an image
Поиск
Это интересно

Впервые применили иллюстрированные открытки, на этот раз в качестве афиш, в театре города Хемница в Саксонии. На них была изображена одна из сцен пьесы, которая ставилась в тот вечер. Эти открытки пользовались большим успехом. Многие покупали их по нескольку экземпляров и рассылали знакомым с надписью: «Поклон из театра во время спектакля».

Анонс

Почту доставляет самолет. Заметки по истории отечественной авиапочты

С почтовых миниатюр смотрят на нас В. Чкалов и М. Громов, герои-стратонавты А. Васенко, П. Федосеенко и И. Усыскин. Многие выпуски советской авиапочты посвящены исследованиям, которые проводились на арктических станциях «Северный полюс». Изданы марки, отметившие ледовый рейс ледокола «Малыгин» и его встречу с дирижаблем в района Северного полюса, серия в честь первых Героев Советского Союза, на которой запечатлена Челюскинская эпопея.

На двадцатикопеечной марке, поступившей в обращение в 1965 г., воспроизведен новый советский самолет — гигант АН-22, «Антей». Он может принять на борт до 80 тонн груза и пролететь с ним свыше пяти тысяч километров.

В ближайшее время просторы пятого океана будут бороздить «ТУ-134», обладающие крейсерской скоростью 850—900 км в час, 186-местные «ИЛ-62». На воздушных трассах появятся сверхзвуковые гиганты «ТУ-144».

Наши самолеты совершают регулярные рейсы в 50 стран мира; установлена прямая воздушная связь со столицами 39 государств. Воздушные корабли доставляют письма в тропики и в покрытые льдами Арктику и Антарктиду. Аэрофлот ежегодно перевозит 225 тыс. тонн авиапочты.

Может быть, пройдет всего несколько лет и гигантские космические корабли помчат корреспонденцию в неизведанные просторы далеких миров. А затем, возможно, почта уступит место другим способам обмена информацией. И грядущие поколения, рассматривая почтовые марки нашей эпохи, будут воссоздавать страницы истории, подобно тому, как мы по древним монетам изучаем историю ушедших цивилизаций.

Можно ли было полвека назад предположить, что протяженность наших авиатрасс достигнет свыше полмиллиона километров?

Постараемся же по маркам и почтовым документам проследить, с чего начиналась отечественная гражданская авиация, каков путь, пройденный ею.

Первые полеты.

Гражданской авиации и воздушной почты в царской России не существовало.

Только с победой Великого Октября началось широкое развитие отечественной авиационной промышленности. По личному указанию В. И. Ленина Народный комиссариат по военным делам 25 января издает приказ № 84, который предписывает «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». К марту 1918 г. из разрозненных отрядов авиационных частей бывшей царской армии формируется Рабоче-Крестьянский Красный Военно-Воздушный флот. В его состав, кроме иностранных машин различных марок, вошли первые отечественные военные самолеты «Лебедь-ХII» и «Илья Муромец».

31 марта 1918 г. военный летчик Н. И. Петров с грузом воздушной почты и одним пассажиром на борту совершает рекордный перелет из Петрограда в Москву. Вылетев в 15 час. 40 мин., он через 4 часа 10 мин. приземляйся на Ходынском аэродроме в Москве, покрыв расстояние в 600 км.

Продолжение ...

Контакты
an image

Уральский центр частных коллекций

620075 Екатеринбург, ул. Красноармейская, 10, Бизнес-центр Антей.
E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
 
 
 
 


Улица моего детства

В моем альбоме не много марок. Специалист едва ли обнаружит в нем редкости. Я собираю такие марки, которые для меня чем-то памятны. Может быть, это увлечение кое-кто назовет дилетантством, по мне очень дороги почтовые миниатюры, которые возвращают меня на улицу моего детства.

Одна из них выпущена в 1939 году. Автор ее — художник Н. Шевердяев. В лилово-коричневых тонах изображена библиотека им. В. И. Ленина и часть Моховой улицы...

марка 655 библиотека им. В.И. Ленина и часть Моховой улицы 1939 год

Я помню, когда по Моховой ходил трамвай — «Аннушка» и его ранние звонки будили меня по утрам. Все, что застыло в миниатюре, мне представляется живым говорящим, движущимся. Сам облик улицы имеет для меня определенную значимость и создает настроение.

