений в период с 1918 г. и до наших дней изменялись около тридцати раз. Как правило, они вводились в действие специальными декретами правительства и только в некоторых случаях — циркулярными распоряжениями почтового ведомства. Тарифы же на международную корреспонденцию сообщались обычно самим Наркоматом почт и телеграфов (позднее Министерством связи СССР]. В статье в хронологической последовательности приводятся все советские внутренние почтовые тарифы (для краткости — только на основные виды письменной корреспонденции), а также сообщается о тарифах на международную корреспонденцию — обычную и «авиа». Внутренним тарифам присвоены порядковые номера. Даты до 1 февраля 1918 г. даются по старому стилю, номера советских марок — по каталогам Главной филателистической конторы (ГФК) издания 1958 и последующих годов.

28.2.1918.

Первое время после Великой Октябрьской социалистической революции продолжали действовать внутренние почтовые таксы, введенные еще Временным правительством с 15 августа 1917 г.:

за пересылку и доставку почтовых карточек (открытых писем), местных и иногородних — 5 коп.;

за пересылку и доставку простых (закрытых) писем:

местных, за каждые 30 г. веса — 10 коп.,

иногородних, за каждые 15 г. веса — 15 коп.;

дополнительный сбор за отправление заказным (так называемый «сбор за заказ») — 20 коп. с каждого отправления;

доплатной сбор — сумма, недостающая до правильной оплаты, но в двойном размере.

14.9.1918.

10—18 января 1918 г. состоялся III Всероссийский съезд Советов, провозгласивший молодое Советское государство Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). А уже 26 января было обнародовано Постановление Наркомата почт и телеграфов РСФСР (или как его коротко называли—Наркомпочтель) о введении с 28 февраля 1918 г. на всей территории Российской Федерации первых советских почтовых тарифов:

за пересылку и доставку почтовых карточек, местных и иногородних — 20 коп.; за пересылку и доставку простого (закрытого) письма:

местного, за первые 6 лот — 30 коп.,

за каждый следующий лот — по 5 коп.;

иногороднего — 35 коп. за лот;

дополнительный сбор за заказ — 70 коп. с каждого отправления.

В соответствии с новыми тарифами были назначены номиналы двух готовящихся в то время к изданию первых советских революционных марок с рисунком «рука с мечом»— 35 и 70 коп. Причем марка в 35 коп. печаталась значительно большим тиражом, чем в 70 коп., так как она предназначалась для самого распространенного вида почтовой корреспонденции — закрытого иногороднего письма.

15. 9.1918.

В середине 1918 г. молодая Советская республика оказалась перед суровыми испытаниями. Навязанная империалистами и внутренней контрреволюцией Гражданская война охватила пламенем всю Советскую страну. Народ поднялся на защиту завоеваний Октября. Но даже в самый разгар ожесточенных боев Советское правительство не переставало заботиться о развитии социалистической связи, о все большей доступности почтовых услуг рабочим и крестьянам. Осенью 1918 г. Советское правительство нашло возможность значительно снизить плату за пересылку основных видов внутренних почтовых отправлений. С 15 сентября 1918 г. вводились в действие вторые советские тарифы:

31.10.1919

За пересылку и доставку почтовых карточек, местных и иногородних—10 коп.;

за пересылку и доставку простого (закрытого) письма:

местного, за каждые 15 г. веса — 15 коп.;

иногороднего -//-  — 25 коп.;

дополнительный сбор за заказ — 25 коп. с каждого отправления.

Снижение тарифов преследовало и еще одну важную цель. Едва началась Гражданская война, как трудностями, выпавшими на долю Советской власти, не преминули воспользоваться разнокалиберные дельцы и предприниматели. На территории Советской республики, как грибы, возникали то тут, то там десятки мелких частных почтовых контор и агентств по пересылке и доставке корреспонденции. Они принесли немалый ущерб государству. В результате деятельности этих частных контор и агентств уменьшалась доходность советской почты, подрывалась государственная монополия на организацию в стране почтово-телеграфных сообщений. Снижение советских почтовых тарифов нанесло сильнейший удар по деятельности частных агентств. Этому способствовало и вступавшее в силу специальное постановление Коллегии Наркомата почт и телеграфов РСФСР об усилении уголовной ответственности за частную перевозку корреспонденции.

Любопытная и почти неизвестная филателистам деталь: за границей были даже сфабрикованы специальные «почтовые» марки для частных агентств (одна из них, воспроизводимая здесь, публикуется впервые). Текст на них гласил: «Частная марка 1918 года. Согласно соглашению между отправителем и получателем почтальону, доставившему это письмо, уплачивается получателем десять (10) копеек». Однако «марки» эти так и не успели дойти до заказчика, не помогли никакие «соглашения» — к осени 1918 г. частным конторам пришел конец, и все управление почтовым делом в республике сосредоточилось в руках государства. И в немалой степени способствовали этому вторые советские почтовые тарифы.

1.1.1919.

Одним из наиболее примечательных событий в истории отечественной почты тех лет явилось введение с 1 января 1919 г. бесплатной пересылки простых писем, 24 декабря В «Известиях ВЦИК» был опубликован специальный Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР. В нем говорилось:

«Совет Народных Комиссаров, считая, что более постоянный и широкий обмен перепиской между пролетариями города и бедняками деревни служит еще большему за креплению союза между ними и содействует, таким образом, делу организации революционно-социалистических сил России, находит необходимым упростить и облегчить дело почтовой переписки.

В этих целях Совет Народных Комиссаров постановляет:

14.8.1921.