Когда столица встречала славных папаниицев, и с крыш летели разноцветные листовки, улица улыбалась. Она словно бы надевала нарядное платье моей матери. Но я помню, когда эти дома будто запахнулись в солдатскую шинель, в которой отец ушел на фронт. Родная улица, она такая разная, и она — одна: и древняя, и молодая.

Еще в XV веке о ней упоминалось в летописи. Названием своим улица обязана обычному мху, который привозили в город крестьяне и продавали его. Москва была далеко не вся белокаменной, и мхом горожане конопатили свои деревянные дома.

Украшением улицы в то время был дворец великой княгини Софьи Витовтовны, жены Василия I. Дворец стоял там, где нынче здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Восточнее раскинулось небольшое село Ваганьково. Ближе к Кремлю тесно лепились курные избы, церквушки, купеческие лавки. При Иване Грозном Моховая извивалась от Знаменки (теперешней улицы Фрунзе) до Троицких ворот.

В XVII веке на месте дворца Софьи Витовтовны уже стояли хоромы князей Шуйских, а в конце века — дом думного дьяка Автамона Иванова. Здесь же, на холме, высилась церковь Николы Стрелецкого.

В XVII веке князь А. А. Меньшиков построил дом на углу Моховой и Знаменки, который в 1782 году перешел к П Е. Пашкову, потомку денщика Петра I. Обладатель огромного состояния, Пашков решил построить для себя новый дом. Его заказ выполнил знаменитый архитектор В И. Баженов, который создал в 1786 году замечательный ансамбль. Современники называли его «одним из чудес мира», а в просторечье — «Пашков дом» (на марке он изображен на втором плане).

В первой половине XIX века «Пашков дом» занимали дворянский институт, мужская гимназия, а в 1862 году в нем был основан Румянцевский музей. В наши дни здесь расположился общий читальный зал Библиотеки имени В. И. Ленина.

В середине XIX века дом Пашкова перекупил богатый подрядчик Скворцов. В 1875 году он разобрал

Большой каменный мост и на его месте построил железный. Предприимчивый делец из высвободившегося камня отстроил для себя «скромное жилище» в пять этажей, которое в последующие годы было объединено фасадом с современным строением. Это дом, в котором я жил.

Реконструкция столицы в 1930 году изменила облик старой улицы. Были снесены ветхие домишки, многочисленные ограды, остатки «Пашкова сада». На их месте по проекту архитекторов В. А. Щуко и В Г. Гельфрейха выросли новые корпуса Библиотеки имени В. И. Ленина. В 1935 году улицу украсила станция метро «Библиотека имени Ленина».

Моховая связана с именем Владимира Ильича. В феврале 1897 года он несколько дней занимался в Румянцевской публичной библиотеке перед тем, как отбыть в Минусинскую ссылку. Эта улица знает много замечательных имен. В доме № 4/7 размещалась приемная всесоюзного старосты М. И. Калинина. В дни работы XXII съезда КПСС Моховая была переименована в Проспект Маркса.

Улица моего детства — одна из древнейших улиц столицы. Но облик ее молодеет, как и сам город. О ее будущем мне рассказал начальник 12-й мастерской Моспроекта Борис Сергеевич Маркус.

Существует генеральный план реконструкции центра города. Разумеется, многое из того, что намечено» — дело будущего. Но первый этап этого плана осуществится уже к 1980 году.

Предполагается снесли целый квартал между Проспектом Маркса и Александровским садом. На его месте будет разбит огромный парк с цветниками и газонами. Вокруг Кремля возникнет широкое зеленое кольцо. Реконструкции подвергнется и вся северо-западная часть Проспекта Маркса.

По плану реконструкции будут сохранены застройки XVIII—XIX вв., такие памятники зодчества, как Манеж, дом Пашкова, дом-музей М. И. Калинина.

Наш разговор подходил к концу, когда в кабинет Маркуса протиснулся мальчишка лет десяти. Оказывается, это сын Бориса Сергеевича, Костя. По альбому, который он робко прятал за спиной, нетрудно было догадаться: парень, безусловно, принадлежит к беспокойному клану юных филателистов.

Итак, пароль—марка Знакомство состоялось. Перелистываю страницы Костяного альбома. Мелькают цветные квадратики А вот и знакомая марка, лилово-коричневая Родная улица. На мгновение она вдруг представилась именно такой, какой непременно вскоре станет 11 мне подумалось, что в Костином альбоме, наверняка, появится марка с новой улицей моего детства.

Ю. Баранов