1) С 1-го января 1919 года установить в Советской России бесплатную пересылку открытых и закрытых простых писем, весом не свыше пятнадцати граммов.

2) Простые письма, весом свыше пятнадцати граммов, и заказные почтовые отправления оплачиваются на обычных основаниях полным весовым и за заказ сбором.

3) Бесплатная пересылка простых открытых и закрытых писем распространяется и на корреспонденцию, идущую в пределы Советской России из других стран. ...Одновременно с этим, Народному Комиссариату почт и телеграфов поручается через посредство Комиссариата иностранных дел довести до сведения трудящихся масс всех иностранных государств об их праве отправлять в Россию простые открытые и закрытые письма без оплаты марочным сбором».

Декрет подписан Председателем Совнаркома — В. И. Лениным и Наркомпочтелем — В. Н. Подбельским. То было третье изменение советских почтовых тарифов.

Бесплатная пересылка писем заметно снизила расход знаков почтовой оплаты в республике. Поэтому вопрос о выпуске новых советских почтовых марок был временно отложен до августа 1921 г., когда вновь была введена платность почтовых услуг. Но для коллекционеров письма, прошедшие почту в период их бесплатной пересылки, являются интереснейшими филателистическими документами, хотя марок на них и нет.

О бесплатной пересылке простых писем весом до 15 г. не раз уже писалось в филателистической литературе. Остался, однако, совершенно неизвестным тот факт, что в 1920—1921 гг. разрабатывался проект бесплатной пересылки любой корреспонденции,

который должен был привести к полной отмене всех почтовых марок. 2 апреля 1921 г. под заголовком «Реформа почтовых операций» газета «Известия ВЦИК» сообщала: «При Наркомате почт и телеграфов образована особая комиссия по вопросу о перестройке и упрощению работы почты. Намечены следующие мероприятия:

1. Полная отмена оплаты за все виды почтовых отправлений, позволяющая сосредоточить внимание и силы на технической обработке почты...

2. Изменение типа почтовых отправлений в сторону упрощения самого отправления и устранения всех лишних формальностей, осложняющих пользование почтой широкими массами рабочих и крестьян.

3. Устранение различий в обычной переписке на «простую», которой пользуются широкие массы, и «заказную...»

Уничтожение стеснений в весе бесплатных писем свыше 15 г., являющихся при отсутствии достаточного количества бумаги ненужными... и требующими наличности точных весов даже в упрощенных почтовых пунктах...»

Проект этот после всестороннего обсуждения, в котором участвовали многие почтовые округа страны, принят не был.

1.11.1919

В связи с дальнейшим падением курса бумажного рубля, которое началось еще в период первой мировой войны и особенно обострилось при Временном правительстве, Наркомпочтель РСФСР вынужден был в 1919—1923 гг. неоднократно пересматривать почтовые тарифы.

С 1 ноября 1919 г. в Москве и Петрограде, а с 5 ноября — во всех прочих районах республики вводились четвертые советские почтовые тарифы:

пересылка и доставка простого письма весом до 15 г. и почтовой карточки — бесплатно;

за пересылку и доставку простого (закрытого) письма свыше 15 г., а также за заказное письмо за каждые 15 г. — 1 руб.;

дополнительный сбор за заказ — 3 руб.; за пересылку и доставку заказной почтовой карточки — 3 руб.

9.3.1920

Интересной особенностью тарифов был отказ от деления корреспонденции на местную и иногороднюю, что несколько упрощало обработку писем и бандеролей на почте. Новые тарифы заметно повысили расход марок рублевых достоинств. И в скором времени во многих почтовых учреждениях страны этих марок стало не хватать. Поэтому временно было разрешено (напр., на Украине, в Вологодской губернии и др.) получать плату за заказные отправления деньгами, а на конвертах делать соответствующую пометку: «За неимением марок сбор взыскан наличными ... руб., ... коп.»

10.3.1920

С 10 марта 1920 г. в Москве и Петрограде, а с 20 марта и в остальных почтовых округах вводились в действие пятые советские тарифы:

пересылка и доставка простого письма весом до 15 г. и почтовой карточки — бесплатно;

за пересылку и доставку простого (закрытого) письма свыше 15 г., а также заказного письма за каждые 15 г.— 5 руб.;

дополнительный сбор за заказ — 5 руб.;

за пересылку и доставку заказной почтовой карточки — 10 руб.

14.8.1921

Одновременно производилась переоценка в 100 раз стандартных марок дореволюционной России достоинством от 1 до 20 копеек — теперь они поступали в продажу как рублевые, без каких бы то ни было надпечаток. Однако некоторые почтовые учреждения по собственной инициативе снабдили переоцененные марки добавочными подписями или ручными надпечатками.

В период действия пятых тарифов, 10 августа 1921 г., был сделан новый выпуск советских почтовых марок РСФСР достоинством в 1, 2, 5, 20 и 40 руб. (ГФК, №№ 1—5). Обратите внимание, как величина тарифа сказалась на тиражах марок:

1 руб.— 399.400 шт.

2 руб.— 398.450 шт.

5 руб.— 543.330 шт.

20 руб.— 289.760 шт.

40 руб.— 174.980 шт.

Не случайно наибольшим тиражом издана марка в 5 руб. Исходя из тарифов, такой номинал был наиболее удобен и необходим. Однако почтовая судьба этого интересного выпуска оказалась на редкость незадачливой: уже через пять дней — 15 августа 1921 г. — почтовые тарифы вновь изменились, и маркам суждено было выйти из обращения.

В. Карлинский